Этой весной ребята с ТНТ, похоже, окончательно решили, что хотят взять на себя гордое звание русского HBO и представили на наш с вами суд первый серьезный детективный триллер — сериал «Мертвое озеро». Если почитать немногочисленные отзывы на том же Кинопоиске или нырнуть в мертвецкое болото некоторых профильных СМИ, то можно услышать, что в России наконец-то сняли если уж не наш ответ «Твин Пиксу» и «Настоящему Детективу», то несомненно что-то уровня «Фортитьюд».
Я посмотрел первый (и надеюсь, последний) сезон сериала и попытаюсь объяснить, как так может получиться, что талантливые профессионалы своего дела сняли в итоге такую бездарную кальку на лучших представителей жанра.
В мирную жизнь небольшого промышленного городка где-то на очень крайнем севере России врезается страшная новость — рядом с главной местной достопримечательностью находят труп молодой девушки. Даже не читавшим все романы про Эркюля Пуаро становится понятно, что убийство очень странное и крайне смахивает на ритуальное, а то и серийное. Будто этого недостаточно, погибшей оказывается дочь местного олигарха, который владеет градообразующим предприятием по добыче урана. На расследование смерти VIP-персоны отправляется московский детектив Максим Покровский (нет, не тот что из «Ногу свело»), который собаку съел на подобных делах. Очень скоро оказывается, что представительница золотой молодежи будет далеко не последней жертвой на фоне этой заснеженной и спокойной горной идиллии.
Прямо с начальной сцены «Мертвое озеро» пытается доказать зрителю, что он смотрит совсем не глупое, почти что авторское шоу, которое под конец сезона поразит самые глубины его эстетского сердечка. Перед вашим взором смешиваются, как кажется, лучшие черты зарубежных собратьев, которые должны в итоге сложиться в пазл развлекательного катарсиса.
Вам нравится «Твин Пикс» с его авангардным и мистическим подходом к сценарию? У нас тут загадочные ритуальные смерти, чукотские шаманы, уход главного героя в сомнамбулический астрал, все как вы любите. Даже местный аналог Дамы с поленом есть — сросшиеся где-то в районе таза сиамские близнецы, заведующие краеведческим музеем. А местные лисы, конечно же, не то, чем они кажутся.
Любите «Настоящий детектив»? Вот вам суровый оперативник Покровский, который напоминает сразу всех нуарных детективов масскультуры, от Раста Кола и Роршаха, до Макса Пейна. И мы, конечно, тоже любим «Бессонницу» Кристофера Нолана, так что некоторые режиссерские приемы просто напрямую копируют этот шедевр от мира психологических триллеров. И подобное подражательство в первых сериях даже немного подкупает. Становится интересно, что же СВОЕГО создатели привнесут в эти удачные, но все же чужие концепты?
И вот тут, где-то к середине сезона, ты начинаешь понимать, что кроме бездумного калькирования «Мертвому озеру» просто нечего больше предложить. Пробивающийся то тут то там мистический флер в итоге практически ничего не привносит в происходящее. Сюжетные линии некоторых персонажей, пусть вяло, но все же развивающиеся на протяжении повествования, обрываются, порой настолько странно и в лоб, что становится неясно — а для чего вообще они были здесь нужны?
Я не стану вам говорить, кто убил местную Лору Палмер, потому что тот ответ, что вы получите, может посоревноваться с хрестоматийным убийцей-садовником.
И так на протяжении всего сезона. Любовная линия написана похоже только потому, что сценаристы решили, что, мол, у нас тут заснеженный русский нуар, так что главному герою обязательно нужна эдакая вумен фаталь. Дань жанру как-никак. Дает ли она что-то сюжету? Может быть, как-то влияет на характер главного героя? Да нет. У него с этим самым характером и так проблемы. Кто такой Максим Покровский? Что кроме заезженного штампа в виде смертельной болезни руководит его поступками? Почему он взаимодействует с окружающими персонажами именно так, а не по-иному? Все эти вопросы не оставят вас и после титров финальной серии, оставляя лишь самый главный — почему вроде бы качественные по одиночке составляющие сложились в подобный творческий макабр?
Основная проблема здесь, как мне кажется, лежит в поле работы постановщика. Режиссер «Мертвого озера» Роман Прыгунов, несомненно, очень крепкий ремесленник. Видно, что он следит за голливудскими трендами, умеет качественно снимать, копируя порой даже с некоей долей таланта. Но если снятая им попса в лице обоих «Дуxxlessов» еще могла более-менее достойно смотреться на фоне других отечественных лент, то браться за сериальный формат такого сложного жанра как триллер ему точно не стоило. Он, может быть, и знает правильный рецепт подобного проекта, но совсем уж, простите, не умеет его готовить.
Простой пример успешного калькирования — вышедший в уже далеком 2015-м сериал «Метод». По сути, такой же безыдейный и пустой продукт жестокой вивисекции «Декстера» и «Настоящего детектива». Очень спорный сценарий, персонажи-функции, странный финал. Почти все как в объекте сегодняшнего обзора. Вот только его наемный режиссер Юрий Быков, фанат триллеров как жанра, знал, как можно заставить все это работать.
В «Методе» важные для сюжета сцены поставлены верно с точки зрения режиссерской задачи. Они вызывают страх, отвращение, привязанность к героям, нагнетают повествование тягучей, нуарной атмосферой. В конце-концов заставляют начать смотреть следующий эпизод, что главное для любого сериала. Классическая же сцена из «Мертвого озера» выглядит так: два героя обсуждают что-то животрепещущее, крупный план на лицах, играет напряженная музыка, постановщик всеми силами пытается показать нам, что сейчас тут происходит что-то очень важное, и…ничего. Никакого эмоционального отклика (или хотя бы клика) не происходит.
В хорошо поставленном триллере даже разговор о погоде можно подать так, что у зрителя начнет потеть поясница. Здесь же, наверно, даже если герой посмотрит в экран, и скажет: «Username, твоя мама только что попала под поезд», вы лишь зевнете, и промотаете до следующей сцены.
Конечно, «Мертвое озеро» не станет таким уж большим промахом для того концепта российского сериала, который продвигает ТНТ-Premier. Но продюсерам стоит сильно задуматься над дальнейшими попытками зайти в новую для отечественного ТВ стезю. Очевидно, что копирование западных аналогов пока выходит криво, и та стерильность, отсутствие национального колорита, которыми разит их детективный триллер, не смогут продавать новые проекты.
«Домашний арест» и «Звоните ДиКаприо!» брали как раз самобытностью, и этот рецепт, похоже, отечественному зрителю по вкусу. Ведь, написав репродукцию Джоконды, ты не становишься Да Винчи. Как и не получишь славы Линча, бросая, в надежде на чудо, пресловутое бревно в открытое на телевизоре приложение Netflix.
Источник