В 2016 году на Каннском фестивале состоялась премьера французско-бельгийского фильма «Сырое», который и сегодня остается «живой» темой среди любителей кино. Режиссеру Джулии Дюкорно удалось взбудоражить публику своим стилем и резкой подачей материала – некоторым даже потребовалось вызвать скорую во время показа. Рассказываем, почему картина стоит внимания, даже несмотря на чрезмерную откровенность и отсутствие массовом в российском прокате.
«Сырое» — это не кино. Это двухчасовое сюрреалистическое слайд-шоу, автор которого манипулирует зрительским восприятием и впечатлением. Дебютанты в кино нередко надеются на свой энтузиазм и импульсивность, прибегая к дерзким приемам в первых же своих работах. Одни пробиваются, другие — проваливаются и остаются непонятыми.
Французский режиссер Джулия Дюкорно решила не осторожничать и сняла мерзкую, совершенно объектную картину — но вместе с тем эстетичную и впечатляющую.
«Сырое» повествует о Жюстин (Геренс Марилье), юной вегетарианке, которая случайно попробовала сырое мясо, что впоследствии привило ей непреодолимую склонность к каннибализму. После зачисления в ветеринарный колледж, главная героиня окунается в студенческий мир, полный странных локальных обычаев и причуд, совладать с которыми ей помогает старшая сестра Алексия (Элла Рамф) и гомосексуал-сосед по комнате Андриан (Рабах Наит Уфелла).
Именно в таких условиях зрителю во всей красе показывают противостояние убежденного вегетарианца и его главного врага — мяса. Причем в этом случае — живого.
Несмотря на полуфантастическую завязку, весь фильм — это сплошная метафора, история взросления и принятия себя. Но «Сырое» цепляет (а может, и отторгает) не столько сюжетом, сколько своей подачей, а также личным почерком самого режиссера. Это психологический хоррор-сплэттер, в котором акцент сделан исключительно на визуальном неприятии и сочных красках, а также неординарной игре со звуком. Дюкорно специально старается спровоцировать зрителя, превращая каждый кадр в маленькую неуютную песочницу для собственного обольщения. Поедание человеческого мяса, признаки трипофобии, эротическая гей-сцена — и все, конечно же, крупным планом.
Однако уже после нескольких подобных моментов в общей картинке начинает прослеживаться некая гармония, цельность. Поток мерзости упорядочивается, а вызывающие приемы больше не выглядят как хаотичное распыление бутафорских частей тела. У «Сырого» есть свой стиль — проблема лишь в том, что до его понимания трудно добраться. Причем не столько морально, сколько физически. Эксцентричная и отчасти заурядная идея фильма подается в мерзкой оболочке, преодолев которую зритель получит интригующую историю с неоновым обрамлением — такова концепция «Сырого».
Стоит отметить и способ раскрытия персонажей, а также исполняющих их актеров. На протяжении всего фильма мы наблюдаем за эволюцией характера главной героини: как девственная и скромная лань превращается в хищную неформалку, под стать окружающему ее обществу. Каннибальская сюжетная ветка смешивается с безумной и насыщенной студенческой жизнью: где ночи превращаются в ад, а дни в страдания от мучительного голода. Все это время Жюстин испытывает переходный период: ей приходится одновременно адаптироваться и под новую плоть, и под жизнь вне зоны комфорта и личного пространства. Каждое новое состояние и ощущение сопровождается гипнотическими вставками, которые влияют на сюжет лишь косвенно, но добавляют остринку, а порой и эротичность в общее повествование.
Для французской актрисы Геренс Марилье «Сырое» – дебют в полнометражном кино, но ей удалось заключить две стороны своей героини в одном теле, а также продемонстрировать крах личности и последующее «перерождение».
Да, в фильме присутствует и семейная, и социальная драмы, которые, однако, все это выглядят достаточно вторично. Отношения с сестрой, первая любовь, мнение окружающего общество — все это вертится вокруг Жюстин, но в итоге голод берет верх, и мы снова возвращаемся к дилемме с поеданием человечины. Ну а если коротко, то «Сырое» — это образный процесс дефлорации.
Схожую идею и подачу можно было наблюдать и в другой прошлогодней картине — «Неоновом Демоне» Николаса Виндинга Рефна. Оба фильма были представлены в один Каннский год, однако общая мысль и визуализация создают ощущение если не плагиата (чего в принципе быть не могло из-за одновременной премьеры), то как минимум удачного совпадения.
Миниатюрная героиня попадает в новый мир, где познает все пороки и страсти чужого общества, одновременно подвергаясь духовному и моральному разложению. Однако если «Демон» был лишь обложкой пустого глянца, то у «Сырого» пусть и не слишком вычурный, но как минимум надежный фундамент, на котором и строится вся история. Она более откровенна и противна, но именно это и придает ей толику реалистичности.
Иными же словами: пока Рефн сыплет блестки и драпирует обнаженку, Дюкорно жует кожу, упорно нарушая все нормы показной эстетики. Снова и снова.
«Сырое» — отвратительно. Это фильм-перформанс, пугающий не отчужденными мерзостями, но физиологией нашего собственного тела. Он смешивает секс с некрофилией, прекрасное с уродливым, в любой мерзости он находит нечто грандиозное. Дюкорно создала иллюзорную картину: не блеклую, но одушевленную, живую, которая отчасти способствует и пробуждению аппетита. К сырому.
Источник