15 февраля в наших кинотеатрах вышла драма «Призрачная нить», режиссером и сценаристом которой выступил Пол Томас Андерсен («Нефть», «Магнолия», «Врожденный порок», «Мастер»). Картина получила 6 номинаций на «Оскар»: две актерские, режиссерскую, лучший фильм, лучший саундтрек и, учитывая, что это фильм про модельера, неизбежную номинацию на лучшие костюмы. В главной (и своей последней в кино, по его словам) роли снялся Дэниэл-Дэй Льюис, уже работавший с Андерсеном в «Нефти», со Спилбергом — в «Линкольне», а со Скорсезе — в «Бандах Нью-Йорка», имеющий рекордные три «Оскара» за главные роли и считающийся самым выдающимся современным актером. «Нить» еще раз подтверждает — не зря.
Пятидесятые годы, Лондон. Известный кутюрье Рейнольдс Вудкок создает наряды для сливок общества — королевской семей, актрис и богатых дам. Он педантичен, холоден, но при этом отчасти инфантилен и сентиментален. Когда его прежняя «муза» надоедает ему, он просто просит сестру избавиться от девушки, не снисходя даже до того, чтобы разорвать отношения лично. Это явно происходит регулярно и стало обычным делом.
Вудкок, впрочем, тут же находит себе новую музу — официантку Альму, которую он делает своей моделью, помощницей, любовницей и ходячей витриной для своих платьев, которые она представляет публике, куда бы они ни пошли.
Рейнольдс — тиран, одержимый порядком и расписанием, он не терпит, когда его отвлекают от работы или даже слишком громко жуют за завтраком. Такую ерунду как чужие чувства и желания он не принимает в расчет в принципе.
Есть он и его искусство, остальные либо служат ему, либо платят за его работу, прочие ему мало интересны. Альма выделяется в ряду его бесконечных муз тем, что отказывается принимать предписанную ей роль и ждать, пока и она ему надоест. Девушка пытается пробиться через холодность и эгоизм, стать для Вудкока чем-то большим, чем просто абстрактная идея девушки, заслужить его уважение и интерес.
Ничего не напоминает? Наивная простушка попадает в поле зрения влиятельного человека, помешанного на контроле и своем любимом деле. Он пытается навязать ей четкие правила поведения, но она сопротивляется, стараясь изменить и его, и свое место в его жизни. Да, эта история похожа на «50 оттенков», которые решили переснять для «Оскара», выкинув весь секс и заменив БДСМ на шитье платьев.
Даже глубокие комплексы, связанные с матерью, на месте. Я ни в коем случае не хочу замарать «Нить» сравнением с серой трилогией, во всем, касающемся качества идеи и исполнения он противоположен «Оттенкам», но не упомянуть столь очевидную параллель я тоже не мог, учитывая, что только закончил рецензию на последнюю часть саги и она еще не до конца вымылась из организма.
Впрочем, смотреть фильм Андерсена с позиции «какими могли бы быть Оттенки» тоже крайне интересно — вот так нужно строить конфликт, вот так прописывать активную сильную героиню, а так — показывать тирана, чтобы от его жестокости действительно становилось жутко, а не смешно.
Сравните: «Я не занимаюсь любовью, я трахаю. Жестко» с «Ты знала, как я предпочитаю есть свою спаржу, и все же приготовила ее с маслом. Теперь же я просто сижу и наслаждаюсь своей галантностью, ведь я молча ем то, что ты подала».
Вудкок на первом же свидании ведет Альму в подвал, раздевает до нижнего белья и деловито снимает мерки, диктуя цифры деловито записывающей все сестре. «У тебя нет груди. Нет-нет, ничего страшного — это моя задача дать тебе ее». Эта сцена вызывает больше дискомфорта, чем представление Красной комнаты. Как и все эти бесчеловечные ремарки, которые Рейнольдс отпускает будничным тоном.
Дэниэл-Дэй Льюис обещает уйти из кино после этого фильма, его последняя роль. Он действительно растворяется в своих образах без остатка, до неузнаваемости и полного преображения, именно поэтому и хочет уйти — последствия таких преображений, а особенно — обратного процесса возвращения к действительности, даются ему слишком тяжело и болезненно.
С одной стороны, обещает он это уже не первый раз, с другой — пропадал он после таких обещаний и впрямь надолго, поэтому, может быть, его карьера действительно закончена, что, конечно, большая потеря для кинематографа.
Конкретно эта роль показалась мне интересной тем, что обычно Льюис очень не похож на себя в кино — главный герой «Нефти» или злодей из «Банд Нью-Йорка» мало напоминают мягкого британца, которого мы видим в интервью. Вудкок же поразил меня тем, насколько близок к реальному Льюису. Тоже британец, поэтому никакого напускного американского акцента, тоже одержимый своим ремеслом до нездоровых пределов, даже манера речи очень похожа.
Льюис, кстати, в свободное от кино время делает обувь — отдыхает душой. Поэтому с иголками, мерками и эскизами в фильме ему не приходилось изображать, что он, понимает, что делает — он действительно понимает. Вудкок по сюжету видит призрак умершей матери, сам же Льюис однажды ушел из театральной постановки Шекспира, потому что погрузился в образ настолько, что начал видеть призрак отца. В общем, это действительно любопытная роль для точки в карьере.
Что же до преображения — посмотрите насколько неузнаваем он в разных образах:
Все фильмы, о которых я писал здесь эти четыре года, я оценивал прежде всего по тому, насколько сложно было их придумать и снять. Сколько таланта потребовалось, чтобы додуматься до этих идей, сколько понимания человеческой природы оказалось необходимо, чтобы прописать этих персонажей, какое чувство вкуса и меры нужно было иметь, чтобы соблюсти тонкий баланс — и так далее.
Это, безусловно, ревностное во мне, соревновательное. Мог бы я написать такое сам, а если нет — хотел бы быть способен на такое или же это совсем не мое?
«Призрачная нить» меня озадачила. Обычно, когда я не тороплюсь рекомендовать фильм, причина одна — он недостаточно таланлив, ему не хватает цельности, продуманности, его создателей есть в чем укорить. С «Нитью» это не работает.
Я не могу найти изъян — какой-либо аспект ленты, который стоило бы сделать иначе, предложить альтернативу. Фильм если не совершенен в исполнении задуманного, то по крайней мере близок к тому, он очень правильный, тонкий, глубокий и непростой.
Но он камерный и минималистичный настолько, что кажется мертвым. Обычно, по-настоящему тонкие талантливые вещи стремятся к беспафосности, неочевидности, уходу в полутона и реалистичную будничность — возможно, «Нить» заходит по этому пути слишком далеко.
Лента Андерсена не пробивает, не захватывает, не поражает до глубины души. Здесь очень точный и аккуратный сценарий с прекрасно написанными диалогами, выверенная режиссура, не задевающая лишних нот, играющая очень чисто и абсолютно феноменальная игра актеров — легендарного Дэниэла Дэй Льюса и Вики Крипс. Плюс саундтрек Джонни Гринвуда, гитариста/клавишника Radiohead, который мало похож на треки группы, это характерная для киносаундтреков разреженная оркестровая музыка, неброская на первый взгляд, но очень талантливая и идеально подходящая фильму.
И все это почему-то не складывается в мощный фильм. В талантливый — да, в небанальный, неожиданный, глубокий — да. Но не мощный. Словно кто-то красиво играет на гитаре в другом конце зала — очень-очень тихо, так что его едва слышно. Картине не хватает напора, динамики, энергии, она очень и очень спокойная, медленная и сдержанная. Сами герои и история их любви заряжены этой энергией, в них бурлят страсти, но материи фильма это почти не передается.
Перевод испохабил многое, включая последнюю фразу. На самом деле там «Что бы ты ни собирался со мной сделать, будь нежен»
Возможно, это только моя проблема — в конце концов, критики фильм расхвалили. Может быть, я так оглох от взрывов и вычурного примитива блокбастеров, которые каждую секунду долбят по органам чувств, чтобы зритель не уснул, что я попросту не смог просмаковать столь изысканную палитру вкуса.
Ругать фильм бесполезно. За что? Что там можно было бы улучшить или сделать иначе? Для этой конкретной истории средства выражения подобраны оптимально, а сама история однозначно интересная и развивается она далеко не в самом предсказуемом ключе.
Концовка делает историю крайне неоднозначной и глубокой, когда понимаешь, что Альма действительно не уступает Вудкоку, она подходит ему, потому что способна дать ему отпор и найти ключ к его помешанной на себе личности.
Я рекомендую этот фильм, потому что ленты настолько талантливые пропускать просто нельзя, это настоящее живое кино, но оно настолько деликатное и беспафосное, что для его просмотра нужно тщательно подбирать время и настроение, четко осознавая, что за фильм вам предстоит смотреть. Он не скучный, он просто непривычно тихий.
Источник