Кто-то скажет, что Pyre — худшая игра Supergiant. Кто-то назовет ее лучшей. Это нормально.Эта студия каждую игру делает непохожей на предыдущие — Pyre совсем не такая как Transistor и Bastion. Сюжет подает не фоновый рассказчик, а диалоги в духе японских visual novel. Персонажей не полтора одиночки с хвостиком, а целая толпа, и все практически равноценные. И вообще, это магический баскетбол.
В тоталитарном Содружестве изгоняют из общества за любые проступки. Попался на сговоре, нарушил субординацию или просто показался кому-то блаженным дурачком — теперь ты Изгнанник и будешь жить в Низовье (Downside) до конца дней.
Хуже всего, конечно, уметь читать. Книги в Содружестве сжигают, грамотеев ловят и точно так же ссылают.
Вы — один из немногих в округе, кто может читать. Это ваша суперсила. Вас называют Чтецом. Только вы можете прочитать Книгу Ритуалов (The Book of Rites) и провести к свободе отряд изгоев, который вас случайно отыскал.
Чтобы получить шанс на искупление, изгои участвуют в священных Ритуалах (Rites). Сами по себе ритуалы выглядят как спортивная игра. В каждой команде по три изгоя в церемониальных балахонах. В центре поля — сфера, которую нужно донести до костра соперников и ритуально себя сжечь. Не насмерть, конечно — тот, кто забил гол, скоро возвращается.
Перед ритуалом вы собираете команду. У каждого изгоя свой стиль. Кто-то спринтует, кто-то в прыжке расталкивает всех вокруг, кто-то летает. У каждого изгоя есть аура. У кого то она больше, у кого то совсем маленькая. Когда вы подбираете сферу, аура исчезает. Если противник касается вас своей аурой, герой надолго пропадает с поля.
Получилась спортивная игра для тех, кто терпеть не может спорт. Это один из случаев, когда сам собой напрашивается сетевой мультиплеер (есть локальный, но это не то, совсем не то) — комбинации получаются очень интересные. Схватить сферу, отдать пас назад, и длинным рывком перепрыгнуть через оцепление. Враг пытается сделать то же самое в ответ, ловит сферу своей гарпией, взмывает вверх, но вы в последнюю секунду выбиваете сферу в прыжке… Ну и там уже как повезет.
Мультиплеера хочется, потому что ИИ играет очень бедно даже на высшем уровне сложности. У него появляются шансы, когда он время от времени включает режим нечеловеческой реакции или прямо нарушает правила — например, разрешает себе управлять всеми героями одновременно (вы же руководите только одним). Но даже тогда противника может заклинить, и он начинает наворачивать круги вокруг незащищенного костра.
И вот я движусь вперед. Выигрываю Ритуалы один за другим, отправляю своих напарников на свободу. Лег-ко-тня.
Но в какой-то момент — молния. Я задумываюсь: действительно ли я хочу на свободу? Действительно ли один из моих напарников заслуживает свободы больше оппонента? Может стоит поддаться и пропустить вперед старого пса Далберта, который переживает за нас — своих оппонентов! — сильнее, чем за себя?
С этого момента я надломился. Это самое интересное в Pyre — она затягивает в состояние потока, показывает себя соревновательной игрой, а потом заставляет усомниться: может, тут мне не стоит побеждать?
Pyre раскрывается, когда забываешь о возможности начать снова с контрольной точки, а просто даешь ей нести тебя за собой. Когда появляется шанс на поражение — не перенапрягаться, а просто проиграть и принять последствия. На каждое поражение Pyre находит способ выкрутиться и продолжить как ни в чем ни бывало.
В играх я привык чего-то достигать, оптимизировать все процессы до упора — и тут вдруг Pyre взывает к чувствам и совести. Легко так, ненавязчиво, так что у кого-то этих чувств может и не возникнуть. К принятым решениям Pyre не привлекает внимания, как игры от Telltale или тот же «Ведьмак». Все просто идет своим чередом, мерно и естественно, будто только так и должно быть.
Обидно, что при всем разнообразии событий концовка все равно одна.
Выходит, вы сами по себе и не влияете ни на что — только на судьбы Изгоев. В конце вам расскажут, как сложились жизни всех кого вы повстречали после ваших действий, почти как в Fallout.
Bastion и Transistor часто ругали за пространность. Supergiant во всех интервью говорят, что конкретное и окончательное видение обоих миров у них есть, но игроки видят эти миры с точки зрения простых обитателей, со всей ограниченностью их представлений. Поэтому многое остается открытым для интерпретации.
Pyre описывает свой мир гораздо более конкретно. У каждого напарника есть досье с его предысторией, причиной депортации, главным желанием и даже знаком зодиака. В ритуальную книгу, тем временем, постоянно поступают новые странички из истории восьми божеств, вокруг которых все крутится. Они очень по-борхесовски написаны, надо сказать. Их непросто читать, если очень не захотеть.
Вас зовут Чтецом, в конце концов. Читать тут можно много — именно можно, а не обязательно.
Конкретности стало больше даже в текстах песен. В Bastion и Transistor они были более абстрактные, а тут все чаще — «что вижу, то пою». Раз, два — «когда звезды сойдутся». Три, четыре — «пора Ритуалов придет». Пять-шесть — «а вот и наши Изгнаники, ничего себе, как жизнь?»
When the stars align
The Rites shall come to bear
Illuminate the Signs
The Exiles shall be there
Кстати, саундтрек.
Давайте снова: Supergiant каждую игру делают непохожей на предыдущие.
Бывший игрожур, а теперь сценарист и дизайнер Грег Касавин описал новый мир совсем другими красками.
Художница Джен Зи явно чуть меньше вдохновлялась Климтом и чуть больше Серхио Топпи и Эйвиндом Эрлом. Пейзажи Низовья дики и очаровательны. Персонажи — великолепны в своей мечтательной вычурности.
Даже актер озвучания Логан Каннингем, который в Bastion и Transistor выделялся одной и той же меланхоличной хрипотой, круто расширил диапазон и заговорил совсем другим голосом.
Вот он в Transistor
Вот он в Pyre
Но композитор Даррен Корб… композитор Даррен Корб снова как будто бы написал саундтрек к Bastion.
Он отличный, но постоянно чувствуешь, будто все уже слышал. Подбор инструментов, аранжировки, мотивы — очень знакомые, и после Transistor, где манера Корба раскрылась в совсем ином свете, понимать это досадно.
Впрочем главная прелесть саундтрека здесь снова не в самой музыке, а в том, как он взаимодействует с происходящим. Одна и та же композиция на лету меняет лицо с потрясающей грацией. Боевые темы эволюционируют от первой встречи с соперниками до боя, становится полнее, агрессивнее. Стоит зайти в фургон изгоев, в музыке с карты мира пропадает мелодия, оголяя ритм-секцию.
Музыка не сама по себе, она всегда заодно с действием. Это просто красиво, и чтобы добиться такой гибкости, нужно чтобы композитор ОЧЕНЬ плотно работал с дизайнерами. Мало кто так может. В Supergiant — могут.
В первой половине Pyre вы линейно движетесь от события к событию. Во второй вас отпускают гулять по уже пройденным местам. Вдруг откуда ни возьмись появляется рейтинг команд, определяющий, кто столкнется в финальном Ритуале. Другие команды изгоев существуют как бы наравне с вами и ведут борьбу за первое место.
Однажды я испортил параметры капитану одной из команд, доказав ей, что бога нет. Только это был последний раз, когда я ее видел, поэтому доказать, что это на что-то повлияло, я не смогу.
Supergiant будто пыталась заставить мир жить отдельно от игрока, как в Космичесих рейнджерах или Shadow of Mordor, но не успела сбалансировать эту структуру.
Не хватает пространства, чтобы ощутить настоящее соперничество. С одной командой встречаешься три-четыре раза за игру, но из-за скромного ИИ оппонентов трудно воспринимать как соперников. Скорее, как еще одну тривиальную преграду перед концовкой.
И тут вьетнамский флэшбек, будто опять играю во вторую половину Bravely Default: повторяю одни и те же действия, сражаюсь с одними и теми же соперниками, жду, когда мне наконец воздастся. И чувствую, будто в открывшемся мире можно было делать гораздо больше, чем просто летать от точки к точке и заново посещать уже знакомые арены.
К счастью, ловкость повествования в этим моменты не перестает отпускать. Каждый цикл добавляет в картину мира что-то новое. С каждым циклом тучи сгущаются сильнее. Сама по себе интрига — как все сложится именно в вашем случае, и к чему оно приведет — это самое интересное в Pyre.
Это, а вовсе не замечательный баскетбол с магией, каким бы странным это открытие ни казалось.
Источник