26 октября в наших кинотеатрах вышла «Матильда». Что тут еще скажешь?
Есть множество способов начать эту рецензию, но какой бы я ни выбрал, думать я буду только об одном — чтобы поскорее ее закончить и забыть навсегда о том, что я посмотрел «Матильду». К сожалению, времена, когда мне позволяли использовать мат в статьях, прошли, вам придется самим мысленно вставлять его после каждого третьего и вместо каждого пятого слова (если бы Антон Орлов еще был на «Канобу», он бы за полчаса написал вам специальную утилиту). Без мата идеальной рецензии на этот фильм у меня не выйдет, но ничего идеального этот фильм в любом случае не заслуживает, поэтому поехали.
Хайп вокруг картины существует по двум причинам: пафосное продвижение, заявляющее, что это самый долгожданный фильм года и один из самых дорогих в истории России (25 миллионов долларов бюджета), и протесты против показа «Матильды» православных активистов и лично Натальи Поклонской.
Предложение бывшего прокурора Крыма запретить фильм — это само по себе событие крайне фантасмагоричное даже для России, настолько, что против него высказался даже Мединский. Прочувствуйте — Поклонская вынудила Мединского заявить, что цензура вообще-то запрещена законодательно. Это как Снуп Дог, запальчиво рассказывающий о вреде марихуаны.
Вся история — это форменное мракобесие и вызывающий депрессию маразм. Царя, причисленного к лику святых, посмели показать во грехе. Посмели в светском демократическом государстве замарать святое — религию и монархию.
Поклонская сотоварищи (уж не знаю, умышленно или нет) устроила фильму шикарный пиар и теперь на него валит куча народа, которая уже через 10 минут после начала осознает, что заскочила на какой-то неправильный хайп-трейн, силится понять, что здесь забыла и как теперь не сдохнуть от скуки, потому что встать и уйти не с руки — денег жалко.
Когда религиозные фанатики начинают холиварить, рука сама тянется к чему-нибудь тяжелому, типа доли современного человека со здоровой психикой, чтобы навести порядок. Фильм хочется защищать от нападок и пропагандировать свободу слова и творческого самовыражения. Вот только посмотрев картину, ты понимаешь, что попал в шутку про два стула, на один из которых сесть все же придется, замаравшись внутренне. Короче… принцесса балерина была прекрасная, сказка была ужасная.
Я не знал, что мне может быть так скучно. «Скучно» — слишком безликое, скучное слово, чтобы вместить всю агонию, через которую приходится пройти. Болезненные ерзанья в кресле (подсознательные попытки нащупать тот метафорический один из двух стульев, на который мне придется сесть, видимо), нервные сглатывания, попытки найти в приложении Кинопоиска хронометраж фильма. Я всерьез готов был переползти в другой зал и посмотреть «Геошторм» второй раз подряд. «Защитников», «Комнату» Томми Вайсо, «50 оттенков» — все что угодно. Настолько безжизненного, инфантильного и бессмысленного фильма как «Матильда» я не видел уже давно.
Сама идея вбухать такие деньги в картину о романе наследника престола и балерины не слишком адекватна сама по себе, но из этого можно было что-то выжать.
Неуверенный в себе наследник, чурающийся ответственности за огромную страну, хватается за свободную и дикую сердцем девушку как за символ своего избавления. Сбежать, отречься, спрятать звон свой в мягкое женское и забыться. Раскрываем главного героя, показываем, почему он боится ответственности или не переносит политику, показываем другие его интересы, даем зрителю проникнуться к нему сочувствием и пониманием.
Он хрупкий, трогательный, душа его чиста и полна любви, он не подходит для жесткого мира политики, ему недостает железной хватки, которой надо держать Россию. Показываем несколько столкновений Николая с реальными политическими проблемами, где он пытается изо всех сил сделать как лучше, но его излишняя романтичность и сочувствие лишь все портят. Вместо того, чтобы ожесточиться, он лишь еще больше уходит в себя.
Затем раскрываем Матильду. Это не женщина, а муза, живое вдохновение, показываем ее продвижение в мире балета, ее страдания из-за козней ревнивых балерин. Она находит утешение в Николае не потому, что он влиятельный папик, а потому что понимает ее, он –родственная душа. Они вместе ловят бабочек и говорят о мире, который вылеплен не для них, у них нет своего счастья и не будет, лишь совместная скорбь по тому счастью, что могло бы быть — но не здесь.
В конце Николай делает выбор в духе «но я другому отдана» и решается не отрекаться, стать царем, причем идет он на это как на эшафот, но с конкретной целью — он видит, что некая ситуация требует его вмешательства, его видения, без этого пострадает много людей. Он принимает свою долю.
Вместо того, чтобы делать сцену скандала, где он все это пытается объяснить, они с Матильдой прощаются молча. Она все понимает, даже поддерживает его. Нужен красивый жест, заменяющий прямолинейный диалог — например, она приносит ему его же письма к ней, компромат, который волнует сыскную полицию, и бросает их в огонь. Но не с обидой, а словно снимая шелуху, успокаивая «я помню их наизусть».
Матильда предлагает царю сделать то же самое, и он достает ее письма, которые всегда носит с собой — они бросают их в огонь по очереди, говоря что-то о каждом письме: «Здесь вы писали, как ваш дядюшка свалился в пруд на охоте». Они стараются улыбаться сквозь слезы, Матильда целует его в щеку, и они расходятся навсегда. История не похоти и слабости, но взрослого выбора двух хрупких родственных душ, которые со временем дали друг другу достаточно сил, чтобы сделать то, чего от них требовала судьба.
Но это все мои фантазии, как можно было бы реализовать подобную концепцию, в фильме, естественно, ничего из этого нет.
Николай показан как инфантильная тряпка. Он не знает, чего хочет, временами он взбрыкивает и идет против воли матери, но выглядит это не как самостоятельность, а как столь же инфантильный каприз. Запретили гулять в дождь — пойду сяду жопой в лужу в новом дождевике.
История влюбленности в Матильду тоже сделана максимально криво, чтобы ни о какой чистой любви и искреннем умилении у зрителя и мысли не возникало. Балерину Николай выбирает даже не сам и по каким-то романтичным причинам, ему указывает на нее отец со словами «вот такая тебе нужна жена».
Друг Николая несет букет этой самой Матильде и имеет на нее серьезные планы. Царь отбирает букет и несет его балерине сам (#лучшийдруг). И, наконец, западает Ники на Матильду с момента, когда впервые видит на сцене. Чистое совпадение, что именно у нее именно в этот день развязывается бретелька лифа и оголяется одна грудь — перед всем залом.
Руководитель труппы хочет опустить занавес, чтобы прикрыть срам, но Матильда продолжает танцевать, даже не пытаясь поправить костюм. Это вроде как должно выражать ее игривую свободную натуру, утверждать, что искусство выше условностей и предрассудков, но выходит совсем не это. Выглядит это как истеричный поступок от безысходности либо как откровенно развязное поведение.
Сам факт того, что история высокой любви начинается с голой сиськи, меня убил. Дальше сцены лишь закрепляют ощущение, что все это больше про «шишка встала», чем про родственные души. В сценах наших «влюбленных» есть кокетство, дурачество и безудержная похоть царя, который не может думать ни о чем, кроме как о прелестях Матильды, в которые ему нужно немедленно нырнуть. Любви тут не видно, душевной связи тоже, царь бегает потрахаться. Нет долгих прогулок и бесед, чтения стихов и споров о философских проблемах, нет долгих взглядов, говорящих больше, чем слова, и так далее.
Я не религиозный фанатик, не монархист и не историк. Как все это искажает или не искажает реальные события и людей, мне малоинтересно. Я требую большего от любовной истории чисто по драматургическим причинам — тут не на что смотреть, некому сочувствовать, нечему сопереживать. Нет интересных героев, нет светлого огонька любви, который хочется закрыть ладонями ото всех невзгод.
«Матильда» — это мелодрама. Причем самого дешевого пошиба. Не историческая драма, а именно сопливая телепьеса, которую зачем-то выпустили в кино, изуродовав монтажом до чего-то совершенно бессмысленного. Это еще хуже «Гоголя», который изначально делался как сериал, а в кино показывается без сокращений и попытки ужать все в один фильм.
Тут все якобы о любви, которую нам показывают как смесь похоти, бегства от себя и отчаяния, между наследником престола, которого вообще не раскрывают как политика и государственного деятеля (одна сцена, где ему докладывают о важных делах, заканчивается его бегством и фразой «Какой из меня царь?». «Матильда», а какой из тебя фильм?), и балериной, которая в фильме танцует две минуты и впечатления гениальной танцовщицы не производит абсолютно, а ведь именно этой Матильде предстоит потом перевернуть российский балет.
Неужели нельзя было больше внимания уделить ее танцам, поразить зрителя ее талантом и уникальным подходом к балету? Это не важно? Если вам плевать и на обоих главных героев и на красоту их любви, то о чем фильм-то вообще? Вы выстроили свои дорогущие декорации и нашили платьев, стоящих как иномарка, но не показали ни красивого балета, ни захватывающих политических интриг, ни истории великой любви — это парад упущенных возможностей. Если три кита нашего нового эксплуатирующего ностальгию кинематографа это самодержавие-балет-космос, то ультимативного высказывания или хотя бы запоминающегося зрелища на какую-либо из этих тем я здесь не вижу.
Мой самый главный вопрос к фильму — на что ушли 25 миллионов долларов, потому я хоть убей не могу этого понять. Тут нет космических кораблей и монстров, нет звездного ансамбля с миллионными гонорарами, нет ни единой батальной сцены — на что тут деньги-то тратились? Тут реально не на что смотреть, ни один кадр не орет «а, вот куда ушли деньги». Получается, что ушли они на царские декорации и костюмы, от которых уже описались все девочки. Но ребят, это не кукольный набор, с каких пор у нас фильмы стали про декорации и костюмы? Какой в них толк, если в этих декорациях забыли разыграть интересную пьесу, а в дорогие костюмы — запихнуть персонажей, которым хочется сочувствовать?
Если честно, я не знаю, как можно спустить двадцать мать вашу пять миллионов долларов на декорации и костюмы крайне примитивной мыльной оперы, которая перевирает исторические факты и не управляется даже с самой базовой историей из возможных, которую мы видели в сотне голливудских романтических комедий с Хью Грантом.
Она — простая вьетнамская крестьянка, он — директор Apple и президент США. Ему хочется чего-то простого и чистого, а ей хочется просто чтобы можно было немного не копать, их любовь растопит сердце любого.
Оказалось, даже в такой схеме можно что-то безнадежно просрать. В том числе двадцать мать вашу пять миллионов долларов.
Обычно это истории о том, как любовь становится превыше норм приличия и обычаев, кастовых или религиозных границ, важнее власти и денег, но эта история так кончиться не могла — мы знаем, что Николай не отрекся, что он женился на другой. История о «великой любви» оказывается байкой о короткой интрижке. Николай не стал взрослым, он пытался бунтовать и бегать к своей балерине, но в конце концов сдался и прогнулся под волю матери. Не изменил мнение, не понял свою ответственность, не влюбился в будущую жену — просто сдался. Отказался от своего каприза, потому что ему надоело, что его лупят по рукам. Любовь Матильды же тут не чувствуется вообще, она хочет от него одного – отрекись и женись на мне, не хочешь – ну и вали, я на князе женюсь. Я не знаю, где тут нужно было проникаться какими-либо чувствами.
Ах да, еще же в фильме есть персонаж Данилы Козловского, полностью вымышленный Воронцов, это… Ахахаха, я не знаю, как об этом писать.
Спойлеры
В общем, этот Воронцов тоже влюблен в Матильду, но больше в стиле «так не доставайся же ты никому». Застав ее с наследником, он пытается убить обоих. Его ловят, хотят повесить за попытку государственного переворота, Николай его милует. Начальник сыскной полиции Власов сдает Воронцова страшному доктору, который начинает ставить над ним психические эксперименты — топит в аквариуме и крутит на потолке гифку с Матильдой. Режиссер фильма явно недавно смотрел «Лекарство от здоровья», поэтому мини-сюжет со страшной лечебницей и жуткими экспериментами вклинивается в нашу «историю любви».
В аквариуме Воронцов погружается в транс, Власов хочет его на что-то запрограммировать. Видимо, на убийство Матильды, если та все же не подчинится и не исчезнет из жизни царя. Все проходит по плану, Воронцов зомбируется на то, что хотел сделать и до этого, убивает страшного доктора и бежит к Матильде. Он долго и грозно наблюдает за ней из кустов, как терпеливый эксбиционист, а затем врывается в дом, связывает ее тюлем и волочит на паром. Тут внимание — на паром сыскная полиция заранее налепила килограмм С-4 и пропитала горючим канат. Когда «влюбленные» отчаливают, канат поджигают.
Прочувствуйте гениальность и изощренность плана!
Нельзя было просто сжечь Матильду в ее доме самим, нельзя было сжечь ее там с Воронцовым — надо было обязательно заминировать паром (тупо деревянный плот на канате), чтобы… Э-э-э. Выглядело как несчастный случай? Ну обычное же дело, каждый день деревянные паромы взрываются к чертовой матери. И конечно, Воронцов с Матильдой не могли тупо с этого парома прыгнуть в воду, глядя как по канату подозрительно ползет пламя. У них ведь было всего минут десять, чтобы сообразить. И естественно, обязательно нужен был именно Воронцов, причем именно зомбированный для всего этого, иначе план не клеится.
Короче, в итоге Матильду Воронцов распутывает и выкидывает в воду, сам — вот же какая совсем не надуманная случайность — застревает ногой в проломившемся настиле парома (на нем только что автомобиль перевозили — под ним не сломался) и взрывается. Потрясающая арка персонажа, безусловно он был крайне необходим в этой истории. Очень сильно на все повлиял. Странно, что российская история не додумалась и как-то обошлась без него в реальной жизни.
Конец спойлеров
Итог
Я не советую смотреть «Матильду» никому ни по какому поводу, ни в кино, ни дома. Этот фильм должен был выйти, оказаться всеми проигнорированным и кануть в Лету, но скандал помешал естественному ходу событий.
Даже если вы решили посмотреть его ради костюмов, или чтобы поглумиться, или чтобы найти все исторические неточности — поверьте, из этой схватки фильм выйдет победителем. Потому что он заставит вас потерять два часа вашей жизни, о которых вы будете жалеть даже на смертном одре.
Если вы вдруг решили посмотреть фильм ради сисек, то окститесь, их в фильме пара кадров и сиськи эти такие же исчезающие малые и серые, как смысл идти на них в кино. Эротики тут никакой, слишком все картонное, чтобы возбуждаться.
Если хотите исторической драмы с красивыми декорациями и про чистые чувства, посмотрите лучше «Калигулу». Там великолепные МакДауэлл и Хелен Миррен, а трагическая любовь безумного императора к собственной сестре и то вызывает больше сочувствия, чем «любовь» Матильды и Ники. Исторической достоверности в «Калигуле» и то больше, несмотря на то, что это как бы порно.
Источник