26 июля на наши экраны вышла «Миссия невыполнима: Последствия», шестая часть знаменитой шпионской франшизы с Крузом. Пока Бондиана буксует на месте, приключения Итана Ханта становятся все увлекательнее и масштабнее. Критики уже назвали «Фолаут» самой лучшей «Миссией» и их можно понять. Радует, что некоторые старые франшизы («Безумный Макс», «Форсаж») все же получают достойное перерождение, а не становятся хуже с каждой частью («Терминатор», «Чужой»).
«Фолаут» (который у нас перевели более-менее допустимо как «Последствия», отсекая, правда, намек на радиоактивные осадки, отсылающий к главной угрозе фильма) — первый фильм в серии, который снимает не новый для франшизы режиссер. До этого они каждый раз менялись.
Де Пальма снял потрясающую первую часть, затем были спорные сиквел и триквел, снятые Джоном Ву и Джей Джей Абрамсом (его первый киноопыт) соответственно, затем был перерыв и возрождение франшизы руками Брэда Берда, для которого это тоже был первый опыт в кино (до этого он снимал анимационные шедевры вроде «Стального Гиганта», «Рататуя» и «Суперсемейки»).
Затем франшиза перешла в руки Кристофера Маккуорри, сценариста, который сам снял до этого всего два фильма. Том Круз имеет склонность придирчиво выбирать людей, с которыми сотрудничает, но, если находит кого-то, с кем ладит, работает с ними постоянно.
С Маккуорри они впервые сотрудничали при создании «Операции „Валькирия“», где Круз играл главную роль, а Кристофер писал сценарий. С тех пор Маккуори написал для Тома 6 фильмов, 2 «Миссии» и «Джека Ричера», которые снимал сам, а также «Валькирию», отличную «Грань будущего» и совсем не отличную «Мумию» — их снимали уже другие режиссеры. Его карьера сценариста и без Круза металась от шедевров («Подозрительные лица») до проходняка и провалов («Джек — покоритель великанов», «Турист»).
Но если на этапе «Джека Ричера» режиссерский талант Маккуори еще не был полностью проявлен (это неплохой фильм, но довольно блеклый), то при создании «Племени изгоев» произошло настоящее преображение — пятая часть вышла самой красивой и артистичной из всех, даже в сравнении с оригиналом Де Пальмы. Синематография, постановка света и внятная съемка экшена сделали ее настоящим образцом экшен-жанра.
Но Маккуори и Круз решили, что «Племя» не исчерпало потенциала их совместной работы, а лишь раззадорило, поэтому впервые в истории франшизы режиссер остался на месте, не уступив место очередному новичку. И это однозначно пошло серии на пользу — Кристофер смог укрепить все сильные стороны своей постановки и замахнуться на новые высоты.
«Племя» и «Последствия» приятно смотреть прежде всего из-за того, что Маккуори ставит себе жесткую планку качества. Он не использует трясущуюся камеру, которая сейчас повсюду из-за того, что позволяет снимать дешевле — ведь все равно ни черта не понятно, а значит и стараться приходится меньше. Он так же не грешит переключением ракурсов камеры по десять раз в секунду и шинкованием сцены на микродубли, что опять же позволяет менее старательным режиссерам скрывать огрехи сцены и создавать иллюзию драйва и напряжения там, где их вообще-то нет.
Кристофер ставит во главу угла внятность сцены, прозрачность последовательности действий, четкую географию, которая позволяет зрителю связать воедино все места действия и понимать, откуда и куда герои перемещаются.
Это не только добавляет реализма и погружения, но и дает строить догадки, используя эту информацию — что может сделать герой, какие пути ему доступны. И речь не только о том, что одна сцена — в Багдаде, другая — в Минске, а о том, чтобы четко показать, где в комнате дверь в тоннель, дать представление о том, насколько он длинный и узкий, есть ли в конце дверь и так далее. Эти малозначимые вроде вещи позволяют нам собирать в голове своеобразную трехмерную модель помещений и четче представлять, что происходит. Если вы вспомните свои любимые камерные экшен-сцены, то наверняка вспомните и место, где они разворачивались, включая планировку. Потому что хорошие режиссеры всегда заботятся о подобном.
Еще одно требование, которое ставил себе Маккуори — общий план экшена. Снимать общим планом, когда видны все действующие лица в одном кадре, куда сложнее, просто потому, что ошибка любого из них запорет дубль для всех, а удары, которые при съемке чаще всего старательно промахиваются мимо цели, лишь имитируя контакт, сложнее будет выдать за настоящие — ведь нужно четко выбирать угол, с которого промах не заметен.
Поэтому во многих фильмах мы видим так много крупных планов лиц бойцов во время драк — они не только пытаются передать напряжение мимикой лиц, но и прячут огрехи хореографии. Совсем ленивые постановщики могут загораживать бойцов мусором, уходить камерой за спины актеров и прочими способами избегать ответственности. Маккуори пытается снимать честно, понятно и четко — так же как режиссеры «Джона Уика» и «Рейда», как снимали Джеки Чан и Брюс Ли.
Это позволяет дракам Маккуори действительно смотреться честно, живо, динамично и реалистично. Если вы помните сцену допроса Круза в начале «Племени» (где он прикован к столбу в подвале), то понимаете, чего ждать. Драк в «Последствиях» не так много, запоминающихся всего две, но сняты они, особенно пресловутая «драка в туалете», действительно качественно и старательно. Это еще не «Рейд», но отчетливый знакомый привкус уже чувствуется. Ощущается мощь ударов, есть паузы, позволяющие участникам оценить ситуацию и снова броситься в бой, драка долгая, затяжная, выматывающая — в общем, все хорошо. На фоне режиссеров, которые делают все через пень-колоду и превращают сцену в мельтешение непонятных частей тела, такое старание сильно выделяется и не может не производить впечатление.
Я не стану называть «Последствия» лучшей частью франшизы, потому что оригинал Де Пальмы все-таки очень хорош, да и главный конкурент нового Маккуори — он сам, потому что мне кажется, что «Племя изгоев» у него вышло немного ярче. Это не значит, что он сделал шаг назад, просто предыдущий набор находок выглядит немного богаче и самобытнее. Но это уже дело вкуса, кому-то новые сцены запоминаются больше старых.
Кристофер просто поставил очень мощный рекорд в «Племени», который теперь ему будет тяжело перебить. Там был висящий на взлетающем самолете Круз, отличная сцена допроса в подвале, напряженная и ритмичная, затем самая знаковая и запоминающаяся сцена — в Венской опере (о, это желтое платье Ребекки!), после нее — нырок в подводную серверную, отличные погони на мотоциклах, забавный твист с масками и потрясающая погоня по мрачным лондонским подворотням — вот там работа со светом была просто великолепной. Я не стану перечислять набор нового фильма из-за спойлеров, но он, в принципе, не менее внушительный и, если вдуматься в сложность съемок, гораздо более рискованный. Просто лично для меня «Изгоев» он не перебил.
Генри Кэвилл влился во франшизу неплохо, он смотрится уместно, но герой его не слишком хорошо развит.
Он хорошо проявляет себя в экшен-сценах, но в остальном сложности ему не хватает. В «Агентах А.Н.К.Л.» ему досталась более интересная роль разведчика. Второй раз некогда претендовавший на роль Бонда Кэвилл играет свою версию супершпиона, и все что-то не то. Но посмотреть на него стоит уже ради того, чтобы оценить те самые усы, стоившие Warner Bros. миллионы долларов — ведь именно по контракту с «Последствиями» Кэвилл не имел права сбривать их для пересъемок «Лиги Справедливости», из-за чего их замазывали дорогой, но совершенно неестественной графикой.
«Том Круз делает большинство своих трюков сам» давно стало присказкой и мне кажется, мы перестали полностью понимать, что за этим стоит. Я советую всем посмотреть или хотя бы пролистать этот би-ролл (съемки за кадром) «Последствий», чтобы осознать, о чем речь на самом деле.
Когда мы видим итог этих мучений в кино — с идеальной зализанной картинкой, из которой убраны все дополнительные камеры и страховочные тросы, магия синематографа работает против Круза, потому что этим и выглядит — магией. Мы привыкли к нереальным зрелищам и по инерции списываем все на уловки, дым и зеркала. Это наверняка дорисовали, тут подстраховали, там подменили. Когда же видишь неизмененную картинку с дополнительных камер — дрожащую, пересвеченную, сопровождающуюся жуткого качества фоновым звуком или отсутствием такового вообще, испытываешь совсем другие эмоции. Это уже не Итан Хант бегает по Бурдж-Халифе на тросе и ныряет без акваланга, прыгает с парашютом или карабкается по канату на вертолет, висящий в сотнях метрах над землей — это Том Круз. У любого, не только у страховых агентов актера, от этого зрелища кровь стынет в жилах куда больше, чем при просмотре фильма.
Крузу 56 лет. Большую часть из того, что он делает, многие из нас не смогут повторить просто из-за физических требований — все эти прыжки, подтягивания, задержка дыхания — а некоторые не решатся и пробовать.
И все это он делает, держа в голове, где какая камера, какие на них объективы, и как, падая с вертолета на одном страховочном тросе, не загородить рукой лицо, и как корчить рожи в нужную сторону. Когда видишь все те же сцены, что видел в кино, на би-ролле, понимаешь, что вообще-то это правда опасно и очень, мать его, страшно.
После возвращения с «Последствий» я пересмотрел четвертую и пятую части франшизы. Можно сказать, что Маккуори определенно сохранил динамику и уклон, выбранный Бердом, но затем повернул в какую-то новую, свою сторону. Сложно сказать, что именно он изменил, но «Миссия» стала менее картонной и надуманной, более связной, атмосферной и честной.
И, конечно, еще более насыщенной экшеном — у Маккуори он не заканчивается, а просто перетекает из одной формы в другую, причем эта насыщенность не выливается ни в утомление рецепторов, ни в пустотелость, сюжетную немоту, потому что экшен перестает быть просто зрелищем и становится языком, которым пользуются и для движения сюжета, и для раскрытия персонажей, и для создания той самой атмосферы, которая у Маккуори получается так хорошо. Да, как «Дорога ярости», с которой фильм тоже сравнивают, хотя лично для меня впечатления от фильма Миллера это не превзошло.
Музыка в новом фильме работает особенно хорошо, но есть нюанс — это потому, что мы ее уже слышали. Это знаменитое нервное тиканье Циммера из «Темного рыцаря».
Именно его саундтрек явно был «временным шаблоном», который студии постоянно используют как ритмическую подложку для сцен при съемках и под который затем просят композитора написать «что-то похожее». «Похожее» зачастую выходит вариацией на грани плагиата — это та же самая музыка, минимально измененная, чтобы избежать исков. В общем, Бэтменом повеет не раз и ощущение не исчезнет, даже когда на тиканье наслоится знаменитая тема «Миссии» (вышло, кстати, красиво).
Впрочем, Маккуори явно не стесняется цитат, Александр Башкиров увидел тут и отсылки к парижской погоне из «Ронина», и к «Большому побегу», я же не мог сбросить ощущения от налета Нолана и, конкретно, «Возвращения Темного рыцаря» (и нет, не из-за музыки, не только из-за нее), Маккуори словно пытался снять весь свой экшен в ключе открывающей сцены с похищением Бэйном самолета.
О ловушке «временных саунтреков» уже говорили не раз, например, в этом прекрасном видео.
Итог
В английском есть слово visceral, которое зачастую очень точно описывает ощущения от фильма или игры, но полноценного аналога в русском у него нет. Значит оно «чувствующий (ся) нутром», в применении к кино — это сцены, которые ощущаются на уровне тела. «Синхронизация» с героем такая, что каждое его движение начинает откликаться эхом в твоем, ты дергаешься от выстрелов, вздрагиваешь от взрывов, чуть ли не уворачиваешься от пуль. Это признак полноценного погружения в происходящее.
«Последствия» с этим справляются на ура, экшен –безумный, затяжной, ритмичный — засасывает в себя и заставляет сжимать подлокотники кресла все сильнее. Но называть картину из-за этого очередным бездумным катанием на аттракционах не хочется — да, сюжет тут довольно условен и временами ему даже хочется добавить каких-нибудь твистов, и интеллектуальным пиршеством это не назовешь, но и пустым фильм не чувствуется, он не стирается из памяти через час, как многие другие аттракционы, наполовину нарисованные посрественной графикой.
Возможно, дело в сложнейших практических съемках (хотя сценам «Мумии» это не помогло ни грамма), преданности Круза своему ремеслу, таланту Маккуори, великолепной Ребекке Фергюсон, очаровательному Саймону Пеггу или всему вместе, но фильм пронимает, вызывает уважение.
Если вы ждали качественный честный блокбастер, способный увлечь и развлечь, пропускать «Миссию» не стоит. Что-то подобное по уровню мы увидим еще не скоро — август будет мертвым вообще, а все самые громкие премьеры вернутся только к зиме. Запасайтесь сильными впечатлениями и, будем надеяться, Маккуори и Круз снимут нам еще не одну «Миссию».
Источник