Я даже не поленился сделать пару запросов в поисковике — вдруг есть два сериала с одинаковыми названиями? Но нет, все оказалось правильно.
Профильная критика по большей части хвалит этот сериал за смелость — неизбитый для России сеттинг, необычные режиссерские ходы, местами провисающий, но захватывающий сценарий. Простые зрители также в целом довольны конечным результатом. Отмечают хорошую актерскую игру, сетуют, что показанное на экране будущее уже не за горами даже в нашей стране, и от того оно кажется заманчиво-притягательным. В конце-концов, радуются, что отечественные шоу стали выглядеть на уровне западных. И, почитав все эти мнения, можно прийти к выводу, что мало кто из авторов досмотрел сезон до конца.
Трудно отыскать еще один современный проект, который настолько качался бы из стороны в сторону и до последней 16 серии не знал, о чем он, для кого, и, главное, зачем. При этом, что уж совсем уму непостижимо, шоу остается интересным местами зрелищем. Правда, не по тем причинам, которые приводят в большинстве обзоров.
Россия. 2029 год. В стране вот уже семь лет никого не удивляют ходящие по улицам андроиды, называемые здесь ботами, которые занимаются самой грязной работой. Век высоких технологий добрался и до отечественной глубинки благодаря корпорации-монополисту CRONOS, поставляющей в страну самые современные устройства с искусственным интеллектом.
Один из таких андроидов по имени Ариса, доставленный из Китая, оказывается суперсовременным прототипом, который не подчиняется трем главным законом робототехники — то есть может причинить вред человеку. Что тут же демонстрирует, убив одного из сотрудников и пустившись в бега. Мятежную железку подбирает дочь простого работника морга Георгия Сафронова и делает домашней игрушкой. Ну, а дальше все как у кажется лучших представителей жанра — первый «абырвалг» ожившего бота, злобные мегакорпорации, убийства, ложь СМИ, и заговоры.
Начнем с главного — сеттинга сериала, из-за которого кто-то мог им изначально заинтересоваться. Он предсказуемо абсолютно не работает, причем как на внешнем, так и внутреннем уровнях построения. Из-за недостатка бюджета мир кажется блеклым и невыразительным, так что не ожидайте киберпанка на фоне московских типовых многоэтажек. Все, на что хватило денег — это бесконечные билборды, рекламирующие сервисы Сбербанка, умные гаджеты на руках героев, транслирующие на запястье голографические изображения, да железные болванчики, копающие ямы на дорогах столицы.
Улицы Москвы выглядят снятыми буквально вчера, и роботы кажутся скорей вплетенными программой по созданию виртуальной реальности на айфоне, чем изображением жизни будущего. Все это выполнено отстало с технической стороны, и где-то после третьей серии вообще пропадает с экрана. И это хорошо, так как смотреть на анимации уровня роликов из игр начала нулевых просто больно.
Не блещет логикой и вплетение невиданных доселе технологий в жизнь россиян конца двадцатых годов. В местном морге даже у санитара, везущего носилки, есть андроид-помощник, но трупы они доставляют на старенькой газели времен ранних девяностых. Голосовые помощники в век искусственного интеллекта говорят менее складно, чем современная Сири. Размер памяти супер-продвинутого бота из Китая помещается, по мнению сценаристов, на носителе в 12 терабайт. Даже сейчас у каждого второго московского школьника папка с аниме занимает, наверно, и того больше.
И так примерно со всеми составляющими мира — не нужно даже глубже копать, чтобы все рассыпалось, ведь непроработанность показываемого на экране просто нагло режет глаз. Кажется, будто на сценарий детективной драмы сверху намазали все эти технологические навороты, так и не поняв, что с ними делать.
Но если отбросить всю эту андроидную мишуру, «Лучше, чем люди» вдруг начинают завлекать тебя историей. Сюжетные ветки, не связанные с технологическим концептом шоу, радуют стройностью и крепкой интригой. Персонажи, пусть и очевидно с заделом на будущие сезоны не до конца прописанные, действительно развиваются по ходу сюжета.
Деспотичный и глупый главный герой понимает, что должен жить ради семьи, а не выпестовать собственное прошлое. Подростковая любовная линия не заставляет бить себя рукой по лицу, а выглядит временами мило и органично. Дрязги между бывшими супругами показаны не ради нагнетания драматичного эффекта, а как повод в конечном итоге разобраться наконец друг в друге, и даже имеют какой-то дидактический посыл.
Несмотря на псевдофантастичный бред про высокие технологии, сериал на протяжении всего сезона умудряется держать динамику происходящего. Конец каждой серии просто заставляет тебя начать смотреть новую, из-за любопытства — что же произойдет в жизни персонажей дальше? Потому что они единственные представляют здесь интерес.
И если бы этим простым человеческим отношениям была отдана большая часть хронометража, то все претензии к сеттингу в итоге могли оказаться неважны. Вся история с ботами осталась бы просто оберткой, под которой хранятся интересные сюжетные ходы. Но сценаристы буквально на полуслове обрывают, например, какую-нибудь интригующую бытовую линию, и начинают по-новой сказ про тяжелую жизнь андроидов в злобном обществе. И снова на главную сцену выходят антитехнологические террористические группировки, по своей недалекости похожие на собратьев из Deus Ex: Human Revolution, злобные мегакорпорации, хакеры, теневое правительство — в общем все то, о чем сценаристам нечего в сущности сказать.
Сюжетный блок робота Арисы, которая тут должна быть главной героиней, оказался вообще самым скучным и откровенно халтурным. Может ли робот обрести семью? А полюбить ребенка? Стать матерью? Пожертвовать собой ради человека? Если создатели думали, что подобными идеями, которые западный кинематограф, не говоря уже про литературу, разжевал еще в начале нулевых, можно привлечь зрителя в 2019 году, то мне их искренне жаль.
Шоу, очевидно, будет продлено и на третий сезон, так что у создателей еще есть возможность что-то исправить в этом году. Если сценаристы поймут, что умеют создавать неплохих персонажей и конфликт между ними, а не визуализировать миры уровня Айзека Азимова, то проект еще можно спасти. Если же тема андроидов и прочих технологий на фоне серой Москвы останется в приоритете, то сериалу стоит уйти в окончательный трэш происходящего.
В мире «Лучше, чем люди» злобная корпорация CRONOS представлена обычными торговцами-дронами. А вот главный спонсор проекта — Сбербанк, — похоже полностью подчинил все социальные институты этого общества. Здоровье, образование, банковская система, топливная промышленность — все представлено здесь под бело-зеленым брендом. Так может быть, главным злом, вышедшим из тени, станут в новом сезоне именно эти ребята? Вот это был бы поворот. На такую антиутопию с андроидами, борющимися с невыплаченными вовремя кредитами на айфон, я бы посмотрел. Всяко лучше страданий роботизированной Паулины Андреевой.