Даже интерактивный эксперимент «Черное зеркало: Брандашмыг» не изменил этой идеологии. Но полноценный пятый сезон, кажется, наконец-то заложил основы нового вектора шоу. Ведь в нем человеческие взаимоотношения ставятся намного выше достижений прогресса.
Пятый сезон оказался вдвое короче, чем четвертый, что отсылает нас ко временам, когда «Черное зеркало» еще не забрал себе Netflix. Вероятно, такова цена «Брандашмыга» с его «250 уникальными сегментами отснятого материала».
Зато количество звездных актеров тут явно рекордное — Netflix удалось заполучить себе Энтони Маки (Сокол из киновселенной Marvel), Яхья Абдула-Мартина II (Черная манта из «Аквамена), Эндрю Скотта (Мориарти из «Шерлока») и даже Майли Сайрус. Но на одних известных именах далеко не уедешь, а четвертый сезон заставил некоторых зрителей сомневаться в неисчерпаемости таланта Брукера. Возможно, пятый не сможет их переубедить, но сильные стороны в нем есть.
Учитывая, что серии никак не связаны между собой (в отличие от четвертого сезона, который активно пытался построить общий мир), смотреть их можно в любом порядке. Каждая поднимает неудобные вопросы, на которые в современном обществе пытаются закрыть глаза. А технологии становятся лишь инструментом для раскрытия более серьезных проблем, причем их роль на этот раз задвигается почти на третий план. Но обо все по порядку.
Первый эпизод Striking Vipers («Бросок гадюки») в качестве центрального высокотехнологичного яблока раздора выбирает файтинг в виртуальной реальности. Главные герои — друзья Дэнни (Энтони Маки) и Карл (Яхья Абдул-Матин II). Их отношения достаточно натянутые, но однажды на день рождения Карл дарит своему женатому товарищу Дэнни файтинг «Бросок гадюки Х».
Раньше они любили играть в простую версию «Броска гадюки», а новая отличается тем, что полностью погружает игроков в виртуальную реальность. Однако от простых поединков они быстро (и неожиданно для Дэнни) переходят к занятиям сексом прямо в игре.
Если читать описание этой серии простым синопсисом, то может показаться, что она представляет собой откровенный бред. И правда, в «Броске кобры» наблюдаются слишком уж быстрые трансформации главных героев, которые будто по щелчку пальцев начинают делать то, что в приличном социуме не принято. Забавно, что так как Карл в игре выбрал женского персонажа, то их виртуальные отношения получаются вполне себе гетеросексуальными. Однако на реальную жизнь они все равно проецируются, пускай и несколько более филигранным способом, чем можно себе представить.
Вероятно, тут свою роль сыграл режиссер серии Оуэн Харрис, который поставил один из самых ярких эпизодов «Черного зеркала» за все время — «Сан-Джуниперо». Там тоже исследовались вопросы принятия сексуальных влечений через призму виртуальной реальности. Но «Бросок кобры» идет немного дальше, выворачивая привычное понятие «видеоигры — это эскапизм».
Притом идея несколько простая — а что, если наши виртуальные образы, в которых мы якобы воплощаем наши скрытые желания, никак не коррелируют с реальностью? О прямом влиянии игр на характер трубят многие психологи, но Брукер простым сценарием заставляет задуматься в правдивости их заявлений.
Ведь игры — это чаще всего просто развлечения, никак не больше. Да, мы можем что-то из них почерпнуть, но мы не тянем за собой весь багаж пережитых интерактивных историй.
Потому забавно, как некоторые западные критики упрекают «Бросок кобры» в недостаточном раскрытии проблематики гомоэротизма и однополых отношений. Ведь авторы подобных тезисов, кажется, даже не попытались вникнуть в суть эпизода. Некоторые вещи из наших фантазий при воплощении в реальность теряют красоту и привлекательность, потому лучше их оставлять в видеоиграх. В конце эпизода мы получаем невероятный, почти абсурдный любовный треугольник. И его хочется обдумывать, представляя, куда еще может привести нас виртуальная реальность.
Впрочем, серия получилась не без проблем, и главная — факт существования «Сан-Джуниперо». В обоих сюжетах затрагиваются приблизительно одинаковые темы, но 4 эпизод 3 сезона в кинематографическим плане получился на голову выше.
Он более тонкий и чувствительный, разговорам персонажам там веришь безоговорочно, да и сама постановка на высоте. «Бросок кобры» будто постоянно спотыкается об неловкие диалоги и заминки в повествовании. Возможно, сократи авторы его минут на двадцать, все получилось бы намного лучше.
А еще «Бросок кобры» оказался неплохой сатирой на гиперсексуализированные файтинги. Брукер и не скрывает, что источником вдохновения послужили его воспоминания от игры в Tekken, в которой самые обычные по сюжету бойцы будто сошли с обложек модных журналов. И этот дополнительный смысловой пласт превращает серию из просто смотрибельной в достаточно неплохую.
Второй эпизод сезона — Smithereens («Осколки»). В нем Брукер решил не выдумывать сложные и непонятные технологии будущего, дабы показать, что опасность подстерегает даже в наше время и с нашим уровнем прогресса. Потому серия концентрируется на почти ужасающем влиянии социальных сетей на человечество. А еще это, пожалуй, самый британский по духу сюжет. И дело даже не в Эндрю Скотте, который сыграл главную роль.
История рассказывает о таксисте Крисе, работающем в Лондоне через приложение Hitcher. Он подбирает лишь людей, работающих на огромную IT-компанию Smithereens, которая занимается разработкой и поддержкой одноименной социальной сети. Также Крис знакомится с матерью, чья дочь покончила жизнь самоубийством. Горюющая женщина тщетно подбирает пароли к странице погибшей в сети Persona, надеясь узнать причины суицида. Руководство компании отказывается выдавать ей личные данные ее дочери.
Однажды к Крису в автомобиль садится сотрудник компании Smithereens по имени Джейден. Тогда водитель похищает его и использует в качестве заложника. Его цель — связаться с CEO Smithereens Билли Бауэром (Тофер Грэйс из That ’70s Show), чтобы узнать правду о зависимости от социальных сетей. Проблема в том, что Билли находится в США, а Джейден занимает не столь высокую позицию в компании, чтобы напрямую связаться с ее директором.
В «Осколках» нет ни роботов-убийц, ни хитрых экспериментов — лишь суровая реальность, с которой мы сталкиваемся каждый день, но отказываемся признавать опасность в полной мере. Социальные медиа к 2019 году подобрали под себя почти все, через условный Facebook можно узнать всю информацию о человеке, а нам остается только надеяться, чтобы эти данные не попали в чужие руки. Никаких гарантий, само собой, нет.
Персонаж Скотта познал трагедии, к которым приводят соцсети, в полной мере. Причем в них нет ничего фантастического — подобное могло произойти с каждым из нас. Из-за этого между зрителем и персонажем устанавливается особая связь, бедолаге Крису начинаешь переживать всем сердцем. Актерское мастерство Скотта тут тоже сыграло свою роль — каждым своим словом и действием он лишь укрепляет образ отчаявшегося человека, которому ничего от жизни не нужно, кроме правды.
Только вот докопаться до правды не так-то просто, особенно в эпоху бесконечных фейков, пранков и иронии над всем. Даже настоящие ограбления или убийства кто-то может принять за постановку и выложить в социальные сети с забавным комментариям. Современный мир буквально вертится вокруг вашей жизни в интернете, а «Осколки» наглядно демонстрируют, к чему это может привести.
Социальные сети, проводя аналогию, стали новыми Эдемскими кущами, а их создателя — Богами и вершителями судеб. Только корпоративные интриги способны затмить даже столь яркий пафос, что демонстрируется на примере сюжетной линии CEO Smithereens. В итоге получается, что в серии нельзя выделить правых и виноватых, а главной угрозой становится безликая система. И она слишком совершенна, чтобы противопоставить ей хоть что-то.
Это определенно самая сильная серия сезона, даже если кому-то она покажется затянутой и монотонной. Она лучше всего передает оригинальную задумку «Черного зеркала», только на этот раз Брукеру не нужно было вспоминать и адаптировать штампы научной фантастики.
Ведь в каком-то смысле киберпанк и sci-fi уже вокруг нас. Правда, в них нет и капли романтики, которой веяло даже из самых мрачных антиутопических произведений.
Последняя серия сезона называется Rachel, Jack and Ashley Too («Рэйчел, Джек и Эшли Вторая»). На первый взгляд, это самый легкомысленный сюжет «Черного зеркала» за всю историю. Ведь что взять с истории о поп-певице и искусственном интеллекте, созданном на ее основе? На деле все несколько сложнее, а Майли Сайрус явно не просто так взяли на главную роль.
По сюжету сестры Джек и Рейчел переживают из-за гибели своей матери. Первая находит покой во мрачном альтернативном роке, вторая — в поп-певице Эшли О (Майли Сайрус). На рынке как раз появляется голосовой помощник, обладающий ИИ артистки.
Настоящая Эшли тем временем желает кардинальным образом изменить свой образ, однако ее тетя (и менеджер по совместительству) Кэтрин против. Последняя решает погрузить свою племянницу в искусственную кому, чтобы извлекать песни напрямую из ее сознания и доверить концерты голографической копии — Эшли Вечной.
Параллель тут предельно очевидна — Майли Сайрус начала свою карьеру «куклой» Disney в сериале «Ханна Монтана», который тоже был про певицу. Однако затем девушка резко сменила свой образ на провокационный и вызывающий, будто дерзя в лицо целому миру, который видел в ней лишь милого подростка из шоу Disney. Это был смелый, непонятый многими вызов, но учитывая, что теперь Сайрус стала вполне самостоятельной и успешной исполнительницей, ее затея удалась.
Эпизод «Черного зеркала» рассматривает вариант, в котором все не сразу сложилось так прекрасно. Впрочем, единственный радикально фантастический элемент в нем — это получение песен напрямую из коматозного сознания. Что касается голограмм — вспомните ту же Хацунэ Мику, чьи голографические концерты пользуются огромной популярностью в Японии. Так что технологии и тут не стали камнем преткновения.
На этот раз Брукер рассматривает музыку в качестве способа пережить внутренние терзания, а также методы, при помощи которых рождается творчество. Ведь далеко не всегда мировые хиты появляются из-за мистического вдохновения и благоприятного стечения обстоятельств.
Почти всегда они становятся плодом расчетливых бизнес-стратегий и грамотного использования требуемых ресурсов. Личность и стремления творца в таком случае отходят на второй план, уступая место хладнокровности и жажде денег.
Финал 5 сезона «Черного зеркала» оказался предсказуемым и несколько инфантильным. Ему нечем удивлять сюжетно, зато кавер на Nine Inch Nails точно запомнится вам надолго. А после просмотра заряжаешь почти потусторонней энергией, которая подталкивает тебя к чему-нибудь созидательному. Например, к созданию музыкального шедевра, пускай только для себя.
Если брать сезон в целом, то он получился слишком ровным. Он не удивляет и не шокирует, тут нет поражающих допущений и любопытных концепций. А ведь именно ради них многие вытерпели даже средний во всем «Брандашмыг». Потому «Черное зеркало» вновь рискует разочаровать свою целевую аудиторию.
Однако где-то между банальными сюжетами и неестественными диалогами наблюдается нечто крайне интересное. «Черное зеркало» всегда было социальным комментарием, а зародилось оно в тот момент, когда экспансия технологий приобрела пугающий характер. С момента выхода первой серии первого сезона мир изменился, претерпели изменения и взгляды человечества на прогресс. Это отражает и 5 сезон.
Мы больше не страшимся условных киборгов-убийц и переработки биомассы в топливо. Нас теперь пугает факт, что кто-то может взломать наши страницы в соцсетях и узнать про нас все грязные тайны. Технологии сместили акцент с науки на социологию, и «Черное зеркало» подстраивается под этот сдвиг вполне успешно.
Другой вопрос — нужен ли кому-то такой сериал, если сейчас полным полном намного более мощных драм, не тратящих свое время на «угрозу смартфонов»? На этот вопрос, пожалуй, сможет ответить лишь 6 сезон и его рейтинги. Если он, конечно, вообще будет.
Источник