Рецензия на «Убийство в Восточном Экспрессе»

9 ноября в наших кинотеатрах вышло «Убийство в Восточном экспрессе», экранизация одного из самых знаменитых произведений Агаты Кристи с участием Эркюля Пуаро. На этот раз историю про интригующее преступление в роскошном поезде взялся ставить Кеннет Брана, который недавно простоял весь «Дюнкерк» на причале в образе адмирала, а до этого снял первого «Тора» и ряд киноверсий шекспировских пьес. Многие, впрочем, знают его прежде всего как Златопуста Локонса из фильмов о Гарри Поттере.

Из всех преступных сценариев Кристи «Восточный экспресс» – один из самых пафосных и невероятных. Сеттинг, персонажи, схема убийства – правдоподобие принесено в жертву максимальной яркости и фактурности. Среди пассажиров элитного поезда русская княгиня, американский аферист, венгерская графская чета и так далее, что ни персонаж – громкое имя, четкий архетип, так что зритель/читатель вряд ли перепутает столь очевидно разных персонажей, тем более что играют их здесь сплошь знакомые лица: Дэйзи Ридли, Пенелопа Крус, Уиллем Дефо, Джуди Денч, Джонни Депп, Джош Гад и Мишель Пфайффер.

Чтобы окончательно оторвать уши, за которые притянута вся эта полная чудесных совпадений ситуация, Пуаро по чистой случайности оказывается в поезде, где при нем совершается изощренное убийство (обычно его все же вызывали на место преступление постфактум).

Все эти условности лучше принять заранее, так как несмотря на них и отчасти благодаря им, Кристи удается создать одну из самых красивых и концентрированных историй в жанре. Это не просто очередное таинственное убийство в череде раскрытых гениальными сыщиками, это квинтэссенция детектива, попытка создать всеобъемлющую мета-историю, посвященную не какой-то конкретной загадке, а портрету жанра, эпохи и людей того времени. Помогает и то, что в основу этой крайне надуманной истории положено вполне реальное преступление, одно из самых громких убийств века, оставившее свой отпечаток на людях по всему миру. 

В «главных фильмах ноября» я уже писал, что Брана отлично подходит для экранизации подобного материала, учитывая его склонность к театральности. Яркие типажи, изящная гипертрофированность всей ситуации и интрига, очищенная от всего лишнего — все это как нельзя лучше вписывается в стиль Браны. Как обычно, он сам решил исполнить главную роль, приделав себе максимально нелепые усы и довольно искусный французский акцент. В дубляже акцент сделали не таким ярким, поэтому в идеале «Убийство» лучше как-нибудь пересмотреть в оригинале.

Брана снимает пьесы как пьесы, не стремясь добавить в театральную постановку реализма, как делают многие другие режиссеры при экранизации такого материала. Он наоборот пытается передать ощущение театра на экране – яркие декорации и костюмы, широкие жесты, громкие фразы, поэтому гипертрофированность сюжета Кристи получает поддержку и развитие в помпезной подаче Браны. 

Впрочем, Кеннет умеет снимать и куда более камерно, сдержано, ведь великолепного «Сыщика» с Джудом Лоу и Майклом Кейном поставил тоже он.

Многие решения в «Убийстве в Восточном экспрессе» простые и очевидные, классические до боли: множащееся в зеркалах лицо двуличного персонажа, короткие перебивки на вздыхание Пуаро над портретом любимой и так далее, Брана явно не боится быть топорным местами и здесь ему это легко прощаешь. Часть персонажей меняют национальность в этой версии, чтобы завести неизбежный в наше время разговор о равноправии рас, добавляется отсутствующий в романе экшен, хоть и в нераздражающих, разумных пределах.

Но даже со всеми изменениями и незначительными добавлениями, «Убийство» – все еще крайне старомодный и театральный фильм с неторопливым сюжетом, акцентом на персонажах и ощущении таинственности, что крайне непривычно для современного зрителя. 

Если честно, я получил от фильма большое удовольствие. После хаоса блокбастеров, которые обращают все меньше внимания на вменяемость своего сюжета и грамотную подачу его элементов, посмотреть картину, которая заботится об этом в первую очередь, очень приятно. Я верю, что этот фильм может стать некой терапевтической перезагрузкой рецепторов для многих зрителей. Качественная синематография, роскошные декорации и непровисающая динамика истории помогают снизить контраст с боевиками и фантастикой, так что фильм не ощущается скучным и пустым.

Конечно, он подойдет не всем и перед походом в кино лучше точно понять, что вы будете смотреть и любите ли вы подобные истории, но на мой взгляд Брана качественно подал классическую историю для современного зрителя. Да, не все изменения удачны, но общее впечатление определенно положительное. У фильма есть свой стиль, есть цельность и внутренняя энергия, напряжение и желание раскрыть тайну, необходимые для хорошего детектива.

Учитывая звездный состав, актерская игра должна быть отдельным источником удовольствия и жаловаться тут действительно не на что. 

Но из-за обилия героев ни одному из них не уделяется достаточно времени для создания действительно живого образа, персонажи скорее представляют свою позицию весь фильм, нежели двигаются внутри собственных арок, способных преобразить героя к финалу. Поэтому я не могу сказать, что хоть кто-то из прекрасных актеров сильно запоминается в этом образе, кроме, возможно, Джоша Гада, но его просто непривычно видеть в серьезной роли, с которой он более чем справляется, и самого Браны в роли Пуаро.

Брана изображает бельгийского детектива более карикатурным и эксцентричным, нежели тот же Дэвид Суше (он играл Пуаро в сериале, который я тоже советую), но конкретно в этой истории такой подход выглядит оправданным и уместным. В финале Кеннет и вовсе умудряется превратить Пуаро в трагичного персонажа, обремененного философской дилеммой, и за этого его нельзя не похвалить. Его Эркюль более человечен, ярок и интересен, чем довольно черствый, пусть и куда более реалистичный вариант Суше.

Дэвид Суше и Тоби Джонс в сериальной версии «Восточного экспресса» 2010 года

Дэвид Суше и Тоби Джонс в сериальной версии «Восточного экспресса» 2010 года

Это не первая экранизация романа, вышедшего еще в 1934 году. Есть и оскароносный фильм Сидни Люмета 1974 года с Альбертом Финни, Ингрид Бергман, Шоном Коннери и Энтони Перкинсом (потрясающий хозяин отеля из «Психо» Хичкока), и эпизод сериала с Дэвидом Суше 2010-го, где снимались Тоби Джонс и Джессика Честейн, и неудачный фильм 2001 года с Альфредом Молина.

Бране как минимум удалось создать нечто, выглядящее достойно в этом ряду, привнести что-то свое. Он попытался вывести детективную историю на уровень притчи, портрета эпохи, психологического парадокса и размышлений на тему справедливости. Естественно, все это было заложено еще самой Агатой Кристи, но он уделил этому аспекту особое внимание.

Концовка становится особенно театральной с прямолинейной отсылкой к тайной вечере, где Брана превращает ключевой для детективов момент раскрытия сыщиком убийцы и схемы преступления в нечто большее: исповедь, монолог о добре и зле. Это могло выйти (и должно было выйти) крайне картонно, но почему-то цепляет. Простая фраза Пуаро «Все было просто. Было хорошее и плохое. А теперь есть вы…» вкупе с задумчиво-долгим пейзажем с отъезжающим поездом оставляет сильное впечатление после сеанса, это даже больше, чем я ожидал перед просмотром. Да, все это прописные истины, выведенные из надуманной истории о карикатурно-выпуклых персонажах, но это воспринимается как умышленное упрощение с целью высказать нечто большее, нарисовать простую, но очень универсальную и яркую картину. 

Итог

Это приятный старомодный фильм, который осовременили в разумных пределах. Нововведения выпирают иногда и как откровенно неудачные решения, но общее впечатление они окончательно испортить не в силах.

Брана справляется с главным – правильной подачей, работающей динамикой, атмосферой тайны и уместным театральным пафосом, позволяющим вывести историю на новый уровень.

Я советую сходить на эту картину всем, кто чувствует усталость от однообразия современных премьер, от беспорядочности разваливающихся на экране историй, предпочитающих нанизывать гэги и экен на нить довольно условного сюжета, нежели кропотливо выстраивать события в историю, которая позволяет эмоциям зрителя перетекать одна в другую, наращивая мощность финального впечатления.

 
Источник

Кино и сериалы

Читайте также