Писать рецензию на фильм, от спойлеров которого люди прячутся в Африке, довольно тяжело. Ничего нельзя говорить, ни на что нельзя намекать. Секреты этого фильма студии вышло сохранить каким-то чудом, даже в трейлере показав нам, по сути, лишь начало. О чем будет весь остальной фильм, зритель и не подозревает. Ну хорошо, подозревает, но все равно оказывается неизбежно удивлен. Что-то в картине оказалось довольно предсказуемым, что-то — совершенно безумным и шокирующим.
Конец саги — это всегда нечто грандиозное. Эпохально провальное или великое, но неизменно громкое. У тех, кто смотрел все или хотя бы большую часть фильмов киновселенной, он не может не вызвать эмоций. Каким бы он ни был. Потому что 21 лента до него уже выстроили большую часть этой концовки. Задали направление, развили героев, динамику между ними, создали у нас определенные ожидания, надежды и страхи. Самому «Финалу» оставалось лишь пробежаться по этим струнам.
Основная задача рецензии — помочь зрителям решить, стоит ли им идти на фильм, посмотреть ли его позже дома или забыть о его существовании раз и навсегда. «Финал» поставил меня в тупик — после просмотра я во всей полноте осознал, что не могу с какой-либо точностью прогнозировать, кому этот фильм понравится, а кому — нет.
Я считаю, что «Война бесконечности» была более масштабной, неожиданной и смелой. Она лучше как фильм, сильнее, но при этом я сам придирался к ней больше, чем мне хочется придираться к «Финалу». Кто мог предположить, что Саша Башкиров, который совершенно не проникся «Войной» назовет «Финал» шедевром? Почему Дениса Варкова со всем его знанием комикс-вселенной не подкупили, а лишь расстроили все эти довольно элегантные ходы с основными героями?
Потому что это давно уже не кино, и обсуждаем мы его не как фильм. Синематография, постановка света, игра актеров — все это кажется глубоко вторичным. Мы обсуждаем решения — что сделали с этим персонажем, как отважились завершить арку этого, кого решили убить, а кого — воскресить. И именно поэтому ни я, ни кто-то другой не сможет сказать вам, понравится ли вам фильм. Одни и те же моменты «Эндгейма» могут как растрогать вас до слез, так и вызвать скуку, как очаровать, заставляя закрыть глаза на следующую сотню минусов и несуразностей, так и вынудить встать и выйти из зала. Это уже не более-менее объективные вопросы ценности истории и удачности выбора методов ее подачи, это вопрос исключительно личных предпочтений, ожиданий, того финала саги, который вы сами себе собрали в голове и мечтали увидеть на экране.
Мне фильм запомнился прежде всего своей насыщенностью. Такое ощущение, что все двадцать с лишним картин-предшественниц давят на него, утрамбовывая события, повороты, диалоги, битвы в нечто с абсолютно невиданной концентрацией и разнообразием. Картина явно писалась слоями, проходами, каждый раз добавлялись новые детали, идеи, повороты, углубляя каждую сцену, повышая ту самую пресловутую концентрацию значимого и ценного на секунду времени.
Я понимаю тех, кто споткнулся о нелогичности, сочувствую тем, кто не согласился с развитием линий главных героев, но совершенно не понимаю тех, кто называет фильм скучным. Да, в нем куда меньше экшена, чем в «Войне бесконечности» (даже чем в третьем или втором «Капитане Америка», что уж — чем в большинстве картин Marvel), да, здесь много камерных сцен, драматических моментов, посвященных семьям героев, личным переживаниям — но я все равно не понимаю, как они могли не сработать на кого-то.
Как можно не ощущать этого давления всей мета-истории, этого тикающего за кадром секундомера, не чувствовать бешеную энергию, скрученную в готовую взорваться тугую спираль. Это дает такую подпитку и такой контекст любой сцене, что даже игра в настольный теннис между парой Мстителей уже воспринималась бы эпичнее битвы со Степным Волком в «Лиге».
Здесь каждый момент обладал какой-то правдой, зачастую лишь одной, но ни разу умудрился не сфальшивить целиком. Эмоциональной правдой, честностью по отношению к персонажу или правильностью по логике описываемого мира. Каждый раз выбор был чем-то оправдан, и ты чувствовал, чем именно, пусть даже зачастую для этого приходилось пожертвовать остальными аспектами.
Это неидеально, но по крайней мере позволяет зрителю не терять связь с фильмом, не вываливаться, просто перехватывая ниточки — эта сцена нелогична, но чертовски драматична, эта — могла быть куда эмоциональнее, но так она четче встраивается в сюжет, здесь все могло быть куда динамичнее и ярче, но развитие персонажа требует другого. Вопрос в том, выйдет ли конкретно у вас раскачиваться на этих нитях, каждый раз находить подходящую вам и перехватывать ее вовремя — или вы в какой-то момент не найдете ни единого оправдания очередному повороту фильма и упадете — в отторжение и разочарование. После чего картине будет уже куда сложнее заново увлечь вас, завоевать доверие и убедить сопереживать героям снова, забыв про фальшивую ноту.
Обычно я критикую фильмы за тот или иной выбор сценаристов, который выглядит либо необдуманным, либо халтурным, либо неискренним по отношению к персонажам, перевирает их. В «Финале», к моему удивлению, я упивался тем, насколько согласен с каждым мельчайшим решением. И вовсе не потому, что предвидел его, или потому, что сделал бы точно так же — нет, я сам увел бы все совершенно в другую сторону. И я сомневаюсь, что вышло бы лучше.
Нет, просто я видел сцену, понимал, куда она ведет, в каком ключе решается конкретный фрагмент и говорил «отлично», «молодцы», «теперь додавите, не испортите момент» — и по большей части так все и воспринималось. Были ходы, которые вызвали недоумение, но на этот раз ничего уровня «Хайль гидра» в «Капитане Америка 2», сломавшей для меня на всегда этот прекрасный во всех остальных отношениях фильм, здесь не было.
Нет, в «Финале» есть дыры величиной с Млечный Путь и шок-моменты, об которые споткнутся многие, но здесь слишком много хорошего, которое позволит другим зрителям вырулить с этих ухабин, удержаться, сохранить погружение и загладить впечатление чем-то еще. Да, не слишком лестная похвала, но никто и не называет «Финал» идеальным, он просто мощный — из-за количества идей и линий, завершения арок персонажей, ожиданий и поворотов. И этого, как по мне, более чем достаточно, чтобы сходить на него в кино. Его нужно смотреть и смотреть сейчас, вместе со всем миром переживать это кинособытие. Пусть Marvel обладает кучей минусов, но это первая удачная киновселенная, доползшая до жирной точки — подобного просто не было и не факт, что еще будет. Даже если успех повторят, первый раз бывает только однажды. Этих эмоций мы уже не получим.
Я часто ругал фильмы вселенной и своего мнения не меняю — они в большинстве своем стерильны, боятся настоящей драмы, перебарщивают с насильно вставленным юмором и экшен делают действительно мощным не так часто. И все же, смотрите-ка, невзирая все это брезгливое отношение я все равно не могу не отдать должное этому заключительному салюту.
Секрет киновселенной в том, что индивидуальные фильмы могут быть слабыми, неудачными и проходными, мы можем смеяться над ними и перечислять накопившиеся проблемы мира, несуразности в таймлайне и ее законах, нечаянные ретконы. Но при этом в каждом из этих неудачных фильмов, которые мы и пересматривать-то не захотим, было что-то, что запомнилось, что стало очередном кирпичом вселенной в нашей голове — копилось, копилось и вылилось в огромный пласт эмоциональных связей, событий, отношений, роста героев и нашего сращения с ними. Мы можем сколько угодно кричать о недостатках Marvel, но этот мир и эти герои уже проросли в нас, эта история протекала сквозь нас десять с лишним лет. Силу подобного влияния нельзя недооценивать.
Чтобы добавить хоть немного конкретики, но ничего не спойлерить: мне понравилось, что мне ни секунды не было скучно, понравилось попурри безумных идей и решений, ансамбль разнообразных линий, неидеально, но умело сплетенный в динамичное, наращивающее динамику действие.
Меня совершенно не напрягло меньшее количество экшена — до той степени, что даже называть его так кажется странным. Он был там, где нужно и сколько нужно. Здесь нет запоминающихся дуэлей и массовое побоище, наверное, ярче было в «Войне бесконечности», но это фильм о решениях, итогах, финалах, последствиях, поэтому в бою и упор не на хореографию, а на ставки, самоотверженность и храбрость. Да, можно было сделать это еще и более ярким, но как я уже сказал, я прощаю много недокрученного сценаристам, потому что представить, сколько им пришлось всего учесть, слить, переплести и вывести к достойной точке, просто невозможно. Это жонглирование сотней подожженных обезьян, поэтому мне и впрямь удивительно, что они добрались до финиша с картиной, не разваливающейся на части при первом же хлопке.
В кино такие задачи возникают редко, в сериалах, пытающихся подвести итог десятку сезонов и всем сестрам раздать по серьгам — куда чаще, но они как минимум в половине случаев оступаются и выдают слабую концовку.
Потому что справиться с таким объемом накопленного сюжетного и эмоционального материала ужасно сложно — он настолько больше одного человека, что становится неподъемным. С какой стороны ни подойди, ты все равно будешь пытаться написать его с позиции своих хотелок и приоритетов, неизбежно игнорируя огромные пласты, у которых есть своя ценность и свои фанаты.
Мне понравилось то, что фильм не скатился в веселое трехчасовое побоище, к которому ничего не чувствуешь. Что в нем есть динамика тона и атмосферы, мы идем от скорби и опустошенности к собранности, товариществу, надежде. Мне понравилось, что фильм позволяет драме раскрываться, не подрубает ее ни шутками, ни экшеном — дает дышать.
Понравилось, что все оригинальные Мстители здесь получают изменение образа, мы видим их с новой стороны — прежде чем закрыть эту главу и переключиться на новую команду преемников — оглядываемся назад и оцениваем весь путь, который они прошли, который мы прошли вместе с ними.
Графика ожидаемо была на уровне, разнообразие локаций и линий тоже нельзя не отметить. И да, не важно, требует ли это от Дауни младшего каких-то усилий или он просто ходит в полусне по площадке в трико и половине пластиковой брони, но одно бесспорно — на нем глаз задерживается, он притягивает харизмой, оживляет своего персонажа. Его игра здесь действительно пробивает, особенно в фазе отчаяния, здесь Старк выглядит действительно опустошенным, а не кривляющимся позером, который якобы волнуется за судьбу Земли, каким он мог иногда казаться.
Многие жалуются на ставшего менее интересным и многомерным Таноса — и это действительно мощный минус. Но дело не в том, что его окончательно переврали, ему просто дали меньше времени и развития, его роль в сюжете, его место стали более плоскими, а не его самого испортили какими-то нехарактерными словами или действиями.
Жаль, конечно, но мы все понимали, что львиную долю впечатления от Таноса давала его победа в конце прошлого фильма, которую мы могли получить лишь потому, что это дилогия. Ясно, что в «Финале» он победить не мог, а значит и его отличия от всех прочих злодеев неизбежно уменьшились бы. Так и произошло. Сценаристам нужно было найти нечто интересное и значимое, чтобы заполнить вакуум, неизбежно возникающий от сдувшейся фигуры Таноса — и они заполнили его концентрацией на самих оригинальных Мстителях, их внутренней борьбе, особенно — на развитии Тони и Кэпа. И это достойное решение.
Многих пугало то, что Капитан Марвел может заметно испортить картину плоскостью и имбовостью своего персонажа. Некоторые надеялись, что она, наоборот, наконец раскроется в групповом фильме. Пантера, Стрэндж, Халк, Тор, Паук — многие герои смотрелись гораздо интереснее и многограннее в общих картинах, чем в собственных сольниках. Не произошло ни того, ни другого.
Дэнверс появляется минут на пять и явно видно, что она пришита к фильму в последний момент. У нее нет богатой истории в этом мире, она впервые видит этих героев, поэтому во всей эмоциональной линии участвовать попросту не может, а в экшен-сценах ее суперсилы постоянно меняют объем, словно Руссо так и не поняли — что это за персонаж, зачем нужен, насколько он силен — поэтому она то непробиваемая, то отлетает от пинка и так далее. Фильм это не убивает, но многим зрителям и, скорее всего, самим Руссо было бы легче, если бы им не навязывали этого псевдоперсонажа.
Был и конкретный момент в фильме, вызвавший у меня тошноту. Если вы не знали, что такое криндж, то он сможет послужить словарным определением. В ленте есть кадр, в котором все присутствующие женские персонажи оказываются рядом и превращаются в промо-материал.
От этого кадра коробило так, что ногти начинали расти обратно. Никакой нарративной подоплеки у этого не было, это выглядело настолько вымученным, фальшивым и навязанным отделом пиара, что даже фильму, казалось, было больно.
Мы знаем, что у вас тоже есть сильные женские персонажи. Это отлично. От пафосной стойки сильнее они не будут, наоборот, вы лишь удешевляете их достижения. Соберите их на постер, не надо вставлять его в фильм. И дело не в том, что это женщины — это мог быть любой политический нюанс, внезапно вынесенный на передний план и сунутый зрителю в лицо, поставленный выше повествования и его нужд. «Мы прерываемся для короткого обращения…».
Эти дешевые ходы все равно не заставят всех забыть о том, что десять лет вы трусили выпустить сольный фильм с женщиной-супергероем, от этого вы уже не отмоетесь, поэтому давайте без истерических жестов. Хотите по-настоящему восстановить баланс — давайте женским персонажам сольники, прописывайте их тщательно, а не как Капитана Марвел, придумывайте сильные линии в общих сюжетах. Откупаться парой секунд экранного времени словно врезанными по ошибке — не надо.
Итог
«Финал» изначально был отчасти в проигрышной позиции. «Война бесконечности» с ее промежуточным финалом могла позволить себе кучу вольностей, они оправдались и покорили публику. У второй части такой роскоши не было, ей остались лишь концы сотни нитей, идущих от всех предыдущих картин, которые надо было каким-то образом подвязать в красивый бант и сказать «Та-да-а!».
С чем-то сценаристы справились хуже, с чем-то лучше, чем-то пришлось пожертвовать, какие плюсы и минусы станут решающими конкретно для вас — лотерея, заранее предсказать это крайне сложно. Лично в меня фильм неожиданно попал почти по всем пунктам, что позволило простить ему его оплошности и вынужденные бредовые подвязки. Решающим стало то, что они не обрывают повествование, не вышибают из фильма, не ломают хребет — это детали, которые можно увлекательно разбирать и обсуждать позже (чем мы и займемся в «Вопросах» на выходных), но даже собственноручное доказательство из полнейшей несуразности не заставляет разочароваться в фильме.
Я советую идти на фильм, потому что картин подобного плана, такого масштаба у нас не было и еще долго не будет. Хотя бы из интереса к формату. Но если вы не видели больше десятка лент киновселенной или видели многие, но они вам категорически не нравятся — ходить смысла мало.
В «Финале» очень много основано на событиях других фильмов. Вы, может, и не запутаетесь в сюжете, поймете в чем суть сцены, но ничего от нее не возьмете эмоционально, удивитесь, зачем она вообще тут нужна и заскучаете. Если вы были заморожены во льдах 70 лет и только очнулись, наверное, даже есть смысл отмарафонить за несколько дней все предыдущие ленты и сходить все же в кино. Потому что нет гарантии, что это повторится.
Новая фаза Marvel — пока вещь крайне зыбкая и абстрактная. Смогут ли новые герои вытянуть ее на себе — неизвестно. Киновселенная DC потихоньку оправляется от череды неудач, но их картины куда меньше связаны вместе, поэтому подобного финала у них через 5-10 лет может просто не получиться. Они не на это целятся. Смотреть же «Финал» дома через полгода идея не лучшая, просто потому, что мемы в ленте новостей или любая секция комментариев заспойлерит вам все задолго до этого.
Источник