10 октября вышел фэнтези-сборник The Book of Swords («Книга мечей»), интерес в котором представляет последняя повесть, The Sons of the Dragon («Сыновья дракона»), сочиненная неким Джорджем Р. Р. Мартином. Это новое произведение во вселенной «Песни льда и огня» — еще один приквел «Игры престолов», действие которого происходит во времена династии Таргариенов. На этот раз Мартин рассказывает нам об одной из самых легендарных фигур своей вселенной — Эйгоне Таргариене, завоевавшем Вестерос, — и его наследниках.
В материале о книгах-приквелах «Игры престолов» я уже рассказывал о шедеврах Мартина: The Princess and the Queen or, the Blacks and the Greens («Принцесса и королева, или Черные и Зеленые») и The Hedge Knight («Межевой рыцарь»). В Sons of the Dragon присутствуют элементы и того, и другого произведения. Но дотягивает ли новая повесть до сверхвысокого уровня этих гениальных произведений в средней литературной форме?
Исполнение, как всегда, мастерское. Несмотря на подчеркнуто-сухую, летописную прозу, Эйгон I и его жены-сестры, Висенья и Рейнис, с первых же строк становятся из летописных фигур живыми людьми. Конфликт между сыновьями Эйгона, Эйнисом и Мэйгором, развивается совершенно непредсказуемо и очень реалистично: это не обычный дележ королевства между двумя братьями после смерти сильного царя, братья хорошо друг к другу относятся, не пытаются друг друга убить, но при этом оба понимают, что Вестерос слишком тесен для них двоих.
Небольшая по объему повесть набита действием и трагическими событиями: тут и подавление 4 (!) восстаний после смерти Эйгона, и огромное количество браков, рождений и, конечно же, бракосочетаний, и две-три гражданских заварушки… Тут есть и рыцарская дуэль «семь на семь», как в первой повести о Данке и Эгге, и дуэль на драконах, как в «Принцессе и королеве», и широкое использование драконов на поле боя против обычных армий, как в 7 сезоне «Игры престолов».
Все сделано очень качественно: в той же рыцарской дуэли нам предлагают несколько взаимоисключающих интерпретаций событий из разных источников, словно речь идет о какой-нибудь перестрелке у корраля О-Кей. Гений Мартина в том, что всеми этими разными версиями дуэли до читателя доводится один факт: рубка была ЗНАТНАЯ.
Но само произведение уступает лучшим работам Мартина: «Принцессе и королеве» и «Межевому рыцарю». В рыцарском поединке нет тех сумасшедшего напряжения и степени переживания за героев, которые отличают лучшие моменты Tales of Dunk and Egg. Схватка на драконах короткая и крайне односторонняя — это не полноценные дуэли взрослых Таргариенов на самых грозных летающих рептилиях, которые так украсили собой The Princess and the Queen. В наземных боях трудно переживать за результат, когда у одной стороны есть драконы, а другой — нет.
Вообще Мартин начинает очень сильно повторятся: возможно, что в стремлении к историческому реализму… история, как известно, из одних повторов и состоит (Первая мировая война, Вторая). Это опять гражданская война на почве кровосмешения, снова конфликт между церковью и государством, еще один умный мальчик-книгочей, непригодный к Железному трону, и его брутальный брат-рубака, которому этот Трон не достался по наследству. Даже сражения тут — одностороняя кровавая бойня, как и в большинстве реальных случаев.
Все до сих пор украшено великолепными, чисто мартиновскими подробностями: совершенно живые, реалистичные герои, о которых мы знаем только их имя и фамилию, появляются, чтобы умереть в следующем абзаце. Одному из персонажей отрубают руки и ноги, чтобы он смог «побывать на свадьбе» другого персонажа. Помимо кровищи есть секс, в том числе «тройничок», разнузданность которого доходит даже через летописную подачу материала. В общем, это все еще Джордж Р. Р. Мартин… но впервые в своем творчестве этот невероятно сильный автор не смог сказать нам ничего нового.
Источник