28 сентября в наших кинотеатрах стартовал «Наемник» с Диланом О’Брайеном, Майклом Китоном и Тейлором Китчем. Это старомодный шпионский боевик, похожий на попытку снять полнометражную версию сериала «Родина» или «Борна» без Борна. Картина основана на серии популярных романов Винса Флинна, посвященных похождениям главного героя, агента Митча Рэппа.
Оригинальное название – American assassin – можно было перевести и как «Американский киллер», «наемником» тут можно назвать разве что злодея, но никак не главного героя. Чтобы оправдать вольный перевод в русской аннотации даже появилась фраза «тайный наемник ЦРУ, Митч Рэпп», которой нет в оригинале и которая является откровенным враньем – в начале фильма Митч – обычный обыватель, не имеющий никакого отношения к спецслужбам и никаких боевых навыков.
На протяжении просмотра фильм успел меня заинтриговать, впечатлить, затем утомить, разочаровать и откровенно взбесить – именно в таком порядке. Начало и весь первый акт действительно интересны и выглядят необычно для шпионского боевика.
Простой парень со своей невестой отдыхают на пляже Ибицы, куда приходят террористы и начинают расстреливать толпу. Невесту убивают, самого Митча ранят. Полтора года спустя мы видим парня преображенным идеей мести – он отчаянно тренируется, ходит на стрельбища, учит арабский, изучает Коран. Митч смог подкопаться к той ячейке, что была ответственна за теракт на Ибице, и пытается вступить в их ряды – все для того, чтобы убить лидера ячейки, которого Митч винит в смерти возлюбленной.
Все это действительно смотрится здорово. В меру реалистично, убедительно и серьезно, напряженно и драматично. Дальнейший выход ЦРУ на Митча и его обучение тоже смотрятся хорошо, вот только обучению этому отведено крайне мало хронометража, хотя мне казалось, что раскрытие героя под патронажем героя Майкла Китона будет занимать весь второй акт. Ведь картина намекает на то, что Митч уверен в своих силах, уверен, что он уже все знает и умеет, всему научился самостоятельно, герой Китона же по идее должен доказать ему, что на самом деле тот ни черта не умеет. Мы видим это в драке, когда Китон довольно легко укладывает нашего героя, но никакого развития эта линия больше не получает.
А вот дальше начинает ерунда – спецоперации нашего пару недель тренированного отряда. Мы погрязаем в сюжете, завязанном на политику, покупку плутония, угрозу ядерного взрыва и так далее. Если до этого история явно пыталась сделать что-то свое, то на этом этапе все наработки отбрасываются и фильм превращается в низкобюджетную попытку сделать шаблонный шпионский боевик – реализм и свежесть уступает место самым избитым клише жанра, причем картина никак не может определиться, под кого косит – то под приземленность Борна, то под пафос Бонда, и от этих скачков не выходит ни того, ни другого.
Бывший агент разведки обижается на свое правительство за то, что те бросили его гнить в иноземной тюрьме и умирать под пытками, показывает шрамы и давит на жалость. Привет, Сильва.
Как будто нам этого было мало в «Спектре». Ну и драка на катере один на один – это уже полная деградация жанра, откат к такому Бонду, каким сам Бонд уже давно быть стесняется.
Фильм постепенно теряет всякую индивидуальность, не понимая, чем он все-таки хочет быть. То, что начиналось как интересный новый взгляд на шпионский триллер, сконцентрированный на главном герое, вырождается в беготню и пострелушки без какой-либо оригинальности и драмы, просто перебор типовых сцен.
В начале мы видели, что может сделать с человеком трагедия. Не только сломать и лишить воли к жизни, но дать новую цель, дать силы для преображения, которого бы не случилось в обычных условиях, превратить простого парня в орудие мести.
Эта история интересна – что может сделать обычный человек против террористов, если ему дана мощнейшая мотивация и он верит, что ему нечего терять. Без поддержки, специального обучения – пользуясь лишь общедоступными спортзалами, стрельбищами и интернетом для изучения культуры и языка противника, его средств коммуникации, чтобы втереться в доверие и выдать себя за фанатичного сторонника их борьбы.
Весь фильм можно было сделать об этом – о крестовом походе одного человека, измененного трагедией. Это сильно отдает фантазией «а вот я бы им», но тем и цепляет. И такой сюжет был бы куда интереснее того, что мы получили.
Дальше выясняется, что ЦРУ давно пасут нашего ничего не подозревающего крестоносца, его хобби не прошли мимо внимания спецслужб и это тоже интересный поворот – то, что они позволили ему двигаться дальше и даже воспользовались тем, чего он смог достичь. Они зовут его к себе, так как подобная мотивация и явные врожденные таланты – редкость, чего добру пропадать, хотя и отмечают, что самоконтроля у парня никакого, он пробивается на этой бешеной энергии и упрямстве, но это способно выручить далеко не в любой ситуации.
В итоге, нам представляют героя, к которому мы испытываем и сочувствие, и уважение, но при этом четко показывают его слабости. Он далеко не идеален и не всесилен, в его ограничения Митча быстро ткнут. Этот момент отрезвления, осознания своих границ тоже важен для раскрытия персонажа. Именно поэтому я хотел увидеть больший акцент на его обучении. Тут можно было столкнуть и показать контраст между самоучкой и агентом, прошедшим военную и агентурную подготовку.
Это всегда смотрится здорово, когда мы видим, что герою еще есть куда расти. Гарри Поттер – легенда и сильный маг, потенциально, но в Хогвартсе и даже еще раньше, в Косом Переулке, он сталкивается с тем, что ничего не знает о мире магии и в колдовстве его легко обскачет даже полукровка-Гермиона.
В куче аниме герой с большим потенциалом и некой одной супер-фишкой может сталкиваться с тем, что она не всегда способна его спасти. Даже если отбросить драки и столь узкое понимание силы, в аниме о музыке «Дети на склоне» главный герой – талантливый пианист, мы убеждаемся в его умениях, но затем выясняется, что он совершенно не понимает джаз. Наблюдать за тем, как он пытается переучиться с классической точки зрения на музыку – крайне интересно.
Но «Наемник» выкидывает эту потенциально сильную главу своей истории, торопливо пролистывая этап тренировок, чтобы перейти к основному блюду – собственно, секретным операциям. К сожалению, тут они выходят максимально скучными и типовыми.
Трейлер создавал впечатление, что фильм будет впечатлять прежде всего реалистичным и жестким экшеном, но тут зрителя ожидает самое большое разочарование. Драки тут сняты отвратительно, в худших традициях современного Голливуда: оператор-эпилептик, осветитель-нарколептик и монтажер с синдромом дефицита внимания.
Иногда света настолько мало, что попросту ни черта не видно, иногда видны силуэты – и это в два-дэ фильме! Драки сняты обрывочно и хаотично, никакого «Рейда» или «Уика» с их общими планами и долгими дублями тут ждать не приходится.
Тут царит полная «Заложница» с ее 18 сменами ракурса в трехсекундной сцене прыжка через забор.
Что самое обидное – актеры явно были способны показать техничные драки. О’Брайен, Китч, даже Китон – все смотрятся уверенно в боевых сценах, не говоря уже про легендарного Скотта Эдкинса, которого тут используют смехотворно мало, учитывая, что уж он-то точно мог вынести на себе не одну драку. Причина такой халтуры проста – снимать драки через жопу дешевле. Чем дольше дубль, тем больше вероятность ошибки и пересъемки, чем четче видно движения актеров, тем больше нужно стараться, чтобы все выглядело реалистично. А так – пусть машут руками хоть в трех метрах друг от друга, темень, тряска и бешеная смена ракурсов все равно не дадут ничего разглядеть.
Кто-то назовет драки в фильме неплохими, но на мой взгляд это ярчайший пример гнилого голливудского стандарта, который нам скармливают со времен первого «Борна», потому что так типа стало можно. Ничего впечатляющего и запоминающегося в драках нет. Есть налет, некое ощущение жесткости, но внятно увидеть хоть один мощный и красивый прием невозможно.
Спойлеры
За одно все же похвалю, наверное. Решение все же взорвать бомбу – это редкость. Никаких обезвреживаний в последний момент, Митч даже не пытается – он просто скидывает ее в океан. И ясно, что хоть флот и побережье не уничтожены, но последствия у взрыва будут. Ядерное заражение океана так близко от берега, для начала. Да, флот иностранного государства вряд ли проводил маневры в территориальных водах Италии, поэтому минимум 22 километра от берега есть, но это все равно очень близко, учитывая что особо далеко они на катере отплыть не смогли бы за это время.
Да, бюджета на графику у фильма явно не хватало, она тут посредственная, но все же они решаются показать, как происходит взрыв, как накрывает флот, как его раскидывает огромная волна. Посмотреть на эффект от взрыва атомной бомбы под водой было любопытно. Но даже ради этого не стоило скатывать все к столь устаревшему сюжету.
Конец спойлеров
Итог
Неясно, зачем было так стараться и выводить яркую человеческую историю только для того, чтобы скатить ее в скучные политические разборки и поиски атомной бомбы. Атомной бомбы, господи! Это же некое дно шпионского боевика, самая базовая завязка, которую истрепали уже до потери пульса. Один черт сцену с бомбой в Форте Нокс из «Голдфингера» ничто так и не затмило.
Все темы, из которых выросла история – о том, какую силу и целеустремленность дает месть, и как она пожирает человека при этом, о контрасте самоучки и профи, талантливого и безрассудного одиночки, прущего напролом и неспособного контролировать эмоции на фоне уравновешанных и разносторонне развитых опытных агентов – все это вылетело в трубу.
Митч в сюжете выполняет роль обычного главного героя шпионского боевика. Суперагент спасает мир. Всю предысторию можно выкинуть или заменить другой – ничего не изменится. Вся многогранность героя и ситуации перестают иметь значение, фильм самостоятельно отпиливает себе ноги, пытаясь угнаться за призрачными лаврами франшиз, отбрасывая то единственное, что могло позволить ему приблизиться к их уровню.
Если вы хотите получить удовольствие от фильма – найдите в себе силы встать и уйти на середине, у вас от него останутся приятные воспоминания. Либо, как вариант, просто забудьте о его существовании.
Источник