Я до конца надеялся, что с третьим сезоном «Джессики Джонс» Netflix сумеют провернуть то же самое, что сделали с Сорвиголовой, чей последний сезон для многих стал самым сильным в линейке, несмотря на провисание во втором. К сожалению, этого не произошло.
«Джонс» получила реально мощный первый сезон, но сильно просела уже во втором, а в третьем тенденция лишь усилилась — он вышел совсем слабым. И как самостоятельное произведение и, тем более как финал всей супергеройской телесаги MarvelNetflix, которая навсегда изменила наше представление о том, какими могут быть сериалы по комиксам. Взрослыми, глубокими, драматичными и зрелищными.
Уже во втором сезоне «Джессики» чувствовалась определенная неуверенность сценаристов, они явно не знали, что конкретно делать дальше с этим героем и писали сезон скорее от «ну, можно рассказать вот об этом» чем от «у нас есть история, которая должна быть рассказана». Все сериалы линейки грешили объемными праздношатаниями героев, но здесь все расползалось по швам окончательно. Сезон сейчас даже сложно вспомнить как нечто яркое и отчетливое, о чем он был, что там происходило? Ясно, что основная линия касалась матери Джессики, но все так смазано и замусорено.
Как сохранится в памяти третий сезон, мне и вовсе сложно представить. Он крутится по большей части вокруг нового злодея и развития новой стороны Триш, которую нам затизерили в конце прошлого сезона, но все это вместе с раскрытием линий Малкольма и Хогарт смешивается в равномерную серую кашу.
Прошлый сезон тоже был блеклым, бредовым местами и очень хаотичным, и все же там были сильные моменты и амбициозные идеи, которые запоминались и производили впечатление, оправдывали хоть отчасти просмотр всего сезона. Здесь же я затрудняюсь найти хоть что-то по-настоящему сильное и яркое, что работало в моменте, что запомнится надолго и станет впоследствии лицом сезона в моей памяти. Были неплохие вещи, были интересные по задумке, но больше всего было просто техничной отработки очевидного. Чем будет заниматься Хогарт, узнав о диагнозе? Вероятно, этим и этим. Как долго Малкольм сможет продержаться у нее на службе, как он воспримет моральный аспект своих поручений? Скорее всего, вот так. Отлично, работаем.
Никаких смелых идей, как в прошлом сезоне, никакого взрывного противостояния, создающего бешеное напряжение, как в первом. Все очень лениво и очевидно. Такую сценарную работу обычно сравнивают с детскими задачками: «соедини точки» или «раскрась по цифрам». Вот тебе кусок картинки, в ней цифра 2, крась синим. Никакой творческой свободы, никакого напряженного труда — просто отрабатывай то, что материал сам тебе предлагает, и расслабляйся. Ну, наверное, Триш понесет вот сюда. Ну, наверное, Джессика будет против. Ну, наверное, мы сможем высосать из этого основной конфликт.
Смотреть этот сезон было как никогда мучительно, а убрать палец с кнопки «вправо» почти невозможно. Рука на перемотке обычно значит одно — сцена совершенно не интригует, чтобы жадно поглощать каждую секунду, потому что с самого начало становится очевидно, о чем она, что они собираются ей сообщать, и что помимо этой технической задачи сцена больше ничего не принесет. Не будет тут ни остроумных фраз, ни красивых ракурсов камеры, ни драматических моментов, где актеры могли бы продемонстрировать свой талант. Это просто ячейка с надписью «Джессика угрожает злодею», превращенная из точки на доске сценаристов в видеоряд — профессионально, но без какой-либо искры.
Злодей на этот раз получился совсем слабым. Ни сверхспособностей, ни особой интриги, ни привязки к прошлому Джессики — он привычнее бы смотрелся в «Декстере» или полицейском процедурале, но там таких и без того навалом.
Это в плане концепции, исполнение же вышло сильнее, чем представлялось для столь неудачной идеи. Герой получился достаточно сложным, пугающим и неоднозначным. К сожалению, этого оказалось катастрофически мало, чтобы создать действительно напряженное противостояние.
Конфликт со вторым, дополнительным злодеем, олицетворяющим больше борьбу внутреннюю, нежели физическое противостояние, получился, наоборот, многообещающим по задумке, но блеклым и лишенным интриги в реализации. Разрешение же этой линии и вовсе кажется натянутым, словно сценаристы придумали громкий финал, но не смогли убедительно к нему подвести. Обидно расставаться с некогда интересными героями на столь фальшивой ноте, но выбора нам не оставили.
Итог
Я писал обзоры на все сериалы Marvel/Netflix все эти 4 года и обычно они выходили куда объемнее, но на этот раз писать действительно не о чем. Здесь нет каких-то ярких моментов или шокирующих поворотов, которые можно обсуждать часами, нет обилия событий и нюансов, о которых хотелось бы спорить.
Уже второй сезон я не советовал смотреть тем, кому не понравился даже первый, но предлагал попробовать всем, кому персонаж понравился, потому что в этом месиве они могли найти ценные моменты, узнать больше о любимых героях. Третий сезон я вряд ли смогу посоветовать даже вам. Он не ужасен, как второй сезон «Железного кулака», но выматывающе безлик. Старые вопросы, которыми мы давно задавались как фанаты, были куда интереснее ответов, которые он предлагает.
Единственный повод смотреть этот сезон — необходимость закрыть гештальт.
Дойти с героями весь путь до конца, увидеть финал сериалов Netflix/Marvel (хотя не надейтесь, что сериал сюжетно даст хоть какие-то сцены прощания с героями, он вообще не вспоминает о существовании других персонажей этой вселенной за парой редких исключений). Стоит ли вашего времени подобный обсессивный импульс — решать вам.
Так совпало, что за последние пару месяцев мы увидели сразу ряд громких финалов, завершающих многолетние саги. «Мстители: Финал» поставили точку в истории из 20 с лишним фильмов, тянувшейся 11 лет, восьмой сезон «Игры престолов» завершил наше восьмилетнее путешествие по Вестеросу, а «Темный Феникс» подвел черту под девятью годами вселенной «Людей Икс» под патронажем студии Fox. И большая часть этих финалов вышла разочаровывающей, опустошающей даже.
Мстители, как ни странно, оказались самыми успешными в подвязывании бантов в конце, «Джессика», к сожалению, больше напоминает «Феникса» — слабое финальное произведение в некогда сильной линейке, которое стало последним из-за сугубо внешних причин (сделки студий), не успело хоть сколько-нибудь подготовиться к столь ответственной роли и в итоге выглядело вдвое хуже из-за свалившейся на него ответственности и выросших зрительских ожиданий. Обе этих франшизы заслуживали лучшего финала.
Теперь нам остается лишь ждать, как переизобретет этих героев (что Людей Икс, что Защитников) прибравшая все к рукам Disney. Вот только вряд ли у студии останется время и желание возвращать к жизни какую-то там Джессику, учитывая, что в их распоряжении сотни куда более ярких и популярных героев. Впрочем, надежда еще есть.
Рецензии на сериалы вселенной Marvel/Netflix
- «Сорвиголова» сезон 1, сезон 2, сезон 3
- «Джессика Джонс» сезон 1, сезон 2, сезон 3
- «Люк Кейдж» сезон 1, сезон 2
- «Железный Кулак» сезон 1, сезон 2
- «Каратель»: сезон 1, сезон 2
- «Защитники»
Всего в итоге вышло 13 сезонов в сумме, ровно по числу эпизодов в большинстве из них.
Источник