Рецензия на «Тихоокеанский рубеж 2»

Рецензия на «Тихоокеанский рубеж 2»

22 марта на наши экраны вышел «Тихоокеанский рубеж 2» — продолжение фантастического блокбастера дель Торо про бои гигантских человекоподобных роботов с кайдзю, но уже без дель Торо. Мексиканец остался лишь на роли продюсера, а режиссерское кресло занял Стивен С. ДеНайт, который раньше ставил лишь эпизоды сериалов («Сорвиголова», «Кукольный дом», «Ангел», «Тайны Смолвилля»), в которых был сценаристом и продюсером. Он же был создателем линейки сериалов «Спартак», которые вышли очень неплохими.

Оригинальный «Рубеж» сам по себе вышел противоречивым. От «оды любви аниме, мехам и кайдзю» режиссера-визионера такого калибра ожидали многого. Экранизации «Евангелиона», «Гандама» и «Годзиллы» в одном, серьезной драмы и великолепного, изобретательного, как обычно у дель Торо, визуала. Получили мы, мягко говоря, куда меньше, чем рассчитывали. Драма была картонной, дыр в сюжете было предостаточно, а сами битвы гигантских роботов и монстров не поражали воображение.

В прокате «Рубеж» провалился, не окупив огромный бюджет в 190 миллионов. Да, он собрал 411 по миру, но как я уже много раз объяснял, арифметика тут совсем не простая.

Нужно учитывать, что помимо указанного производственного есть еще маркетинговый бюджет, который обычно примерно равен первому, то есть уже почти 400 миллионов. А вот прибыль с билетов указывается не чистая для студии, а общая — сколько заплатили зрители. Вот только студии из этих денег приходит от двух третей (дома) до трети (от проката за рубежом), поэтому да, прибыли тут явно не было.

Так откуда тогда взялся сиквел? Студия решила вслепую повторить попытку? Ответ неожиданный, но простой: Китай. Благодарить за существование второй части нужно исключительно его. Первая картина собрала дома в США всего 101 миллион — меньше четверти от общих сборов (обычно на домашний прокат приходится примерно половина), лишь половину производственного бюджета, что обычно и обозначает провал, потому что сборы по миру возвращаются студии в куда меньшем объеме. А вот в Китае фильм собрал 111 миллионов (мы, кстати, третьи — но всего с 20 миллионами. И все же радостно, что Голливуд считает нас следующим большим рынком и хоть как-то, но ориентируется на российский прокат).

Китайцам по какой-то причине очень понравился «Тихоокеанский рубеж» — куда больше чем другим странам (яркий контраст с теми же «Последними джедаями», которые в КНР внезапно собрали очень мало). И они попросили сиквел, даже сняли его совместно с США. Поэтому в сюжете Китай играет важную роль, именно китайцы в картине продвигают новую идею егерей-дронов, управляемых удаленно одним пилотом (что позволяет избежать мороки с дрифт-совместимостью), и, учитывая производственные мощности КНР, это даже не противоречит логике (мелькает в фильме и Россия, один из боев проходит на Северной Земле).

Меня, правда смущает один нюанс — да, Китай супер-важен для Голливуда, это огромный рынок, способный окупать даже дорогие блокбастеры чуть ли не самостоятельно, именно поэтому мы видели столько подлизывания КНР в летнем кино — герои-китайцы («Эра Альтрона»), место действия — Китай («Трансформеры») и т. д. В КНР жесткая квота на прокат зарубежного кино, плюс политическая цензура, отметающая все более-менее серьезные и политически заряженные ленты, поэтому студии из кожи вон лезут, чтобы именно их картина попала в вожделенный список, но есть один минус — Китай отдает лишь 10% от прибыли с проката.

То есть, в теории, со 111 миллионов долларов в КНР Warner Bros. получили чуть ли не меньше, чем с 20 миллионов от российских зрителей.

Уверен, что в данном случае студия (кстати, сиквел хоть и снимала та же Legendary, дистрибуцией занимались уже не WB, а Universal) нашла способ, как снизить риски. Может, выбили больший процент прибыли, может, просто договорились о гарантированном прокате других картин студии в будущем, так или иначе гарантируя свою выгоду.

Сам сиквел можно назвать сносным — это, наверное, самое позитивное, что о нем можно сказать. Он слабее, расхлябаннее и жиже оригинала, уже нет ощущения той монументальной цельной истории, но, честно говоря, я думал, что все будет еще хуже. Он смотрится — нескучно, легко, в меру увлекательно. Естественно, картина полна шаблонов и дыр, но если сравнивать ее с другой тупой развлекательной франшизой про огромных роботов — «Трансформерами» — то я предпочту «Рубежи». Надо все же учитывать, что во многом ей навредили завышенные ожидания от имени дель Торо и расхайпленной идее об «экранизации всего меха-кайдзю аниме разом». Если бы нам заранее объяснили, что глубины там будет за весь фильм меньше, чем в одной сцене «Евы», возможно, картину бы приняли куда теплее.

Но во второй раз мы уже точно были готовы, никаких иллюзий не питали, а имя режиссера вместо завышения ожиданий вызывало логичное их занижение — все-таки дебютант пришел на место мэтра, только что получившего «Оскар». И да, видимо, поэтому сиквел смотрится легко и не напрягает даже довольно серьезными промахами.

Бюджет сиквела урезали в сравнении с оригиналом, но ненамного — 150 миллионов вместо 190, это все же не слишком кардинальное падение. Дешевизна, как ни странно, чувствуется скорее в подходе, в сценарии (некий налет телеидиотизма, которым сериалы ДеНайта как раз не страдали по большей части), чем в графике (она на достойном уровне, хотя в трейлерах выглядела слабее), продакшн дизайне или размахе экшена. Отчасти визуально фильм выглядит даже лучше, потому что технологии за 5 лет чуть подросли и там, где дель Торо приходилось снимать весь экшен в темноте и воде, снижая по максимуму затраты на рендер, здесь почти весь экшен происходит при ярком свете дня, что выглядит уже не так стильно и атмосферно, но хоть видно что-то наконец.

К самому экшену «Рубежей» у меня были претензии еще с первого фильма — на мой взгляд, передать масштаб и вес роботов полноценно не вышло. Они определенно чувствуются, фильм старательно пихает в кадр узнаваемые объекты для масштаба — лодки, контейнеры, машины, дома, видны механизмы робота, демонстрирующие тяжесть каждого движения многотонного монстра, но все же временами он движется слишком похоже на человека — движения слишком быстрые для стометровых объектов, не учитывающие безумную инерцию, с которой приходится иметь дело.

Этот аспект в сиквеле, пожалуй, просел еще сильнее — здесь движений «а-ля человек» еще больше, отчего роботов временами можно принять за айронменов вполне обычного роста, и это, конечно, серьезная недоработка для ленты, чья главная фишка — бои именно гигантских роботов, которых мы видим в кино очень редко.

Смешно, но битвы в «Роботе Джоксе» в детстве производили впечатление куда сильнее, хоть и были покадрово анимированными моделями.

Упало, на мой взгляд, и качество дизайна егерей. В первом фильме их легко было отличить друг от друга, дель Торо явно делал на это упор, старался помочь зрителю максимально. Егеря сильно отличались по силуэту, их пилоты были карикатурно яркими, чтобы их тоже невозможно было спутать, и каждый робот принадлежал конкретной стране. Здесь же роботы отличаются оружием, цветом, характеристиками, но запутаться в них куда легче. В плане четкой характеризации каждого, так, чтобы зритель их и спросонья не спутал, ДеНайт проваливается. Кто кого пилотирует, какой егерь с каким противником борется, какие у него сильные и слабые стороны — все это доносится недостаточно четко и аккуратно.

Но при этом я внезапно для себя понял, что мир «Рубежа» живой. Этот нелепый двухбитный мир, где из светящейся загогулины на дне океана лезут монстры, которых бьют по морде многоэтажные роботы — живой. Он оброс деталями, последствиями многолетних вторжений, героями, наследием, своим собственным прошлым — а это всегда идет на пользу любой саге. «Трансформеры» за пять частей добились куда меньшего, хотя тоже все время пытались создать себе историю, примазав детей Кибертрона то к пирамидам, то к королю Артуру, то к динозаврам. Получался бред. Здесь этот аспект выполнен тоньше и куда удачнее.

Вторым неожиданно приятным сюрпризом стали повороты сюжета. Они идиотские. Но как-то приятно, смело, авторски-идиотские. Когда тупой твист придумывает студийный продюсер, это обычно выглядит топорно, шаблонно и предсказывается на раз-два, вызывая суровый бугурт своей бесталанностью — нас держат за идиотов.

Здесь твист выходит дурацким и надуманным, но при этом достаточно криповатым и больным, чтобы вызвать улыбку. Это даже мило.

В принципе, сценарий оставляет смешанные впечатления, но положительные моменты (опять же, вероятно, из-за того, что их как-то и не ждешь) выделяются сильнее. Герои менее четкие и архетипичные, нежели в оригинале, но их драма раздражает меньше, чем обильные затянутые сопли первой части (я ее пересмотрел перед рецензией). Общий сюжет вроде менее собранный, чем у дель Торо, но при этом история полноценее интегрирована в мир картины — тут уже нет ощущения, что егери и монстры отдельно, а города с обычными людьми отдельно. Как-то больше верится в то, что здесь дерутся роботы, а где-то в паре километров дворник Нгуен ест свою лапшу после тяжелой двойной смены.

В общем, несмотря на то, что сама картина выглядит менее серьезной, драматичной, атмосферной и авторской, мир «Рубежа» и его герои выглядят здесь живее и воспринимаются естественнее.

С героями, впрочем, есть важная оговорка — собственно, главный герой, персонажа Джона Бойеги. Этого актера у нас сильно не любят бытовые расисты, потому что он не просто чернокожий, а какой-то ярко выраженный чернокожий — Эльбу уважают, Б. Джордана терпят, а вот британца Бойегу не переносят, что стало очевидно еще с первого тизера «Пробуждения силы». Вроде странно, что его взяли на главную роль в фильме, заточенном под Китай, потому что именно там основная претензия к последним «Звездным войнам» была в том, что там «некрасивые актеры». И нет, дело не в расизме, потому что Уилла Смита китайцы бы увидели с удовольствием. Но Бойегу, естественно, наняли до того, как вышли «Джедаи» и китайцы вынесли свой вердикт его актерскому составу. Теперь остается только гадать, скажется ли это на сборах.

Расистов я ненавижу, равно как и тех, что «я не расист, но…», и все же по иронии мне придется вставлять собственное «но». Бойега мне тоже не нравится.

Он не нравился мне в «Звездных войнах», не понравился и здесь. Да, возможно, ему просто пишут таких дурацких героев, которым попросту не хочется симпатизировать, но проблема остается — за его героя болеешь еще меньше, чем за картонного персонажа Ханнэма в первой части.

Идрис Эльба — вот это герой, не человек — кремень, несгибаемый и твердый. Сын у него вышел «далеко упавшим от яблони» — тряпка, вор, эгоист. По идее, мы должны увидеть, как он перевоспитывается в героя, и вроде даже нам что-то показывают на эту тему, но запоминается он все равно так же — как назойливый самовлюбленный болтун. К счастью, это не только его история, и остальные герои, пусть и остаются нераскрытыми по сути, разбавляют своим присутствием в сюжете раздражение от героя Бойеги.

Первый фильм имел свои плюсы, но минусы скорее перевешивали. Многие достоинства перечеркивались всего тремя буквами: меч. Сама идея того, что самое эффективное оружие против огромного монстра — это исполинский робот, уже требует от зрителя всех скидок, которые он может фильму дать. Но переварить то, что основное оружие этих роботов — это удар в рыло кулаком (пусть даже изредка реактивным), уже невозможно. Это настолько тупо и неэффективно, что лишает большинство драк какого-либо удовольствия.

Когда егерь использует то, что попадается под руку в качестве оружия, это выглядит еще смешнее. Это уже не битва за выживание человечества, а пьяная драка на кухне с хватанием хлебниц и поварешек. Неужели не очевидно, что огромный робот, сграбаставший портовые контейнеры, выглядит идиотом — учитывая его масштаб и вес сжимающего их кулака, они равноценны боксу из тонкой фольги. Попробуйте ударить нападающего коробкой конфет. Дубина из танкера тоже отличная идея — ведь даже последнему идиоту в зале ясно, что у кораблей не хватит запаса прочности, чтобы не разорваться к чертовой матери при попытке поднять их как биту, просто под собственным весом, их структура не на это рассчитана.

И когда под конец у Бродяги в загашнике обнаруживается убер-эффективный меч, позволяющий прикончить любого монстра с пары ударов, вместо «наконец-то» вырывается «да твою ж мать». Потому что слишком поздно — тот факт, что пилоты и центр управления столько времени игнорировали настолько действенное оружие, перечеркивает весь фильм.

Сиквел по большей части избегает этой ловушки, хоть и не до конца. Да, тут егеря с самого начала используют мечи, хлысты и прочее оружие, но тот же гравитационный кнут снова возвращается к идее врезать чем-то знакомым — он собирает машины, куски бетона и прочий мусор в комок и фигачит этим по роже врагу. Это для не-геймеров (мы-то давно этим наелись) может показаться чем-то новым и интересным, но логики в приеме немного. Опять же, учитывая масштаб, все захватываемые объекты не обладают ни внушительной массой, ни прочностью, ни плотностью, чтобы всерьез навредить кайдзю. Лучше уж и впрямь кулаком, он прочнее и тяжелее.

Бои в сиквеле стали короче — может, это последствия сокращения и перераспределения бюджета, но слишком короткими они не выглядят. Скорее битвы оригинального «Рубежа» в сравнении выглядят затянутыми.

Итог

«Тихоокеанский рубеж 2» не назовешь ни серьезным, ни цельным, ни даже просто хорошим фильмом. Но и плохим тоже. Он исправно развлекает, временами удивляет и доставляет обещанные битвы егерей друг с другом и с кайдзю. Минусы оригинала были учтены и отчасти исправлены, сиквел наделал собственных ошибок, но они кажутся не такими смертельными. Сюжет в основном довольно глубоко зарывается в штампы, персонажи тоже взяты из набора начинающего сценариста, но они более-менее работают как механизм доставки до зрителя основного блюда — боев.

На мой взгляд, в целом более удачный и приятный сиквел разносят сильнее оригинала прежде всего потому, что первый фильм был «картиной дель Торо», а следовательно — почти арт-хаусом по определению, там была атмосферность и авторский взгляд. Продолжение же куда более откровенно коммерческое, «бездушное», как «День независимости: Возрождение» и поэтому хвалить его как-то не с руки.

В общем, если даже первый «Рубеж» вызывал у вас вопросы, а то и вовсе откровенное раздражение и разочарование, второй вам тоже вряд ли понравится (хоть и есть шанс, что самые напрягающие вас элементы как раз исправили). Если же вам нормально зашла первая часть или вам нет до нее особого дела и просто хочется посмотреть что-то большое и громкое в кино — картина с этим справится. Да, она бездушная, глупая и прямолинейная, но все равно она вышла удачнее последних частей «Трансформеров» или тех же «Могучих рейнджеров». Если уж мы принимаем мысль, что иногда хочется чего-то тупого и зрелищного, то «Рубеж 2» вполне выдерживает поставленную планку, тут я вполне согласен с мнением Дениса Варкова.

Если вам нужно нечто большее — смело пропускайте, 29 марта выйдет «Первому игроку приготовиться» Спилберга — он должен быть мощным. Или же мы снова понадеемся, что имя хорошего режиссера автоматически спасет любой блокбастер, и нагорим так же как с первым «Рубежом».

 
Источник

Кино и сериалы

Читайте также