«Пацаны» — это очередная деконструкция супергероики, сатира на жанр, отчасти — история в духе «а что если бы…» и попытка представить более циничный и реалистичный взгляд на супергероев, во что бы превратилась эта идея в нашем мире.
«Пацаны» похожи на «Хранителей» формулой — берем Лигу Справедливости, чуть меняем имена и костюмы и представляем в новом свете. Или комикс Irredeemable, где была великолепно раскрыта концепция супермена, сходящего с ума и превращающегося в тирана.
Или роман «Стальное сердце», где супергерои обратили человечество в рабство, а группа обычных людей ушла в подполье и посвятила свою жизнь убийству «эпиков».
По тону это близко комиксу «Сверхспособности» (Powers, сериал по которому, к сожалению, вышел крайне неудачным, несмотря на потенциал), где супергерои тоже подавались с не слишком радостного угла, и к «Проповеднику». Последнее неудивительно, ведь комиксы «Проповедник» и «Пацаны» писал один и тот же человек, а их экранизациями занимались те же продюсеры — Сет Роген и Эван Голдберг, поэтому телеадаптации получились похожими, со всеми вытекающими плюсами и минусами.
Так что именно пацаны взяли из вышеперечисленной смеси? Представьте мир, где супергерои существуют уже несколько десятилетий. Но это не просто мстители-одиночки в масках, это огромная корпоративная машина. Семеро, местный аналог Лиги Справедливости, работают на частную компанию Vought, занимающуюся их раскруткой, юридической защитой, мерчендайзом, фильмами и так далее. Компания создает им имидж, брэнд, диктует, что носить и что говорить, где и какие преступления предотвращать. А когда супергерой нечаянно или специально ранит или убивает кого-то, компания заминает дело, предлагая пострадавшим подписать договор о неразглашении за компенсацию морального и физического ущерба.
Все супергерои, которых общественность считает своими защитниками и идеалами, в жизни оказываются абсолютными мудаками, извращенцами, наркоманами, маньяками и так далее. Никого из них не заботит судьба обычных людей, лишь собственный имидж и позиция в компании. При всей своей силе они все еще вынуждены подчиняться воле обычных людей, управляющих компанией, потому что никакие сверхспособности не могут дать такой власти как вполне привычные деньги, связи и влияние на общественное мнение. Вот эта идея подчиненности супергероев корпоративной машине — наверное, самое интересное в «Пацанах».
Мы видим этот мир глазами тех самых «парней» — обычных людей без способностей, пострадавших от действий супергероев и теперь одержимых идеей убивать их одного за другим. Причем, к каждому суперу нужно найти свой подход, свое слабое место (опять же, это перекликается со «Стальным сердцем» и Irredeemable).
Люди обожают своих супергероев, скупают их фигурки, едят брэндированные хлопья, но эта любовь отличается от того, что мы видели в комиксах и фильмах. На суперов смотрят не как на богов (как на Кларка в «Бэтмене против Супермена») и не как на противоречивых народных мстителей (как дети в «Шазаме» любовно хранили бэтаранг Бэтмена), а скорее как на кинозвезд. Они прежде всего знаменитости, у которых просят автограф или разрешение сделать селфи, платят огромные деньги за VIP-семинары и так далее. Этот аспект тоже раскрыт очень интересно, показывая, что людям неважно, каким мудаком является звезда в реальности, до тех пор, пока его имидж не запятнан. Пока окружающие его мифы нам интересны — никто не хочет всматриваться в реальную фигуру за ними.
Некоторые фанаты комикса, впрочем, остались недовольны адаптацией. По их мнению, жесткий и циничный оригинал сильно смягчили, убрав запредельную жесть, которой он очаровывал. Как и с «Проповедником», комикс называют куда более глубоким, смелым и прорывным.
Мне же сериал понравился. Как и с «Проповедником», я не читал оригинал до просмотра шоу, а попробовав почитать его после, обнаружил, что комикс-версия мне совершенно не заходит. После версии сериала оригинал кажется более плоским, вульгарным и охотящимся за дешевым вау-эффектом. Я допускаю, что это ложное впечатление и дай я комиксам больше времени, нашел бы в них то, что ценят их фанаты — то, что заставляет сериальные адаптации выглядеть бедно на их фоне. Но это не случилось, комиксы, ни первый, ни второй, не смогли зацепить меня так, как смогли их «кастрированные» телеадаптации.
Нужно понимать, что сериалы кажутся недостаточно жесткими лишь знакомым с комиксами. Всем остальным, привыкшим к безопасному детскому лоску вселенной Marvel, жести будет более чем достаточно для освежающего вау-эффекта. Когда в первые же минуты шоу аналог Флэша случайно пробегает «сквозь» девушку, превращая ее в фонтан крови и кишок, это работает.
Сами Пацаны выглядят вполне адекватно при просмотре, но после все же понимаешь, что другие аспекты шоу впечатлили и запомнились куда сильнее. Сами пятеро «убийц суперов» вышли довольно блеклыми и плоскими, несмотря на то, что авторы пытаются раскрывать их характеры и отношения. Они все равно не так интересны, как психованная помесь Кларка с Капитаном Америкой, или директор компании, управляющая каждым шагом Семерых.
Экшена в сериале не очень много, но он сделан на славу. Креативно, качественно, драйвово. Чего стоит одна сцена драки с голым невидимкой. Нам очень повезло, что спецэффекты так подешевели и стали доступны для сериалов — они зачастую используют их для куда более неожиданных и диких идей, которые без графики реализовать было бы очень сложно или невозможно вовсе.
Еще одна сильная сторона шоу — великолепные актерские работы. В особенности — Патриота (СуперменКэп) в исполнении Энтони Старра (хотя тут его легко спутать с Брэдли Купером), Бучера в исполнении Карла Урбана (еще один великолепный комикс-образ после Дрэдда) и мисс Стилвелл в исполнении Элизабет Шу. Еще ряд актеров недалеко отстают от этой тройки, выжимая из героев нечто поразительное.
Забавно, что внешность номинального протагониста «Пацанов», Хюи, была изначально срисована создателями комиксов с Саймона Пегга — тот, естественно, не смог не заглянуть в сериал, сыграв отца Хьюи.
Итог
На мой взгляд, шоу стоит смотреть уже ради контраста, свежести, катарсиса. Слишком многое здесь отвечает на те вопросы, что возникают у нас при просмотре традиционной супергероики — будь то DC или Marvel, кино или сериалы.
Например, когда Чудо-женщина просит Супермена подхватить падающий пассажирский самолет, он крутит пальцем у виска, объясняя, что просто прорвет обшивку и пройдет насквозь, у самолета недостаточно структурной прочности, чтобы удержаться на столь небольшой площади, как человеческая фигура. Сразу вспоминается, как Брэндон Рут удержал самолет за нос и тот лишь слегка промялся — или как Кавилл в «Лиге» нес на спине положенную на бок многоэтажку.
Многое в мире Пацанов ощущается правильнее, честнее, ближе к реальности, к логически вытекающему из паскудной человеческой натуры. Многое вызывает вздох облегчения и удовлетворения — наконец-то, кто-то это показал. Кто-то показал, как Аквамен, принимая в Лигу новенькую героиню, бесцеремонно снимает штаны и начинает мастурбировать на нее — просто потому, что его берега давно размыты, он и подумать не может, что кто-то может не хотеть его.
Оказывается, именно этого мне так давно не хватало в супергероике. Флэша-наркомана, погрязшей в депрессии, цинизме и апатии Чудо-женщины и особенно этого великолепного жуткого Супермена, с улыбкой кромсающего людей на части своим лазерным взглядом.
В общем, сериал вышел действительно драйвовым и отвязным, хоть, возможно, и не дотянул в смелости и чернухе до оригинального комикса — даже в таком виде это все равно прорыв, причем очень своевременный. Да, деконструкции супергероев мы уже видели, но это действительно интересная и глубокая деконструкция, а историй, где супергероев подают именно как героев, у нас все равно все еще 95%. Это шоу привносит долгожданное разнообразие.
И не подумайте, что это просто парад мата, чернухи и шуточек над жанром, шоу хорошо держит баланс. Персонажи проработаны, мир продуман и отлично раскрыт, здесь есть место и серьезным вопросам, и откровенной экзистенциональной жути — в основе своей это серьезное и амбициозное произведение, поэтому я однозначно рекомендую его к просмотру.
Источник