Как бы то ни было, это конец эпохи. «Люди Икс» Сингера, вышедшие в 2000 году, — одна из самых значимых вешек в истории жанра. На мой взгляд, именно этот фильм вернул супергероику в строй после того, как «Бэтмен и Робин» отпугнул от жанра как аудиторию, так и студии.
Да, «Блейд» (1999) мог своим внезапным успехом подготовить для этого почву, а первый «Человек-паук» Рейми 2002 года — окончательно закрепить успех, выводя фильмы о супергероях в новый тренд, который получит следующий буст к популярности лишь в 2008 («Темный рыцарь» и «Железный человек»), а окончательно станет доминирующим в 2012-м после успеха «Мстителей», но именно первые «Люди икс» переломили судьбу жанра. Не будь их, не покажи Сингер этот новый взгляд — с драмой, упором на персонажей и их взаимоотношения — кто знает, стали бы комикс-муви тем дефолтным жанром мейнстрим-блокбастеров, какими мы видим их сегодня.
Одно можно сказать сразу — «Темный Феникс» нельзя назвать достойным завершением столь значимой для жанра серии. Мало того, что он не стал хорошим фильмом сам по себе, но как последний прощальный взгляд на франшизу из семи основных картин, плюс трилогия Росомахи и дилогия Дэдпула, он точно разочаровывает.
Это явно не «Мстители: Финал» даже по уровню амбиций, здесь никто не ставил перед собой задачи попрощаться с миром и персонажами, подвести итоги, провесить ностальгические отсылки к ранним картинам (кроме пары моментов разве что).
Да, студия не знала, что эта картина будет их последней во франшизе, они планировали продолжать историю. О сделке с Disney на момент съемок уже должны были знать, это требует планирования, но уверенности в том, что она выгорит, не было, поэтому и отчетливо закрывать сагу было неразумно. И все же они должны были понимать, что вероятность есть, и могли сделать все, что в их силах, чтобы картина пусть и не ставила точку в истории героев, но в том случае, если бы она оказалась финалом, выглядела бы в этой роли достойно и грела бы сердца фанатов.
Можно было вытащить побольше старых героев, дать больше отсылок, вставить некоторую ретроспективу. Ничего этого мы не дождались, фильм ведет себя так, как будто за ним последует еще куча продолжений — вот они пусть и отдуваются. Только этих продолжений уже не будет. Будут совершенно новые «Люди Икс», которые могут затеряться в толпе устоявшихся героев киновселенной Marvel, а тот мир, что построили Сингер и Вон, Стюарт, Маккеллен и Джекман, Макэвой, Фассбендер и Лоуренс — он завершен. И завершен крайне слабо.
Арка Темного Феникса считается одной из самых популярных и сильных в комиксах «Людей Икс». Если честно, мне сложно это понять — там, как и в большинстве ранних комиксов, очень много бреда, роялей в кустах и мало реально талантливого и человечного. Ее просто читали и помнят много народу, что автоматически делает ее как бы сильной. Но, как бы то ни было, фанаты не были удовлетворены тем, как Феникса реализовали в «Людях Икс 3», поэтому студия решила снять сюжет еще раз — уже с новым актерским составом и другим подходом. На этот раз — никаких побочных веток вроде лекарства от мутации и так далее.
Но это фильм не спасло, более того, предыдущее воплощение выглядит даже сильнее в некоторых аспектах, несмотря на то, что третью часть принято закидывать пометом при первом же упоминании. На самом деле, там были свои сильные моменты. Например, потеря Мистик способностей и отвернувшийся от нее из-за этого Магнето. Или арка Ангела, резавшего себе крылья в детстве. Или взгляд Зверя, когда его рука внезапно стала человеческой при приближении к чудесному мальчику.
Но помимо этого были там и перегруженный важными линиями сюжет, и невнятная смерть Циклопа, и мутанты с нелепыми способностями вроде ставшего мемом азиата-дикобраза, который только и мог, что выпускать иголки из головы (и при этом попал каким-то образом в ближний круг Магнето).
В новом фильме, впрочем, тоже есть как мутанты с не столь впечатляющими способностями (например мужик с дредами-тентаклями), так и сомнительное применение способностей вполне мощных.
Например, очень странные и будто занерфленные в пол способности Шторм, которые лишь изредка бьют по-настоящему сильно, или Магнето, словно специально дерущийся не в полную силу большую часть времени. При этом есть ряд очень ярких моментов, когда способности применяются креативно, жестоко и технично, но эффект от них быстро смывается очередным наплывом применений дурацких и ничего не добивающихся.
Злодеи стали самым очевидным провалом фильма. Джессика Честейн и ее прихвостни по идее должны были быть скруллами, но скруллов Marvel забрала себе, и местных шейп-шифтеров наспех переименовали в ДʼБари, решив никак в фильме не раскрывать их вообще. По-моему, даже название их расы не называется ни разу, а уж откуда они, и в чем заключаются их способности — это можно вообще не спрашивать.
То они могут одним движением применить на ваши кишки инструмент-воронку из фотошопа, то они забывают об этом напрочь в бою и дерутся каким-то дефолтным набором, схваченным второпях из ящика со штампами. Суперсила, звериные прыжки, бла-бла.
Словом, злодеи вышли ужасно — мутно и максимально лениво. Честейн было нечего играть от слова совсем. «Злодей, соблазняющий героя темной стороной» получился до зевоты скучным. Причем даже неясно, зачем вообще нужны были эти недоскруллы, как будто сюжет о Джин, сражающейся с Людьми Икс, показался создателям недостаточно интересным сам по себе. Ах да, нужны безликие противники, которых можно косить пачками в экшен-сценах, а тут мы их не получили бы. Какое счастье, что этого удалось избежать.
После ряда негативных рецензий я максимально занизил ожидания перед походом в кино. Идти вообще, если честно, не хотелось совершенно — трейлеры настолько ничем не цепляли, что фильм хотелось попросту пропустить. Мы еще от «Апокалипсиса» раны не зализали. Возможно, поэтому большую часть картины я недоумевал — а в чем дело, не все же так плохо. Хорошо даже местами.
Фильм действительно не безнадежен, но чем ближе к финалу, тем больше он теряет какие-либо плюсы и сводит на нет все наработанное до этого. Сам подход сценариста и режиссера-дебютанта Кинберга мне показался поначалу вполне оправданным и интересным. Его явно интересовала моральная сторона мира Людей Икс и действий Ксавьера в частности. А это одна из самых интересных вещей в комиксах — то, что наш лысый защитник оказывается вовсе не тем безгрешным наставником, каким мог казаться в исполнении Патрика Стюарта. Мудрый, бесконечно добрый и сочувствующий каждой живой душе.
И я говорю не о том, что показывали в фильмах раньше — что по молодости он был заносчивым и клеился к девушкам нелепыми подкатами. Или как в Логане он оказался выжившим из ума инвалидом, нечаянно убившим всех своих Людей Икс. «Темный Феникс» показывает аморальность Ксавьера в его отношении к воспитанникам — он использует их как оружие (как буквальное, так и оружие пропаганды). Отсиживается в особняке, посылая совсем еще детей на смерть, лишь бы выслужиться перед человечеством, заставить их сменить страх перед мутантами на уважение и благодарность.
Эта картина полноценно раскрывает этот моральный вопрос, добавляя и то, насколько спорные решения относительно вмешательства в чужое сознание Ксавьер может принимать, прикрываясь общим благом или заботой.
В комиксах были крайне интересные моменты, когда первая команда Людей Икс выясняла, что она вообще-то вовсе не первая. Ксавьер уже собирал команду мутантов, отправил их на живой остров и тот их сожрал, но поражало другое — добрый Профессор Икс скрыл само существование этой команды и их гибель, вроде даже стирал их из чьей-то памяти. И подобное отношение к людям мелькало в комиксах еще не раз, из-за чего многие в итоге отвернулись от Ксавьера.
В «Темном Фениксе» мы впервые видим такого Чарльза — неоднозначного, нарушившего чье-то доверие крайне сомнительным решением. И видим, как герои вместо того чтобы закрыть на это глаза, заставляют его отвечать за свои поступки. Вот этот аспект картины мне очень понравился, и я рад, что мы успели увидеть его освещенным во франшизе до ее закрытия.
Многие сцены в фильме хорошо работают именно как сцены, в моменте. Это грамотно поставленная ситуация, интересный разворот истории, неплохие диалоги. Герои ведут себя так, как тебе бы хотелось, они предстают в интересных образах — зрелый лидер Магнето, оформившаяся как наставник Мистик, упивающаяся внезапным всесилием Джин, погрязший в сомнениях, чувстве вины и жажде мести Зверь (это, наверное, самая интересная версия героя Николаса Холта, хотя Зверь оригинальной трилогии все еще каноничнее и интереснее, пусть его там и очень немного). Играют все, включая Софи Тернер, тоже очень неплохо, смотреть за персонажами интересно уже просто из-за гаммы эмоций актеров, нюансов их игры.
Но эти сильные стороны хрупки и непостоянны, уже в следующей сцене герои могут вести себя совершенно иначе, качество диалогов проваливается на дно, а комплексные образы начинают смазываться и плыть. И вот эта хаотичность картины, постоянные скачки качества ее элементов, становятся главной проблемой. Сказывается и неопытность режиссера, и явственно ощутимая усталость актерского состава от этой франшизы (Лоуренс — яркий, но не единственный пример, все словно хотят разойтись уже по домам, даже если это их первый-второй фильм в саге), и многочисленные переделки в монтажной.
Досъемки с одной стороны пошли фильму на пользу, потому что именно тогда, в последний момент, была снята сцена в поезде — самая яркая и удачная экшен-сцена в фильме, которая еще и неплохо освещает персонажей через их действия.
Весь прочий экшен картины выглядит достаточно паршиво. Он до нельзя странно задуман и не слишком зрелищно снят. Почему эти герои именно так используют свои способности, почему мощность их ударов все время варьируется, почему драка выходит настолько невнятной и не приносит никакого удовольствия — сказать сложно.
Микроспойлеры
В какой-то момент Магнето чудовищным усилием достает из-под земли вагон метро с визжащими людьми. Ну, думаешь, сейчас он им ка-а-ак врежет… А Эрик вместо этого входит в дом, проламывает вагоном стену за собой — и оставляет поезд валяться на пороге. Это не дало ему совершенно ничего — больше он его никак не использует. Если бы Магнето хотя бы проломил им стену, потому что не мог попасть в дом — это одно, но тут совершенно неясно, зачем он вообще тратил столько сил.
И да, пока мы в микроспойлерах — самое большое WTF фильма в том, что мы явно видели феникса в силуэте Джин еще в Апокалипсисе, а в новом фильме показано, как сила Феникса вселяется в Джин — спустя 9 лет после битвы с Эн Саба Нуром.
Если силы Фенкса у нее 9 лет назад не было, что тогда победило Апокалипсиса? Врожденная сила Джин, не имеющая отношения к Фениксу? А силуэт — просто некое пророчество, предначертанная роль? Но все думали, что Джин смогла победить как раз из-за дремлющей в ней силы Феникса, иначе почему именно она настолько сильнее всех остальных Людей Икс вместе взятых, которые с Саба Нуром не справились? В общем, противоречащие истории ретконы — это уже прогрессирующая болезнь франшизы, что ни фильм, то пара огромных ляпов, противоречащих показанному в прошлых выпусках. Но тут даже никакие путешествия во времени или смены вселенных, режиссеров и актерского состава ни при чем. Это же прямой сиквел «Апокалипсиса».
Конец спойлеров
Итог
Фильм вышел замученным насмерть, и смотреть его тоже довольно мучительно. Фанатам франшизы я бы советовал дождаться выхода на носителях и пролистать дома — потому что несколько интересных сцен и поворотов здесь есть и видеть их приятно, но они растворены в такой каше из сомнительных решений и запоротых концептов, что общее впечатление от просмотра выходит неизбежно тяжелым.
Арка Феникса тут, возможно, раскрыта более уважительно и полноценно, чем в «Последней битве», но все равно неудовлетворительно. Стоило ли городить огород — тот еще вопрос.
В любом случае, интересно посмотреть, что Marvel придумает для своей версии мутантов. Ждать этого, к сожалению, еще порядочно.
Источник