Рецензия на сериал «Каратель»

17 ноября Netflix выложила все 12 серий первого сезона «Карателя», пятого сольного сериала в линейке «Защитников» и седьмого проекта в телефраншизе Netflix/Marvel. Фрэнк Касл, отлично сыгранный Джоном Бернталом (который, зацените, учился во МХАТе) так понравился зрителям в «Сорвиголове», что Netflix решила посвятить ему отдельный спин-офф, которого не было в изначальном плане серии «Защитники».

Свои первые впечатления я уже высказал в короткой рецензии, осталось лишь дополнить их и подробнее обсудить важные детали. О том, кто такой Каратель и как он показан в комиксах, я рассказывал отдельно еще до второго сезона «Сорвиголовы», где его впервые и представили в телевселенной. Если коротко, то Фрэнк Касл — бывший военный, у которого убили всю семью у него на глазах, и он встал на путь мести. Никаких суперспособностей у него нет, использует он обычное огнестрельное оружие, взрывчатку, ножи и так далее, а костюм его состоит из большого белого черепа на футболке или бронежилете. Главная особенность этого антигероя — он убивает. Причем без каких-либо колебаний, зачастую с особой жестокостью и цинизмом, что противопоставляет его большинству супергероев, боящихся переходить эту грань.

Если честно, Каратель никогда не казался мне особенно интересным. Он создавал неплохой контраст с Человеком-пауком в «Неогенном кошмаре» из мультсериала 1994 года, и с тем же Мердоком во втором сезоне (Карателя вообще часто используют как временного антагониста для других супергероев, которым, естественно, не нравятся его методы), но я не был уверен, что самостоятельный сезон про этого мрачного молчаливого маньяка без сверхспособностей можно сделать достаточно интересным. Я ошибался.

Секрет успеха заключается прежде всего в отличном сценарии. В последнее время слишком многие проекты утыкаются в сценарные проблемы: неспособность придумать связную интересную историю, игнорирование развития персонажей, топорная подача эмоциональных моментов, огромное количество дыр и условностей и так далее. 

Именно поэтому так приятно смотреть «Карателя», это глоток свежего воздуха, напоминание о том, как нужно работать с историей.

Здесь есть все необходимые драматургические элементы и баланс между ними. Есть сцены, работающие на саспенс и атмосферу, детали, раскрывающие персонажей и развивающие отношение между ними, есть приземленный экшен, в котором ясен баланс сил и четко проявлены ставки, мы понимаем шансы героев и способны сопереживать им, радоваться их победе.

«Карателя» выложили сразу после премьеры «Лиги справедливости» (уверен, неслучайно), и контраст между двумя историями чувствуется очень ярко. Там, где «Лига» силится раскрыть своих героев хотя бы на самом примитивном уровне (Киборг считает себя монстром, Аквамен чужой и среди людей, и среди жителей Атлантиды), «Каратель» работает куда глубже и тоньше даже с персонажами третьего плана. Смотрите, как интересно они подают внутренние терзания Карэн по поводу того, что она некогда застрелила помощника Амбала, похитившего ее, как она рассуждает о праве ношения оружия в свете собственных обстоятельств.

В «Лиге» мы видим оргии пикселей за 350 миллионов долларов, сражения богов и героев, дерущихся за священные коробки ожесточеннее, чем очередь за айфонами, но никакого веса у этих сцен нет. 

Мы не понимаем плана боя, баланса сил, опасности для героев, все что мы можем — это смотреть на пафосные удары в слоу мо, но какой-то контекст всему этому прилепить достаточно сложно. Битвы вроде куда более зрелищные и масштабные, но эмоции от них не идут в сравнение с напряжением от очередной перестрелки Карателя. Особенно запоминается сцена в лесу, где личные камеры нападающих солдат и сканирующие поле боя сверху дроны вносят дополнительные тонкости в сцену перестрелки.

Конечно, сравнивать фильм и сериал можно только с рядом оговорок, ведь хронометраж сезона в 6 раз больше и здесь куда больше пространства для развития героев, а у фильма куда больше бюджет, но на самом деле все утыкается в способность раскрывать своих героев и в приоритеты авторов, их понимание важности заземления истории и проработки персонажей, эмоционального контакта со зрителем.

«Лигу», естественно, можно заменить на другой какой-то еще крупный блокбастер, так же игнорировавший базовые законы драматургии («Тор: Рагнарек» тех же Marvel) или же поставить «Карателя» в пример сериалам его же линейки: «Железному кулаку», «Защитникам» и даже второму сезону «Сорвиголовы», который от приземленной линии с самим Каслом ушел в какие-то бредни с ниндзя и дырой посреди Нью-Йорка.

Отдельно стоит заострить внимание на жанре. Несмотря на то, что «Каратель» — часть супергеройской киновселенной Marvel он старательно дистанцируется от всей фантастики и волшебных людей в трико. Здесь нет ни супергероев, ни даже упоминания таковых (если я только не прослушал оброненного вскользь имени), поэтому сериал способен увлечь куда более широкую аудиторию, включающую и людей, ненавидящих комиксы или фантастику в целом, потому что здесь нет ни ниндзя, ни сверхспособностей, ни костей драконов — только море стволов и парней, которые умеют с ними обращаться. Никого бессмертия, воскрешений, регенерации и непробиваемой кожи — все умирают довольно быстро и безвозвратно.

По жанру это шпионский боевик — правительственные заговоры, коррупция и тайные операции на Ближнем Востоке — сериал в итоге ближе к «Родине», чем к «родительскому» «Сорвиголове». Это может не только привлечь стороннюю аудиторию, невоспринимающую комиксы (а «Карателя» можно спокойно смотреть отдельно, без предварительных знаний героев и событий), но и отчасти расстроить зрителей самой линейки «Защитников».

Отсутствие фантастических элементов определенно пошло сериалу на пользу, позволив создать удивительно заземленную и человечную историю, но стоит признать, что из-за этого сезон получился и не слишком ярким, запоминающимся. Его однозначно приятнее смотреть, чем вспоминать, потому что все эти талантливые тонкие детали работают в моменте, но вспоминаются лишь общие черты сюжета, а они довольно стандартные для истории про шпионский заговор.

Реализм происходящего стоит похвалить отдельно — тут нет картонности и условности, агенты спецслужб похожи на агентов, солдаты — на солдат, а не на картонные образы, придуманные кем-то, кто не представляет себе реальные будни ни тех, ни других.

Злодеи вышли убедительными и достаточно многогранными, что уже большое достижение, но интересными, яркими и запоминающимися их не назовешь. Хоть сам Касл и не обладает сверхспособностями, можно было столкнуть его с суперзлодеем и таким образом внести фантастический элемент, но я понимаю, что создатели ставили реализм во главу угла, им хотелось создать нечто отличающееся от прочих проектов в линейке — и это однозначно получилось. Просто стоит принять цену этого решения.

Еще один вариант повышения яркости истории о Касле очевиден для всех, кто читал комиксы или играл в The Punisher — сделать все убийства героя максимально жестокими, кровавыми и изощренными. Окунуть бандита в кислоту, засунуть в камнедробилку, бросить на сетку под напряжением — тогда сериал запоминался хотя бы сценами расправы над злодеями (мы даже сразу готовились отдельно постить гифки с такими эпизодами), но авторы решили и здесь проявить сдержанность.

Жестокости в виде кишок, отрубленных голов, избиений до выбитых глаз и месива вместо лиц тут хватает, как и ожидалось, хотя как gorefest это не воспринимается, сериал умудряется не превращать чрезмерную жестокость в фетиш.

Каких-то супер-изобретательных казней тут нет, Касл убивает быстро и эффективно, не превращая ликвидацию очередной цели в шоу.

Возможно, авторы отказались от такого подхода как и от любой другой театральности, возможно, просто не хотели делать Фрэнка отталкивающим садистом и маньяком. В конце концов, сложный образ антигероя, который однозначно совершал непростительные поступки, но которому при этом сочувствуешь всем сердцем, куда важнее.

Тщательная работа над персонажами, на мой взгляд, стала ключом к успеху этого сезона. Самого Касла представили окончательно ушедшим в себя, он живет в крохотной комнатушке, работает на стройке и вымещает оставшиеся эмоции хренача кувалдой стены. Фрэнк уверен, что перебил всех ответственных за смерть своей семьи, а новой цели в жизни он пока для себя не видит — по крайней мере пока не выясняет, что некий Микро знает, что Касл жив, и пытается выйти на него. Именно поиск таинственного хакера, которого Каратель принимает за шантажиста, угрожающего ему разоблачением, и выводит нашего главного героя из стазиса, приводя сюжет в движение.

Взаимоотношения Касла и Микро и становятся самыми интересными в сезоне, на что наслаивается все остальное. Более того, более интересной динамики между напарниками в линейке Marvel/Netflix до сих пор не было.

Ни Сорвиголова/Электра, ни Люк/Клэр или Люк/Джессика, ни Джессика/Триш не сравнятся с Карателем/Микро по глубине и оригинальности подачи их отношений. Прекрасный экранный дуэт, за перепалками которого всегда интересно наблюдать.

Связи с телевселенной Marvel/Netflix здесь как ни странно минимум, из знакомых персонажей не появляется никто: ни Клэр (и это первый сезон линейки, где не появляется Ночная Медсестра), ни Хогарт, ни даже Триш, хотя в сериале есть эпизод с визитом на радио-шоу, но почему-то это не «Триш-ток». И только Карен Пейдж своим коротким визитом напоминает, что это все тот же Нью-Йорк, стоящий на костях драконов, город, где летают по крышам воскрешенные ниндзя, а в Гарлеме стоит маленькая цирюльня с обширной историей.

Несмотря на то, что Карен задерживается ненадолго, она выглядит здесь ярче и живее, чем в «Сорвиголове» и, конечно, в «Защитниках», где многих знакомых персонажей использовали исключительно в роли мебели. У нее есть своя позиция, свои внутренние демоны, свои эмоции и свой шанс проявить себя, который она использует на полную. Ее образ вышел очень трогательным и чувственным, а сцены с Фрэнком — полными сложных, но ярких эмоций, которые не могут не зацепить зрителя.

Микро

Микро

Крайне посредственное отношение к супергероике в общем и кино/телевселенной Marvel в частности, отсутствие изощренных театральных убийств и общий акцент на сдержанность и реалистичность — это, конечно, не минус, это особенность, которая станет для одной части аудитории недостатком, для другой — достоинством.

Несомненный минус тут один — это филлер, главный суперзлодей многих сериалов Netflix (да и сериалов вообще, конечно). Сезон не может состоять только из интересного и дорогого, между вкусными поворотами и сильными сценами хорошо бы чем-то занимать зрителя, чтобы серий вышло побольше, как и недель эфира. Мне не очень понятно, насколько объем сезона критичен в схеме Netflix, ведь их продукт — сразу весь сезон. Не все ли им равно, 6 в нем эпизодов или 13, главное — доволен ли зритель? Возможно, они боялись, что сезон в 6 серий покажется аудитории слишком коротким, а то и недостойным внимания. И все же, думаю, стоило остановиться на 10 сериях.

Раздувшийся хронометраж вроде тратят на небесполезные вещи: развитие героев, атмосферы, раскрутку сюжета. Нельзя точно указать сцену или линию, которую хотелось бы выкинуть целиком, от чего сериал только выиграл бы. Самый очевидный претендент — начальный сюжет про стройку, который мог быть гораздо короче, и линия подрывника, которую тащили очень долго. И все же и там, и там есть свои причины оставить их в сериале. Вопрос сложный, но я бы все же хотел, чтобы монтажер впредь не был столь щедрым и подрезал лишний жир, потому что еще в начале ловишь себя на ощущении, что события развиваются очень медленно. Уже три эпизода прошло, а сюжет сдвинулся едва-едва.

И еще, Касл временами слишком легко расправляется с врагами, прямо как Джон Уик. Они напоминают противников со слабым ИИ, который не способен перехитрить игрока или попасть в него с пары метров.

Каратель не бессмертен и ему тяжело достается, но все же IQ противников зачастую хочется поднять. Ведь в конце концов, это такие же профессиональные солдаты, как Касл. Зачастую на его стороне элемент внезапности или бой на подготовленной территории, но профи, которые безо всякой осторожности прут вперед на опасного противника и не замечают, как за спиной вырезают их коллег — это странно. Впрочем, не скажу, что это сильно отвлекает. Полного реализма экшена добиться невозможно, всегда будут условности, «Каратель» грань не переходит и халтуры там нет.

Итог

Если оценивать уровень проработки сценария, героев, реалистичности и связности истории, то «Каратель» выходит чуть ли не лучшим в линейке «Защитников». Но если все же учитывать яркость ситуаций, оригинальность и то, как он запоминается в итоге, то первый сезон «Сорвиголовы» все еще на первом месте. Хотя, конечно, он и уступает Каслу в убедительности и «взрослости». Тут кому что важнее.

Бернтал сыграл свою лучшую роль, здесь он великолепен, а химия Карателя с Микро и Карен вышла просто потрясающей.

Все герои, даже такие третьестепенные, как семья Микро или напарник Мадани выглядят живыми и не вызывают раздражения. В каждом есть хоть что-то, что позволяет им не выглядеть картонными силуэтами для массовки.

Сериал я советую смотреть всем, кто истосковался по хорошему телевидению и мастерски проработанному сюжету. Хотя бы в терапевтических целях. После «Лиги» и «Рагнарека» надо чем-то отпаиваться и Netflix подкинули нам идеальное снадобье.

Рецензии на сериалы вселенной Marvel/Netflix:

 
Источник

Кино и сериалы

Читайте также