Феминистская повестка в российском кино — феномен редкий и практически никак не развитый. В большинстве фильмов, спонсируемых тем же Фондом Кино, главную роль исполняют мужчины, в то время как женщины служат, скорее, декорацией для развития какой-нибудь клишированной романтической арки.
«Любовницы» вслед за фильмами вроде «Я худею», «Жги!» и «Теснота» пытаются вывести женского персонажа на передний план — дать героиням главную роль и показать их настоящими, а не просто выдать зрителю набор феминитивных стереотипов (в большинстве из которых женщина на экране не может существовать без мужчины).
И первый час фильм Елены Хазановой с этим справляется — после чего резко меняет тональность и скатывается в глупое морализаторство.
Студентка Ира (Паулина Андреева), актриса Алиса (Александра Бортич) и медсестра Маша (Юлия Александрова) заходят как-то в бар… и решают стать «народными мстителями» в защиту всех брошенных женщин. Точнее, такой титул им приписывает местное тв-шоу в духе «Пусть говорят» — сами девушки просто хотят расквитаться с женатыми мужчинами, которые обещают своим любовницам все, а после ретируются. В баре героини оказались как раз поэтому — их ухажеры спонтанно признались, что у них есть семьи, и все произошедшее между ними было не всерьез. После мести бывшим к девушкам за помощью начинают обращаться другие жены и любовницы.
Возможно, синопсис фильма и звучит как фарс, но на деле «Любовницы» — это в меру глупая и смешная комедия, говорящая на актуальные темы. Конечно, лента страдает традиционными язвами российского кинематографа — от бессчетного количества неловких диалогов до ряда алогичных сцен и отвратной игры актеров (Гоша Куценко здесь особо выделился). Это уже не столько ляпы, сколько условности, с которыми приходится мириться — хотя, конечно, местами за ними трудно разглядеть хоть что-то стоящее.
«Любовницы», впрочем, легко захватывают идеей и ее реализацией. Главные героини продумывают планы мести, после чего (довольно оригинально) разоблачают неверных мужей — каждая по-своему, под стать собственному характеру и темпераменту. У Иры это элегантность и ум, Алиса бьет импульсивностью, а Маша — ходячая бомба замедленного действия.
Причем все эти комичные скетчи с изменниками подаются без какого-либо мужененавистничества — неверных просто запугивают или подставляют. Не обходится, конечно, без дежурных «все мужики — козлы», но триггериться на подобное в 2019 уже как-то несерьезно.
Однако ко второй половине фильма все веселье пропадает — одна из жертв читает монолог, в духе: «вы, бабы, сами виноваты», который производит на героинь сильное впечатление. И здесь «Любовницы» начинают рушиться — фильм сводит на нет всю идею с женщинами, которые пытаются отстоять свое достоинство, и в принципе переводит стрелки на них самих.
Забавно и то, что этот конфликт под конец пытаются замылить потаканием моральным ценностям — к героиням приходит мальчик, который просит помочь образумить «гуляющую» маму. В итоге все сводится к тому, что ни изменников, ни любовниц проучивать не надо — главное, чтобы были целы семьи, а все проблемы разрешатся сами собой.
Из-за этого же «Любовницы» проваливаются в логическую дыру — лента становится нудной, чопорной и топит зрителя в тонне избитых нравоучений.
Эти последние полчаса фильма выглядят совершенно не к месту и поднимают проблему, которой надо посвящать целый фильм (такие темы, например, препарирует Андрей Звягинцев), а не быстро упоминать под конец. Потому что на вопрос: «что делать, если раскрылась измена в семье с ребенком?» так просто не ответишь. И уж точно не стоило вставлять его в легкую комедию про молодых мстящих девушек.
«Любовницы» вполне могли стать хорошим и даже поучительным фильмом «западного типа», если бы не застопорились на полуслове и осмелились бы выжать из своей изначальной идеи максимум. Сценарий к фильму Хазанова писала вместе с двумя мужчинами-сценаристами — видимо, именно они вмешались во вторую половину ленты, испортив весь ее посыл. Из-за чего потенциальный феминистский хит оказался очередным троянским конем в копилке Фонда Кино.
Источник