4 мая на Netflix вышел постапокалиптический сериал «Дождь» (The Rain). Это еще одно региональное тв-шоу сервиса, в этот раз снятое в Дании (другие наиболее известные национальные проекты — это немецкая «Тьма» и бразильский «3%»). Рассказываем, может ли чем-то заинтересовать очередная подростковая драма — и почему одного только скандинавского сеттинга оказалось недостаточно для съемок полноценного, качественного сериала.
После неожиданного успеха недавней «Тьмы» на «Дождь» возлагались большие надежды. Схожий мрачный сеттинг, провинциальные подростки в главной роли, загадочные события, так или иначе повлиявшие на окружающий мир. Сериалы буквально казались родственными душами — причем не только по стилю, но и регионально (как-никак Дания соседствует с Германией).
Но, к сожалению, второго чуда не свершилось. «Дождь» — откровенно слабый и непроработанный сериал, который на протяжении всех эпизодов не способен вызвать даже толику положительных (или хотя бы отрицательных) эмоций.
С первых секунд «Дождь» бросает зрителя в самую гущу событий. Родители хватают своих детей, школьницу-выпускницу Симону и совсем маленького Расмуса, сажают в машину и везут подальше от надвигающегося в небе темного облака. Дождь опасен — в каждой капле хранится смертельный вирус, убивающий любого притронувшегося к воде человека. По стечению обстоятельств семья попадает в спрятанный в лесу бункер. Отец, ничего не объяснив, но пообещав вернуться, уходит, а мать вскоре погибает.
Дети остаются одни и лишь спустя 6 лет покидают убежище — навстречу опустошенной Дании, надеясь отыскать своего родителя.
Когда уже повзрослевшие Симона и Расмус выбираются из бункера, они встречаются с другими выжившими — пятью такими же молодыми парнями и девушками, к которым сразу примыкают. В итоге все путешествие группа перебирается от одного убежища к другому, периодически ввязываясь в неприятности и стараясь избегать дождя. Других интересных survival-элементов здесь нет — все ограничивается поиском еды и сухих помещений.
Поначалу общая концепция сериала цепляла одним только синопсисом: постапокалипсис, где главный враг не зомби или радиация, но самая обычная вода. Добавить к этому юных (не подростков, но и не совсем взрослых) героев и скандинавский сеттинг — получится интригующий сериал, совмещающий нечто оригинальное с обыденными, но проверенными штампами.
На деле же «Дождь» оказался провален по всем параметрам. Если после просмотра первой серии происходящее покажется вам слишком сумбурным — не надейтесь, что в следующих семи эпизодах что-то изменится. Если вы недостаточно прониклись главными героями — тоже не стоит рассчитывать на дальнейшие развитие характеров и мотиваций персонажей.
Сериал неприветлив — он холоден настолько, что с каждой серией ощущается все более и более бездушным.
Авторы «Дождя» восприняли «акцент на скандинавском» слишком буквально. Да, картинка выглядит стильно, эстетично, главный плюс сериал — в его аутентичности. Пейзажи из серо-зеленых лесов выглядят мрачно, но вместе с тем завораживают — не говоря уже о разрушенном Копенгагене и его безлюдным улицам.
Только вот вся эта суровость и минимализм не остались на уровне атмосферы — ими пропитались и сюжет, и герои.
«Дождь» авантюрен. Он пытается быть оригинальным, но, как только достигает кульминации, тут же прячется за избитыми клише либо придумывает совершенно алогичные выходы из ситуации. Сериал ничего не объясняет — но при этом не лаконично тянет время, как делала «Тьма», а бросает практически все сюжетные линии на произвол, со множеством логических и мотивационных ляпов. На протяжении всех серий «Дождь» не в состоянии выстроить какую-либо цельную картину — серии объединены общим лейтмотивом (найти отца и лекарство от вируса), но вместе с тем кажутся отчужденными друг от друга.
По структуре сериал состоит из восьми эпизодов (с хронометражем в 35-50 минут).
Параллельно с основным сюжетом каждый повествует о жизни персонажей до апокалипсиса или на первых стадиях конца света, через флэшбэки. Это один из двух «живых» просветов «Дождя» — где герои ощущаются настоящими, а не марионеточными. Сцены с предысторией персонажей также стали единственным способом узнать что-то о мире, как он изменился, и вообще об апокалипсисе.
Дело в том, что сериал слишком торопится. Как первый эпизод за 40 минут проскакивает 6 лет жизни героев в бункере, так и в последующих нас кормят рваным монтажом и резким развитием событий. Учитывая, что «Дождь» состоит из 8 серий, некоторые из которых вовсе идут по полчаса с небольшим, такой ритм сильно сказывается на впечатлении и восприятии сюжета. А короткие флэшбэки хотя бы как-то вводят зрителей в курс дела.
Вторая цепляющая деталь сериала — моменты, когда персонажи забывают о выживании и ударяются в подростковость. Иронично, но это единственные сцены, которые действительно запоминаются — яркие, резвые, ламповые, под не менее атмосферную инди-музыку (к саундтреку в «Дожде» не придраться). Иными словами: скандинавский сериал становится интересным только тогда, когда перестает быть скандинавским.
А положительная черта, на которую все так рассчитывали еще после первых тизеров, по итогу стала главной проблемой всего тв-шоу.
Итог
«Дождь» — проходной сериал, который выглядит интригующе, но на деле оказывается сырой поделкой сродни студенческим фан-постановкам. Герои здесь практически не прописаны, повествование ведется грубо, а сюжет вовсе состоит из несметного количества упущений и логических дыр. Но при «Дождь» не вызывает и сильных негативных эмоций — персонажи слишком пусты, чтобы потакать их глупостям, в то время как история вокруг них такие же блеклая и скучная.
В итоге приходится лишь безразлично жать на кнопку Next Episode, в надежде увидеть хотя бы что-то интересное… до тех пор, пока кнопка спонтанно не исчезнет, оставив после себя одно лишь недоумение.
Источник