6 апреля стартовал прокат третьей режиссерской работы Зака Браффа «Уйти красиво», ремейке комедии 1979 года о трех стариках, решивших ограбить банк, так как терять им уже нечего, а тюрьма будет не хуже дома престарелых. В главных ролях самые элитные старики Голливуда: Морган Фриман, Майкл Кейн, Алан Аркин и Кристофер Ллойд (пусть у него, по сути, здесь лишь раздутое камео вместо полноценной роли).
Я очень тепло отношусь к Браффу, не только за его главную роль в сериале «Клиника», который был глуповатым, но милым и изобретательным, а прежде всего за его первый фильм, «Страну садов», где он выступил как в качестве режиссера и сценариста, так и исполнил главную роль, взяв на роль своей девушки юную Натали Портман, а на роль приятеля – Джима Парсонса.
Это абсолютно потрясающая драма, один из самых искренних и человечных фильмов, что я видел. И я с куда большим удовольствием бы сейчас написал бы статью о нем (так как про «Страну садов» можно говорить часами), чем возвращался к новой картине Браффа, потому что про нее, к сожалению, мне практически нечего сказать.
Это, безусловно, не плохой фильм. Он работает как комедия и скуки не вызывает, проблема одна – он абсолютно конвейерный.
Я не скажу, что он лишен любви к материалу или человеческой теплоты, нет, просто Зак, снявший до этого две оторванные от привычного Голливуда инди-драмы, внезапно снимает типичный студийный фильм, где все разыграно как по нотам – очень знакомым, проверенным нотам.
Три старика работали на заводе всю свою жизнь, вышли на пенсию и внезапно узнали, что фирма закрывает свое производство в штатах, ставшее слишком дорогим, переносит его в Азию, а вместе с этим и упраздняет пенсионный фонд. Раз у них нет производства в Штатах – нет и ответственности перед рабочими, поэтому деньги пенсионного фонда фирма просто пустила на погашения долгов.
Короче, пенсии нет и не будет, а тем временем у одного друга отказывает почка, другого банк выселяет из дома, третий и без того живет на раскладушке у первого. Ситуация критическая, все трое остались без средств к существованию и могут пойти по миру.
Заводила банды в исполнении Майкла Кейна случайно оказывается в банке в то время, как его грабят – у преступников все выходит так легко и складно, что старик задумывается о собственном ограблении. Он убеждает остальных, что даже тюрьма будет для них благоприятным исходом, ведь это бесплатный ночлег и еда для них-банкротов, и старики начинают планировать операцию, заручаясь поддержкой нанятого за процент будущего куша местного «криминального элемента».
Грабить они собираются тот самый банк, что отнял их деньги и пытается отобрать дома, поэтому старая гвардия решает взять лишь то, что им задолжали и ни цента больше. Подобную идею мести банку мы уже видели недавно в замечательном «Любой ценой», да и до этого она встречалась довольно часто.
Первое, что должно работать в подобной задумке – это персонажи. Три героя должны быть достаточно проработанными, раскрытыми, отличаться друг от друга и вызывать симпатии зрителя каждый по-своему. Майкл Кейн, Морган Фриман и Алан Аркин отлично смотрятся вместе, в их крепкую дружбу верится без труда. К моему удивлению, именно Аркин, наименее известный широкой аудитории из этой троицы, произвел на меня самое большое впечатление.
Персонажей старательно раскрывают не через некие затяжные атмосферные сцены, а через дополнительные сюжетные линии: герой Фримана вынужден общаться с дочерью и внучкой по скайпу, так как они живут далеко, а он мечтает видеть их чаще раза в год. Внучка героя Кейна растет без отца, тот сбежал от ответственности, а старик пытается наставить его на путь истинный. Персонаж Аркина после некоторого сопротивления прогибается под чарами знакомой продавщицы, с которой у них начинается страстная интрижка.
Это все побочные сюжетные линии, собранные из до того базовых и знакомых блоков, что практически не сближают нас с персонажами. Мне показалось, что в оригинальной версии 1979 года героев пытались раскрыть через более неожиданные моменты, через ощущения и детали нежели через факты и отношения с семьей, поэтому, несмотря на то, что мы знали о персонажах меньше, мы больше их понимали.
Сцена из оригинала 1979 года
Трейлер ремейка 2017
Что расстроило меня больше всего, так это сама сцена ограбления. Казалось бы, центральное событие фильма, но по продолжительности, увлекательности и неожиданным поворотам оно уступает даже предшествующей сцене «пробы пера». Вот она действительно прекрасна – старики решают не идти сразу в банк, а опробовать свои силы в небольшом преступлении – воровстве из супермаркета.
Это великолепно разыгранная комедийная сцена на грани фарса с отличным юмором и динамикой, она выделяется на фоне остального фильма, так как кажется, что это единственный момент, когда картина позволила себе оторваться и действительно уйти в фан без попыток драматизации.
По сравнению с ней главное ограбление бледнеет – нет там уже ни нелепых ошибок, ни уморительной погони, все происходит довольно скучно и довольно быстро.
Да, Брафф постарался обставить ограбление в духе «Одиннадцати друзей Оушена» – с тщательной подготовкой, изучением места, положения камер, разработкой алиби – это все получилось действительно интересно. Но опять же, вся эта подготовка выливается в довольно скучную реализацию плана. Хотя именно здесь, казалось бы, нужно было сконцентрировать все креативные силы и выдать нечто запоминающееся.
Да, это не «Схватка» с ее легендарной затяжной перестрелкой после ограбления и не «Темный рыцарь» с последовательным отстрелом преступников, и даже не «Ограбление по-итальянски», где главную роль играл все тот же молодой Майкл Кейн, с запоминающейся погоней на «Мини».
И все же, здесь нужно было придумать нечто свое, комедийное, непредсказуемое и увлекательное, но создатели фильма почему-то решили не уделять ключевой сцене достаточного внимания.
«Уйти красиво» это качественный, но проходной фильм. Брафф показал себя умелым режиссером, но я не могу сказать, что увидел хоть что-то, что он добавил от себя, от чувственного и вдумчивого режиссера «Страны садов» и «Хотел бы я быть здесь». Это очень стерильная голливудская режиссура столь же невыразительного, стандартного сценария, выстраивающего умеренно связное и увлекательное повествование из стандартных блоков.
Да, в фильме затрагивается проблема банков, грабящих страну, и социальной нестабильности, которая из этого вытекает, но я не могу сказать, что это делает его внятным политическим или социальным высказыванием.
Вышла не отрывная комедия про трех стариков, решивших совершить нечто рискованное и удалое ради ярких ощущений напоследок, а картина об отчаявшихся пенсионерах, которым не оставили особого выбора, кроме как пойти на преступление. Это уже не особо смешно и уж точно не дышит энергией фильмов, вдохновляющих вырываться из собственных рамок и жить на полную.
Возможно, для многих это будет плюсом, так как фильмов про «дедов в отрыве» уже было достаточно, включая «Дедушку легкого поведения» и «Старперцев» с тем же Фриманом, и они все получились гораздо хуже, чем «Уйти красиво».
Некоторые критики призывали не пытаться анализировать картину сверх меры – это простая классическая комедия, нацеленная на ту же пожилую аудиторию, которая может посмотреть в кино на героев, с которыми мгновенно почувствует связь. Нестрашно, что фильм вышел не слишком бойким, оригинальным и экспериментальным.
Если вы хотите посмотреть хорошую теплую комедию, «Уйти красиво» вам более чем подойдет, но не стоит ждать от нее чего-то большего.
Многие фильмы, на которые я писал рецензии в последнее время, были потрясающе красиво сняты («Молчание», «Живое», «Лекарство от здоровья») и заслуживали того, чтобы сходить на них в кино и посмотреть на большом экране, даже если это были драмы, а не блокбастеры с их зрелищными спецэффектами.
Фильм Браффа можно смело смотреть дома, правда, его выхода на домашнем видео ждать придется еще до полугода. Если вам прямо сейчас необходима классическая комедия без сортирного юмора с отличными актерами – идите в кино не раздумывая.
Источник