Открывается третий сезон с помпой: 1984 год, на скованной снегом и льдом секретной базе «злые русские» пытаются открыть свой портал в «обратную сторону». Заканчивается все неудачей. Наблюдающий за процессом генерал свирепеет и под негласный гимн Красной армии приказывает казнить провинившегося ученого, чтобы остальным неповадно было. Новая попытка «первого контакта» назначена на следующий год.
Туда и переносится зритель. Знойное лето 1985-го. Хокинс отошел от нашествия демопсов и вовсю развивается. В городе построили огромный торговый центр, который задавил всю частную торговлю. Из-за этого возле ратуши регулярно проходят митинги.
В кинотеатре вовсю крутятся «Назад в будущее» Земекиса и «День мертвецов» Ромеро, на радио играют Duran Duran, а гидроперитные блондинки попивают кока-колу из новомодных жестяных баночек. Дети тоже выросли. Играть в D& D им теперь куда менее интересно, чем познавать противоположный пол. То же самое касается и взрослых. Уже в первых сериях авторы заходят на территорию мыльной оперы, обозначая аж несколько любовных хитросплетений — даже кудрявый Дастин находит себе девушку. Ее, правда, пока никто не видел. Но в центре, естественно, отношения Майка и Оди.
Ребята больше не скрывают своих чувств и бесстыдно целуются, что раздражает шерифа Джима Хупера — опекуна девочки. В свою очередь, он испытывает чувства к Джойс Бирс, которая в прошлом сезоне потеряла любимого мужчину.
Но спокойная жизнь продолжается недолго. Сперва в городе начинаются перебои с электричеством, затем в заброшку на окраине сбегаются полчища крыс. В общем, снова начинает твориться какая-то чертовщина.
Удручает то, что никаких кардинальных сюрпризов третий сезон не подготовил. Правда и неожиданность никогда на была коньком для «Очень странных дел», можно даже объяснять бешеную популярность сериала главным образом ностальгическим попурри из 1980-х. Большая часть экранного действа состоит из оммажей эпохе — однако наповал этот прием может сразить лишь западного зрителя.
Все эти прически-маллеты, аркадные автоматы и толстовки GAP здесь не менее важны, чем книги Кинга, фильмы Карпентера и музыка Bon Jovi, но считать бытовые моменты гораздо сложнее прямых поп-культурных отсылок. Да и только на ностальгии по определенной эпохе (пусть даже очень раскрученной) в отдельно взятой стране (пусть даже произведшей на свет большую часть современной массовой культуры) произведение не построить. Например, «Первому игроку приготовиться» это удалось с большой натяжкой — что книге, что фильму.
Международным феноменом сериал стал из-за мастерской режиссуры братьев Даффер. «Очень странные дела» — полностью авторский проект, который они не только сняли, но и написали, поэтому все происходящее на экране ощущается невероятно органично.
Персонажи, события и даже контекст полностью подчинены истории, придавая ей объем. Однако, пишут все серии тоже Дафферы, и к третьему сезону они ударились в серьезные самоповторы — и даже самоповторы самоповторов из 2 сезона. Не будем спойлерить, но мистическая интрига второго плана идентична тому, что зрители уже видели раньше.
Да и сюжетных шероховатостей прибавилось. Реинкарнацию теневого монстра-спрута объясняют просто: «Он вернулся». Почему нельзя было углубить лор? Придумать новое чудовище? Рассказать больше про параллельное измерение, в конце концов? Ответов на эти вопросы нет. Вероятно, братья так любят свое детище, что никому его не доверяют, даже более талантливым сценаристам. От этого страдает история и буксует темп повествования — однако характеры героев до сих пор прописаны мастерски.
Вспомните первый сезон. Там Одиннадцатая предстала перед зрителями в скомпилированном образе жертвы Освенцима и ребенка-Маугли, но с помощью друзей ей удалось социализироваться, преодолеть комплексы, научиться состраданию и, в конечном итоге, влюбиться — просто феноменальное развитие персонажа за 8 серий.
Остальные персонажи тоже не статичны. Причем это касается и новых лиц. Если в прошлый раз пополнение в касте было необходимо для комичных моментов и разбавления хронометража, то сейчас через них авторы доносят явно возросшую социальную позицию.
Мэр Хокинса олицетворяет пороки победившего капитализма. Деньги и власть ему гораздо интереснее блага народа. Прямо в камеру он говорит о том, что может делать все, что ему угодно, а электорат запомнит лишь устроенный им праздник в честь дня Независимости.
Еще один политический персонаж-новичок обитает в местной газете и издевается над Нэнси — сестрой Майка, — которая работает там секретаршей. Все бы ничего, но внешность этого мужчины один-в-один Трамп.
Шовинисткие и расистские шутки лишь добавляют в этот образ большее сходство с действующим президентом США, которого «интеллектуальным» американцам принято ненавидеть. Но больше всего создатели оторвались на наших соотечественниках, введя в сюжет «злобных русских», которыми пугали предыдущие два сезона. Тут и славянский аналог доктора Йозефа Менгеле, и безумный генерал, и его садист-приспешник. Уровень клюквы достигает фильма «Красная жара» (он, кстати вышел в 1988 году).
Не совсем понятно, выступает ли такое отношение к русским троллингом на тему Холодной войны или создатели действительно считают нас за Иванов. В любом случае, подобная демонстрация нации в 2019 году, особенно после выхода «Чернобыля», не очень приятна.
В остальном «Очень странные дела» продолжают гнуть свою линию. Конечно, удивительно и даже жалко наблюдать, как очевидно смелый, единственный в своем роде проект стал мэйнстримом и с каждым новом сезоном все прочнее в нем закрепляется.
Но ничего лучше в жанре фантастических приключений для телевидения сейчас просто-напросто нет. Поэтому отношение к третьему сезону сродни ожиданиями от расширенной версии любимого романа — скажем, «режиссерки» The Stand Стивена Кинга. Много знакомого, но ради пары новых глав окунуться в эту историю хочется вновь и с головой.
Источник