Рецензия на «Роковое искушение» Софии Копполы

Рецензия на «Роковое искушение» Софии Копполы

27 июля состоялась российская премьера нового фильма Софии Копполы «Роковое искушение». Это уже вторая экранизация одноименного романа Томаса Куллинана, отличающаяся от оригинального фильма 1971 года лишь смещением акцента с главного героя на окружающих его женщин. Рассказываем, как Фарреллу удалось превзойти Иствуда, а Копполе снять спорный, но красивый ремейк.

У Софии Копполы есть свой стиль — нежный и чуткий. «Девственницы-самоубийцы», «Мария-Антуанетта», «Трудности перевода» — каждый предыдущий фильм режиссера был пропитан легкой меланхолией и акцентом на мелких, часто интимных деталях. 

«Роковое искушение» — это попытка преобразовать суровый и «мужской» вестерн в его «женскую» адаптацию, не потеряв при этом оригинального шарма истории.

События фильма разворачиваются во времена Гражданской Войны 1864 года: закрытый пансионат для девушек-южан оказывается изолирован от окружающего мира и живет скучной, размеренной жизнью. Пять юных учениц (Энгаури Райс, Эль Фаннинг и другие), воспитательница Эдвина (Кирстен Данст) и их местная «мамочка» мисс Марта (Николь Кидман) сутками изучают французский язык и правила этикета, совмещая бесполезные уроки с бытовыми работами без какой-либо мужской помощи. По стечению обстоятельств одна из девочек натыкается на тяжелораненого северянина капрала МакБерни (Колин Фаррелл) и приводит его к остальным, чтобы выходить и поставить на ноги — даже не смотря на то, что тот воюет на чужой стороне. 

Перед зрителем складывается неоднозначная, но интригующая картина: семь уже давно отвыкших от мужского общества женщин остаются один на один с раненым солдатом, который, в свою очередь, тоже несколько месяцев провел в скитаниях. На первый взгляд «Роковое искушение» может показаться психологически-эротическим триллером (впрочем, так он себя и позиционирует), однако своим почерком Коппола «урезала» значение этих терминов и сняла скорее сентиментальную драму, с добавлением лишь нескольких напряженных моментов.

Несмотря на это, фильм все равно привлекает своей атмосферой и особым взаимодействием персонажей: причем не столько тактильным, сколько ментальным. Говоря о «закрытости» места действий, Софии действительно удалось снять камерную ленту — но не душную и замкнутую, а насыщенную, разбавленную «живыми» пейзажными вставками. 

С первых кадров «Роковое искушение» задает мягкую и пастельную цветовую гамму, превращая полуразрушенный готический пансионат в идиллический особняк, в то время как южный акцент только усиливает аутентичность местности. Однако уже к середине фильма атмосфера между героями накаляется, а вместе с ней меняется и общий тон картины: где светлое начинает темнеть, постепенно поглощая не только окружающий интерьер, но и самих персонажей.

Как режиссер София Коппола всегда славилась дотошностью в плане детализации и прописывания характеров своих героев. В «Роковом искушении» ей удалось создать отличительные образы, а уже ставший каноничным каст смог доподлинно их воплотить. 

Женщин пансиона можно разделить на несколько возрастных групп, каждая из которых борется за сердце щетинистого ирландца своими способами и уловками. Пока Эдвина (Данст) с трепетностью ухаживает за новым гостем, мечтая о типичной романтической истории по любовным книжкам, семнадцатилетняя Алисия (Фаннинг) вовсю пользуется своей юношеской наивностью, пренебрегая нормами приличия и этикета того времени. Мисс Марта же (Кидман) держится дольше всех, выказывая строгий нрав своего характера и ответственность за подопечных девочек, хотя тоже оказывается во власти искушения, да еще и приправленного парой-тройкой бокалов бурбона.

Каждый намек и каждая девственная ухмылочка парируется льстивым мужским взглядом, создавая интимную, но вместе с тем ревностную атмосферу фильма

Однако за всей этой мишурой Коппола напрочь забыла о сути и манере повествования самой истории — где акцент, прежде всего, ставился на отношениях между мужчиной и женщиной в военные времена. Режиссер решила адаптировать оригинальный сценарий и отбросила множество исторических моментов, тем самым сфокусировав внимание зрителя на группе изолированных от мира женщин. Так, большую часть фильма герой Фаррелла проводит в горизонтальном положении, наблюдая как между окружающими его девушками развиваются чувства зависти и обмана — сам капрал же просто выполняет роль куклы для поцелуев.

Еще в первой экранизации «Обманутого» Клинт Иствуд очаровывал харизмой и обходительностью своего героя по-отношению к женским персонажам фильма. В «Роковом искушении», когда дело все же доходит до каких-либо действий, Колин Фаррелл в этом плане выглядит в разы лучше: и как актер, и как образ (вспыльчивый ирландец играет вспыльчивого ирландца). 

МакБерни Иствуда не хватало дерзости, страсти — он был чересчур галантным и романтичным, когда Фарреллу удалось передать если не животный инстинкт своего героя, то как минимум его искушенный, военный нрав.

С другой стороны, именно это и можно назвать одним из главных минусов фильма: неспешное повествование начинает быстро сменяться резкими сюжетными поворотами, отчего происходящее на экране превращается в кадровую суматоху. Если «Обманутый» был выдержан в одном темпе, плавно переходя от кульминации к развязке, то в «Роковом» на один час прелюдий приходится двадцать минут экшена, который и разрушает весь антураж картины. Может показаться, что подобная дерзость наоборот должна как-то разбавить чересчур «женский» видеоряд из недосказанностей и душевных переживаний; однако события начинают происходить настолько стремительно, что зритель просто не успевает переключиться с бегающих в корсажах и платьях девочек на угрозы из-под пистолетного дула.

У Копполы получилась нежная и атмосферная лента, которая манит своим антуражем и визуальным стилем. «Роковое искушение» нельзя назвать полноценной экранизацией — это, скорее, ремейк с большим уклоном в картинку, проседающий в манере повествования. Если вас цепляет трепетное отношение к деталям и чуткое изображение девственной сексуальности, то «Роковое» — это еще одна завораживающая работа одной из самых талантливых женщин-режиссеров. Если же вам важен сюжет и близость к подлиннику — то посмотрите лучше «Обманутого». Иствуд тоже хорош, ну а милые девушки — они и сорок лет назад были милыми.

 
Источник

Кино и сериалы

Читайте также