1 февраля состоялась премьера «Селфи» — психологического триллера с Константином Хабенским. Фильм снят по сценарию Сергея Минаева, более известного дебютным романом «Духless. Повесть о ненастоящем человеке». Рассказываем, удалось ли режиссеру «Ледокола» Николаю Хомерики поставить качественную экранизацию, а Хабенскому — вновь вытянуть целый фильм на харизме и актерской игре.
Современное российское кино можно разделить лишь на четыре категории. Это фильмы о спорте, о войне, всеми любимые упоротые комедии и фантастические/драматические ленты, тщетно пытающихся «утереть нос» Голливуду. Возможно, стоит добавить еще и пятую — фестивальное кино, на котором держится надежда на светлое будущее отечественного кинематографа. Однако массовому зрителю подобные фильмы все еще в диковинку (хотя с каждым годом интерес к инди-проектам все растет, что не может не радовать).
«Селфи» — очередная попытка снять что-то новое и необычное в надежде удивить российского зрителя жанром психологического триллера. В суровых условиях отечественного кино триллер скатывается в пустышку, а психологизм полностью развеивается к середине картины.
Главный герой, Владимир Богданов (Константин Хабенский), — известный писатель и телеведущий, прожигающий жизнь за алкоголем и таблетками. Это типичный вальяжный персонаж, который некогда добился успеха, а теперь раскидывает деньгами в барах и стрип-клубах, ссылаясь на мнимый «творческий кризис». После очередной бурной ночи Богданов вдруг обнаруживает, что его личность заменил двойник — он появляется на записи утренней программы (про которую настоящий герой забыл), на пресс-конференции (тоже забыл) и начинает видеться со всеми друзьями и членами семьи настоящего писателя. Тот же, в свою очередь, понемногу сходит с ума и всеми силами пытается вернуть «себя» на место.
Идея с двойниками всегда звучала заманчиво. Это интересный и довольно дерзкий прием, который помогает максимально сконцентрироваться на основном персонаже произведения — его сильных и слабых сторонах, темной и светлой сущности, если угодно. В качестве примеров можно привести «Врага» Дени Вильнева, «Бойцовский клуб» Финчера, телесериал «Мистер Робот» Сэма Эсмейла и многие другие ленты, где внимание зрителя зачастую сфокусировано лишь на одном — саморефлексии главного героя.
В «Селфи» Минаев попытался перенять эту идею, однако изобразил ее настолько топорно, что вся история напрочь лишилась какого-либо смысла.
Богданов — совершенно эгоистичный и апатичный персонаж, которому трудно не то что сопереживать, но даже симпатизировать. В это же время двойник — полная противоположность главного героя. На протяжении всего фильма он только и делает, что налаживает отношения с родными и близкими писателя, а также поднимает его репутацию на работе. Единственный минус копии — неспособность написать полноценную книгу и ублажить фанатов новым бестселлером, однако по всем остальным фронтам она в разы превосходит реального Богданова.
По идеи, зритель должен симпатизировать настоящему герою — у него украли жизнь, его индивидуальность и буквально оставили ни с чем. По факту же, портрет двойника вышел в разы оптимистичнее и приятнее. Да, это совершенно другой человек. Да, это просто жалкая подделка. И все же на фоне пьющего и безответственного оригинала доппельгангер совершает ряд благоприятных дел, тем самым заслуживая уважение не только других персонажей фильма, но и сидящих в зале зрителей.
Главная же проблема «Селфи» кроется в псевдо-психологическом сценарии, где Минаев делит жизнь на черное и белое, тем самым размывая основной посыл истории. Настоящий Богданов даже не задумывается о том, что клон справляется с его жизнью лучше — писателем снова движет эгоизм, отчего он хочет только вернуть «свое по праву». Поэтому не стоит ожидать каких-либо душевных метаний, философии или хотя бы долю сомнения в действиях главного героя — это совершенно плоская и безынтересная личность, за которой очень скучно наблюдать.
И даже богатый опыт Хабенского не помог исправить однобокость Богданова. Первую часть фильма актер играет непросыхающего холостяка, во второй половине его персонаж страдает от логических и сценарных ляпов. Словом, перед нами очередная копия образа Данилы Козловского из «Духless», у которой, в свою очередь, появилась еще одна, но уже более лайтовая версия.
От триллера в «Селфи» осталось разве что слово на постере. Возвращаясь к топорности, фильм страдает от своей же прямолинейности и глупых попыток объяснить происходящее на экране. Нам показывают ряд нелогичных событий, которые бросают на полпути, после чего напоминают о них только в финале, чтобы оправдать и без того еле-еле натянутую развязку.
Так и выходит, что полтора часа лента все нагнетает и нагнетает, а в конце просто отстреливается холостыми, сводя на нет весь запал «триллерности».
Лишь внешне «Селфи» выглядит сносно, а местами фильму даже удается впечатлить. Это неплохой закос под неонуар с мрачными сценами и депрессивной атмосферой, которая, однако, рушится из-за сырой, непрофессиональной сценарной работы. И, хотя большинство локаций выглядят скучно, у ленты все равно есть своего рода шарм, которым она может зацепить определенную категорию зрителей. Помимо шарма остается полагаться на довольно продолжительные эротические сцены.
Итог
«Селфи» — это нудная история, которая попыталась замахнуться на что-то броское и интригующее, но споткнулась на собственной же заурядности. Минаев придумал «нового» Духlessа, который, однако, оказался стопроцентной копией старого, в то время как попытка поместить его в рамки триллера, а не привычной драмы, также не увенчалась успехом. И как бы Хомерики не пытался прикрыть логические дыры неоном, «Селфи» остается очередным доказательством того, что не стоит судить произведение по обложке.
Особенно когда за красивой картинкой кроется очередная притча с насквозь прогнившей моралью.
Краткая история двойников в массовой культуре
Источник