В конце девяностых в отечественном печатном игрожуре была такая интересная присказка во всех рецензиях, посвященных проектам российского производства. Мол, конечно, игра в целом тянет на шесть-семь баллов, но за старания и страну производства добавим парочку сверху, чтобы получилась твердая восьмерка.
В те времена подобный арт-патриотизм носил вовсе не продажный характер — люди действительно переживали за отечественных разработчиков, пытаясь завышенными оценками дать стимул для дальнейшего развития. И тогда это казалось абсолютно оправдано. Индустрия только начинала делать первые шаги, и лишняя похвала, будто ребенку, который в первый раз правильно взял в руку ложку, становилась катализатором новых побед и амбиций.
Оправданно это было и в отношении кинематографа, когда отечественное кино только начинало выбираться из стазиса пост-перестроечной нищеты, и ему, как никогда, была нужна поддержка. Всем понятно, что «Дозоры» нулевых не шли ни в какое сравнение с западными картина тех лет. Но их хвалили, потому что свое, родное, маленькое еще совсем. И вот в этот момент русское кино и заболело синдромом перехваленного ребенка. Бюджеты подросли, режиссеры и сценаристы набрались опыта, а принцип «свое ругать не станут» так и остался в головах даже самых крупных представителей индустрии.
Поэтому, берясь за рецензию на очередной российский сериал, я каждый раз пытаюсь балансировать между двумя непозволительными крайностями. Вроде бы и хвалить в поддержку будет неверным решением, не то уже время, но и ругать, оценивая на сто процентов по критериям западных аналогов, тоже будет глупо. И каким же был мой восторг, когда после просмотра всего сезона «Секты» от ТНТ-PREMIER я понял, что в этот раз могу расслабиться, ведь это шоу наконец можно оценивать без оглядки на страну производства. Почему? Сейчас попытаюсь объяснить.
Молодая девушка Ника, окончательно запутавшись в себе от тоски и непреодолимого одиночества, ударяется в крайности. Ища смысл жизни и поддержку окружающих, она вступает в одиозную секту Первозданных, где очень быстро становится любимицей главного культиста — мрачного и собранного Константина Берка (Филипп Янковский). Выбрав девушку в качестве своего агнца, который в финале обязательно должен быть отправлен на заклань, предводитель секты готовится к скорому вознесению в статус живого Бога. Планам культистов мешает группа так называемых депрограммеров во главе с психиатром Демидовым, которая похищает девушку по просьбе ее родителей и пытается вывести из духовного коматоза.
Помогает им профессиональная сиделка Лиля (Светлана Ходченкова), скрывающая от всех страшную тайну из собственного прошлого — когда-то она сама стояла у истоков секты, члены которой в итоге совершили массовый суицид. На Нику начинается настоящая охота, финал которой, как кажется, с самого начала предопределен.
В первых впечатлениях от трех серий «Секты» я писал, что у создателей шоу идеально получилось к середине сезона нагнать интриги и закрутить клубок сюжетных линий персонажей так сильно, что если у них хватит духа его правильно расплести, из сериала может получиться настоящий хит. В итоге сценаристам не просто удалось сделать это с филигранной точностью, но и добавить в сюжет такой градус неконтролируемой тревоги и мрачного нарратива, что сериал из статуса жанрового шоу к финалу практически смог переродиться в стройное авторское высказывание.
Режиссер и основной сценарист «Секты», француз грузинского происхождения Гела Баблуани, снявший в середине двухтысячных талантливый психологический триллер «13», а после его голливудский ремейк с Джейсоном Стейтемом в главной роли, умеет работать со зрительскими эмоциями. В новой работе он очень долго, можно даже сказать тягуче, заряжает все главные сюжетные ружья. Кажется, что в начале «Секты» практически ничего не происходит — какие-то странные сцены с несвязанными друг с другом героями, долгие крупные планы, акцент на каких-то совсем, как кажется, не значимых деталях интерьера, заведомо схематичное изображение внутренней жизни в сектантской обители. И в начале кажется, что это какое-то бездумное эпигонство западным аналогам, как, например, в «Мертвом озере» от того же ТНТ-PREMIER.
Но под финал «Секты» оказывается, что режиссер в духе финчеровского «Семь» связывает все это разорванное по мелким эпизодам лоскутное одеяло из намеков и подсказок, и история вдруг поражает своей завершенностью.
Сериал дает невиданную раньше в отечественных шоу возможность пересмотреть его заново, и удивиться, как же раньше ты не заметил вот это, а та подсказка оказывается напрямую указывала на тот сюжетный поворот, а мельком показанные рисунки дочки главной героини вообще оказываются чуть ли не центральными для всей истории. Постмодернистская игра со зрителем, попытка увлечь его в построенную тобой головоломку — увидеть подобное в российском сериале было просто непередаваемым восторгом.
Также талантливо и без перегибов «Секта» оперирует и характерами своих персонажей. Основные действующие лица сериала работают на две сценарные задачи. С одной стороны их развитие и отношения друг с другом дают шоу сюжетный толчок, вовлекают героев в необычные конфликты, заставляют историю двигаться вперед, порой в совсем уж неожиданные дебри. Но также персонажи отыгрывают и заданный нарратив проекта.
Главная героиня Лиля, как человек, который смог сбежать из секты, остается ведомой собственным прошлым, утаскивая за собой всех окружающих друзей и врагов. Ее персонаж, будучи центральным для всего происходящего на экране, призван донести основную мысль сериала — не культисты виноваты в бедах всех действующих лиц.
Главный противник и невидимый кукловод истории — откровенная русская безнадега. Именно она затягивает людей либо в секты, либо в лоно официальной религии, что произошло с Лилей после мнимого побега от бывших подельников по вере, но не дает в итоге никакого выхода из состояния бесконечной внутренней эмиграции и тоски. Сценаристы напрямую говорят зрителю, что спасение нужно в итоге искать совсем не во внешнем, что нужно найти способ немного посмотреть за пределы того, что стоит у тебя перед глазами.
Окончательно деконструируют авторы под финал и само явление культизма как такового. В какой-то момент Первозданных сталкивают лбами с бывшей сектой главной героини, противопоставляя их друг другу, но при этом очень точно передавая суть и тех и других.
Моноцентристский культ, богатый, прикрывающийся духовными практиками и тренингами по саморазвитию, и эскаписты-староверы, прячущиеся в лесах и отвергающие любой прогресс, как общественный, так и научный. Продавцы духовности, не исповедующие то, что проповедуют, и идейные слепцы, доведшие свои принципы до страшного гротеска обязательной жертвы перед собственным предводителем. Прогрессисты и маргиналы. Обе крайности одинаково отвратительны, но при этом и тем и другим в итоге будет предоставлен шанс на почти христианское искупление. И то, как они им воспользуются, может оценить только сам зритель, а развязка будет не так однозначна, как может показаться.
Своим новым проектом ребята из ТНТ-PREMIER, как мне кажется, сами того не понимая, загнали себя в угол. Взяв такую высокую планку качества, им теперь будет просто стыдно выдавать дальше шоу уровня вторичного и скучного «Мертвого озера».
«Секта» демонстрирует западный подход к продакшену, при этом забивая его в обойму к трассирующим пулям яркого и трагичного национального колорита. Отличная задумка и действительно проработанный сценарий идеально ложатся на русскую действительность и превращаются под конец в мрачную притчу о том, что смысл жизни может находиться только в тебе самом. И искать его нужно только там, а не в дорогих резиденциях духовных центров, где правды и духа порой в разы меньше, чем в обшарпанных стенах квартиры главной героини сериала. Браво.
Источник