23 ноября на наши экраны вышла «Тайна Коко» (в оригинале — просто «Коко»), долгожданный оригинальный мультфильм студии Pixar, посвященный мексиканскому мальчику Мигелю, попадающему в мир в мертвых и встречающемуся со своими умершими родственниками.
Сдулся Pixar или нет — вопрос все еще открытый, но очевидно, что после того, как их купила Disney, студию насильно направляют по максимально прибыльному пути — сиквелы, больше «Тачек», больше принцесс и поменьше экспериментов. «Головоломка» была единственным светлым пятном «настоящего Pixar» за долгие годы. Откровенно унылый «Добрый динозавр», неплохие, но не хватающие звезд с неба сиквелы «Дори», «Корпорации монстров„и ‚Тачек‘ (вторая часть вышла совсем плохо, но третья сумела зацепить некоторыми удачными решениями).
Единственный сиквел, который фанаты действительно ждали, обзавелся первым тизером только на днях, хотя казалось бы — сделать ‚Суперсемейку 2‘ в эпоху расцвета комикс-муви сам бог велел.
Но и его Disney могли одобрить даже не ради супергероев, а для того, чтобы выжать максимум из кавайного младенца и аудитории, которая пойдет чисто на него (по крайней мере, так считает один любопытный российский мультипликационный критик). В свете анонса, что анимационную полнометражку по Марио доверили студии Illumination (сначала Марио скормили кроликам Ubisoft, теперь отдали создателям Миньонов), на горизонте мира анимации стало как-то мрачновато — сплошные тучи и нехорошие предчувствия. Стала ли ‚Тайна Коко‘ лучом в этом темном царстве? И да, и нет.
Мигель растет в семье сапожников, которые прочат ему продолжение семейного бизнеса, но сам мальчик мечтает о карьере музыканта и бренчит на гитаре втайне от родственников, которые по неизвестной ему причине музыку ненавидят, сторонятся ее как ремесла дьявола. Когда Мигель попадает в загробный мир, открывающийся на День Мертвых, он выясняет, что за тайну хранит его семья, почему музыка — тема запретная, и кем был его прапрадед.
Коко же — это прабабка Мигеля, которая появляется на экране максимум минут на пять, но она действительно становится ключевым персонажем во всей семейной истории.
Почему впечатления смешанные? Потому что несмотря на то, что мультфильм однозначно стоит хвалить за смелость, щепетильность при проработке мексиканской культуры (в Мексике он собирает огромную кассу, и за точность изображения чужой культуры его очень ценят), визуальное пиршество и отличную сильную драму, в других важных аспектах мультфильм, на мой взгляд, сильно сдает и не дотягивает до «уровня Pixar».
Прежде всего, это креативность и оригинальность подачи истории — их явно не достает. Когда семья прочит мальчику судьбу башмачника и отваживает от музыки — это показано крайне прямолинейно и топорно, как по нотам, сценам недостает нюансов, индивидуальности и фактуры. И это касается многих сцен — от Pixar хочется видеть чего-то менее базового, чем дефолтная сцена из коробки готовых сюжетных элементов, больше обработки сценарным напильником.
Второе, это масштабность истории — мультфильм вышел довольно камерным. Тут нет ощущения эпичного приключения, все концентрируется на похождениях Мигеля и расследовании тайны его прошлого, попытки создать ощущение угрозы и опасности по большей части выходят неудачными.
Представить себя на месте протагониста, путешествующим по волшебному миру мертвых, не выходит, потому что мульт не пытается быть приключением или исследованием этого крайне непривычного и оригинального сеттинга, его больше интересует Мигель, чем окружающий его загробный мир. Думаю, в первую очередь из-за этого «Коко» не сможет запомниться сильнее «Истории игрушек» или той же «Головоломки» — сюжет интересный, но больше личный и эмоциональный, чем захватывающий и масштабный. Героев вводится вроде много, но интересных и проработанных среди них меньше половины, какой-то динамики внутри забавного коллектива наподобие все тех же игрушек тут нет.
Третье — это креативность. Мир мертвых прекрасен визуально — он, кажется, сделан из пиньят и мультяшных черепов, он светится как бумажный фонарик и поражает буйством красок крайне непривычной сочной палитры.
Но сказать, что этот мир проработан, что мы узнаем много о том, как он работает и хотим там побывать, нельзя. Тут есть избитая шутка про «некий невероятный волшебный мир по-прежнему страдает от бюрократии» — мы видели это в «Путеводителе по Галактике», «Гарри Поттере», «Восхождении Юпитер», «Корпорации монстров» и еще куче произведений. Но помимо нее больше ничем мир не характеризуют.
Сама концепция основной схемы хороша — почившие живут в загробном мире, откуда могут выходить в наш мир на День Мертвых, чтобы повидаться с родными — но только, если те поставили их фото на алтарь. Если фото стоит, труп проходит таможню и идет навестить семью — он может забирать с собой оставленные ему подарки, вынимая из вещей их призрачную копию. Так мультик объясняет, зачем оставлять на могилах фрукты, даже если они потом там сгниют (их «душу» родственник уже съел, поэтому ничего страшного).
Но это не все — «Коко» вводит еще одну интересную философскую идею: мертвые могут умереть.
Призраки живут в мире мертвых только пока на Земле есть кто-то, кто знал их при жизни и помнит о них. Если все знавшие вас умирают или перестают вспоминать — вы растворяетесь, умирая во второй раз. Возможно, вы отправляетесь на новый слой загробного мира, но в первом слое об этом ничего не известно, им остается лишь гадать, есть ли жизнь после второй смерти. Это все крайне смело и интересно.
Но вот больше мы о «жизни» мертвых почти ничего не знаем — они веселятся и поют песни, навещают близких, ходят на концерты, а еще у них есть питомцы — разноцветные магические животные, которые служат проводниками душ. Дизайн этих существ тоже не слишком запоминается — окей, это крылатая пантера настолько дикой расцветки, что кажется, ее красил трехлетний ребенок — всем, чем было и как попало. Никак особенно удачно вплести этих зверей в сюжет не выходит, они остаются непроработанными и словно пришпиленными в последний момент, чтобы использовать для кавай-моментов и примитивных гэгов «ути-пути, собачка грызет лапу».
Набор этих плюсов и минусов невольно сближает «Коко» с еще одним мультфильмом Pixar — «Вверх», который является своего рода парадоксом. Его обычно вспоминают как шедевр, но причиной тому — удивительно эмоциональное вступление, успевающее за пять минут показать целую жизнь одной пары и довести вас до слез. Сам же мультфильм, основной сюжет про путешествие в затерянный мир, ужасно слабый.
«Вверх» в основном полагается опять же на примитивные гэги с животными (говорящие собаки и магический страус), по полной эксплуатируя заготовку «ребенок и его волшебный друг». Пересматривать его скучно, потому что-то мощное и удачное, что в нем есть, очень сильно разбавлено длинными кусками комедии низкого пошиба, которую ожидаешь увидеть скорее от Dreamworks, Illumination и прочего «второго состава». У «Коко», впрочем, все далеко не так плохо с основной историей, она не скучная и опирается на гэги в куда меньшей степени, но параллель все же просматривается.
Меня расстраивает, что все, чем запоминается этот яркий мир мертвых — светящейся панорамой, общим планом. Он манит нас, туда хочется попасть и исследовать его, но когда мы туда попадаем, то видим вполне обычный мир, в котором вместо людей тусуются скелеты.
Это выглядит как упущенная возможность, ведь даже в каком-нибудь «Битлджусе» загробный мир вышел более ярким и интересным. Да что там — даже в «Монстрах на каникулах», которые мне показались откровенно примитивными и невыносимо детскими, было больше интересных деталей мира.
Непроработанный мир в мультфильме Pixar! Студии, которая создала потрясающие миры игрушек, рыб, монстров, эмоций, супергероев и так далее. Странно, что такой плодородный сеттинг им не удался — возможно, они концентрировались прежде всего на передаче аутентичной атмосферы Мексики, их эстетики, архитектуры, деталей верований, поэтому полета фантазии не вышло — боялись промахнуться.
И все же, какими бы ни были минусы картины, ее плюсы не позволили бы списать мультфильм в утиль в любом случае, слишком мощное высказывание получилось на этот раз у студии, слишком серьезное и значимое, возможно, еще более ценное, чем «весь спектр эмоций важен, иногда грустить — естественно и полезно» в «Головоломке» (это, кстати, особенно важно в Америке, где люди считают любую тоску неприемлемой и нездоровой и тут же бросаются глотать антидепрессанты).
Вообще удивительно, что «Тайна Коко» существует, потому что сложно представить совещание продюсеров многомиллионного проекта для детей, которое начинается словами «А давайте поговорим с детьми о смерти, старении, загробной жизни, 90% персонажей у нас будут скелетами, повсюду будут черепа, а наш герой, маленький мальчик тоже со временем будет превращаться в скелета, потому что слишком надолго застрял в мире мертвых и может остаться там навсегда. Здорово же да? Мы заработаем миллиард на продаже плющевых крылатых пантер!» Ах да, еще в кадре будут открыто пить алкоголь и почти произнесут слово «сиськи» — родители побегут к нам толпами.
Pixar обычно не лез на територию мюзиклов, стараясь не пытаться браться за то, что у Disney всегда получалось так хорошо, но здесь они впервые вводят несколько сцен с поющими героями (поют они не с бухты-барахты, а по сюжету, эти сцены — ключевые для истории) и получается у них очень хорошо.
Эти песни не застрянут в голове как «Let it go», но они прекрасно раскрывают персонажей, развивают сюжет, создают атмосферу и эмоциональный накал, а также — передают то почтение, с которым к музыке относятся в Мексике. И Pixar музыкальными номерами не злоупотребляет, это не мюзикл и вряд ли вы вообще отметили бы для себя, что Pixar теперь еще и поет, настолько естественны и необходимы эти сцены в фильме.
Итог
Возможно, «Коко» — это не эпичное приключение со множеством интересных героев и проработанным миром, которого многие ждут от Pixar, но это однозначно сильная серьезная история о связи с близкими людьми, круг которых не ограничивается мамой и папой, а уходит в прошлое на поколения, разрастается раскидистым родовым деревом.
Нельзя не оценить смелость и необходимость мультфильма, который говорит с детьми о смерти в максимально аккуратном и выверенном ключе — не пугая, а находя в этом свою красоту и упорядоченность, логику, которую можно принять. «Паранорман» студии Laika касался этой темы и там тоже была великолепная драматическая линия, сильная и неожиданная концовка, но «Коко» плотнее и целенаправленнее работает в этом направлени. И да, родителям не стоит пугаться сеттинга мультфильма, скелетов и черепов — все это здесь подано крайне умело и вдумчиво, поэтому кошмаров у детей не будет.
Главное, что под конец «Тайна Коко» выдает целый каскад эмоциональных сцен, которые выжмут слезу даже из самого черствого человека.
А если они работают — значит, мультфильм сумел погрузить в себя, заинтересовать своими героями и историей. Я могу жаловаться на нехватку креатива, но отрицать то, что это сильное авторское высказывание и мультфильм, который детям однозначно стоит смотреть, я не могу.
Все мои жалобы, в любом случае, имеют смысл только с учетом «планки Pixar», если сравнивать ее с другими мультфильмами в прокате, «Коко» легко уделывает конкурентов и становится одним из лучших мультфильмов года. Если вы учтете все перечисленные выше особенности картины, однозначно получите от нее удовольствие.
Источник