16 ноября вышла «Лига справедливости», многострадальный тим-ап супергероев киновселенной DC, который прошел через производственный ад, смену режиссера и общего тона фильма, обширные досъемки и монтажную резню, пытавшуюся вместить некогда трехчасовой фильм (который изначально был лишь первой частью дилогии) в двухчасовой лимит, которым внезапно решила ограничиться студия.
Давайте начистоту, ничего хорошего из «Лиги» получиться попросту не могло. Любого из вышеперечисленных проклятий было достаточно, чтобы серьезно подкосить любой проект, не говоря уже об идеальном шторме из дерьма, обрушившемся на картину в итоге.
Я постарался занизить свои ожидания по максимуму перед походом на фильм, но, как ни странно, он оказался еще хуже всех моих самых страшных фантазий. И в то же время его сложно даже назвать очередным провалом киновселенной Снайдера, потому что он слишком сильно отличается от предыдущих картин и проблемы его тоже отчасти другие.
Я поймал себя на мысли, что чем дальше движется эта киновселенная, тем более удачным, цельным и качественным выглядит фильм, с которого она началась, «Человек из стали». К нему у фанатов тоже была куча претензий, большая часть которых касалась искаженного образа Супермена и того, что он убивает Зода, также у картины были проблемы с рваным повествованием и логическими дырами, но их масштаб был несравним с тем, насколько критическими эти болезни стали в следующих картинах. Словом, выйди «ЧиС» сейчас, его бы подняли на знамя как лучший фильм вселенной и образец того, как студии следует двигаться дальше. В нем был яркий стиль, атмосфера, драматические моменты, рост героя, проработка злодея и его мотивации (до того, что он выглядел вполне в своем праве) и не слишком креативные, но напряженные и увлекательные бои.
«Бэтмен против Супермена» стал столь громким провалом отчасти потому, что неясно было, как такой блокбастер вообще можно провалить.
Фанаты ждали его годами, был сильный оригинальный материал в основе, Снайдер дал вкусные визуальные и сюжетные референсы оттуда — и фильм все равно стал посмешищем. «Отряд самоубийц» добил это впечатление, заставив многих похоронить для себя киновселенную DC. «Чудо-женщина» дала ей второй шанс, пробудив надежду на исправление, но «Лига», которая снималась в теперь уже очевидно неудачном ключе «Зари справедливости» обречена была перечеркнуть эти успехи. Именно поэтому ее отправились переделывать наживую, что, естественно, еще больше искалечило фильм, не оставив ему ни единого шанса.
Критики назвали «Лигу» неудачным, но все же не худшим фильмом киновселенной, смотреть ее не так муторно, как «Бэтмена против Супермена» или «Отряд самоубийц», сгладил впечатление и ряд корректирующих курс вселенной решений — уход от мрачняка к более жизнерадостному мировосприятию, сдвиг к классическим версиям персонажей. Отчасти я согласен — смотрится фильм действительно легче и приятнее, в нем нет ужасных промахов типа «Марты» или нелепого героя вроде Джокера. Нет чего-то агрессивно гладящего тебя против шерсти пока у тебя не закипят мозги.
И все же, я считаю, что именно «Лига» стала худшим фильмом киновселенной, потому что ничего более беззубого, никчемного, блеклого и пустого я до этого не видел. Она смотрится легче «БпС» именно потому, что в нет ничего, несущего хоть какую-либо идею, поэтому не на чем и проваливаться, нечем оскорблять зрителя. Нет позиции, нет сути — нет проблемы. Мы просто тусуемся с героями, пока они перекидываются шутками и мочат парадемонов два часа, а затем смотрим титры. Это не история, не мир, а сюжет едва тянет на эпизод мультсериала.
Именно этой кастрированности я и не смог простить «Лиге», с нее стесали все острые углы, постарались сделать как можно безопаснее и приветливее. Ну же, зритель, мы так хотим тебе понравиться!
В фильме не осталось ни пафоса, ни масштаба, ни атмосферы. Да, «Бэтмен против Супермена» много где промахнулся, слишком много, но оказалось, что может быть еще хуже, если убрать все эти амбиции, эти замашки на серьезность и глубину, потому что тогда не останется совсем ничего.
В «БпС» были хотя бы отдельные сцены (Бэтмен на складе, отчасти — сама битва Супса и Бэтса), фразы (Альфредовские в основном, звучные и глубокие), кадры (хотя бы те, что срисованы с комиксов), в «Лиге» нет даже этого. Весь фильм крайне серый и удерживает интерес едва-едва, буквально на уровне «ну вроде норм». Даже те сцены, что получились неплохими, портит общее ощущение картонности и бессвязности происходящего.
Картинка
Визуально фильм выглядит как компьютерная каша. И дело не только в качестве эффектов, которые временами ужасны для проекта за 350 миллионов долларов, но и в самой концепции кадра — даже без «консольного мыла» с идеальной детализацией определенные кадры были бы так же убоги просто из-за того, как задуманы. И это все было видно уже в трейлерах. Коричневый бэтмобиль несущийся по коричневой улице — как это должно было смотреться? Почему все фоны — это одноцветная грязь и каша? Такое ощущение, что «работа с цветом» в понимании создателей фильма заключалась в выборе фильтра, который меняет тон всего кадра агрессивно и назойливо. И это у Снайдера, который демонстрировал великолепное цветовое чутье в «Хранителях» и даже в «300», где было много десатурации и работы с цветовыми пятнами.
В «Лиге» же большая часть сцен, состоящих полностью из компьютерной графики, предлагают выбор между гречкой и перловкой — серые фигурки на сером заднике, коричневые фигурки на коричневом заднике. Невероятно топорная заливка финального сеттинга красным, которую нам спалили еще в последнем трейлере, выглядит в кино не менее нелепо, чем на youtube. Причем чем больше игрались со светофильтрами создатели, тем больше выпирали все недостатки их недоделанной графики. Результат настолько сбивает с толку, что уже перестаешь понимать, в чем именно проблема и кого конкретно следовало уводить.
Гринскрин местами палится очень сильно, но даже там, где его нет сохраняется общий налет фальшивости. Все ощущается как студийный павильон и дешевые декорации, чего не было в предыдущих лентах. Возможно, это результат досъемок или игр с постобработкой.
Объем моушен блера тоже поражает воображение, смазывают все, причем настолько обильно, что четких кадров насчитывается едва ли половина — все смешено в очередное месиво пикселей. Компы же не железные, зачем все подряд рендерить?
Киборг, чьи визуальные эффекты напугали нас еще в первом тизере, по-прежнему выглядит нелепо. Дизайн его силуэта и фактуры как был спорным, так и остался, а несовершенство графики меньше отвлекает, потому что к нему успеваешь привыкнуть за месяцы просмотра трейлеров.
Степной Волк, главный злодей картины, выглядит очередным сиджиай монстром — безжизненным, лишенным харизмы и какой-либо сути. Эффекты на нем тоже не поражают воображение, мягко говоря.
Сюжет
Фильма о сборе Лиги Справедливости не вышло. История сама по себе настолько рваная и перештопанная, что пропорции и акценты в ней разъехались до смехотворных пределов, смена режиссера и тона, пересъемки и урезание трети хронометража, очевидно, добили даже то, что там было изначально. Хотя скорее всего, там и изначально не было ничего хорошего, сама идея строить фильм вокруг никому не сдавшегося Степного Волка с его коробками, уже была провальной на мой взгляд.
Некоторые элементы сюжета «первые встречи членов Лиги, отказы, затем возвращения героев, попытки работы вместе, конфликты и воссоединение» присутствуют, но их то больше, то меньше, уровень детализации и серьезности все время скачет, то героя прорабатывают, то обрывают его арку — ощущения, что вы увидели некий естественно развивающийся сюжет, нет.
Еще в первых роликах мы видели моменты вроде диалога Дианы и Брюса в его пещере («Он отказался? Он отказался».), где они вдвоем ищут и рекрутируют героев — части этих сцен попросту нет, те что есть, не складываются в нечто связное, потому что линия вторжения все время поторапливает события и не дает насладиться именно знакомством персонажей.
Само вторжение, злодей, парадемоны, угроза миру — это все смотрится заготовками прямиком из коробки, даже не обработанными под конкретный фильм. Злодеи и угрозы максимально дефолтные, безвкусные и совершенно не убедительные.
Не помогает и то, что скандалы вокруг массовых жертв в «Человеке из стали» привели к поистине смехотворным результатам — финальный бой за судьбу мира теперь проходит в заброшенном городе, где живет от силы человек сто, чтобы никакого «сопутствующего ущерба» не было. Это, естественно, мешает всерьез переживать за чьи-либо жизни.
Герои
Самое большое разочарование «Лиги» в том, что она не находит ответа на главный вопрос любой истории, связанной с этим коллективом: «Что там забыл Бэтмен?». Естественно, что сборищу столь сильных героев нужен поистине могущественный противник, зачастую с армией миньонов и еще более нелепыми свехспособностями, проблема в том, что Бэтмен не обладает никакими суперсилами, он не неуязвим, не умеет летать, стрелять лазером из глаз и поднимать горы. Он выглядит нелепо на фоне своих супердрузей.
Фильм не только не решает эту дилемму, но еще усугубляет ее, не додумываясь даже до вполне очевидных решений, где Бэтмен мог бы проявить себя. Он выглядел круто в «БпС» — раскидал толпу похитителей на складе, на равных сражался с криптонцем, здесь же он смотрится немощным дедом, который едва может справиться с одним парадемоном. Когда ему надоедает, он поднимает инопланетный бластер и начинает просто отстреливать демонов, не сходя с места. Я не стану ныть, что Бэтмен использует оружие и это, мол, не по канону, потому что дело не в этом. Мир спасаешь — пойдешь на все что угодно, используешь все доступные варианты, черт бы с ним. Но это само по себе донельзя скучно — стоять и стрелять из бластера, пока твои друзья крошат врагов пачками, насаживают на вилы и катаются на парадемонах как на скейтах.
Что интересно — это касается конкретно Бэтмена, Брюс Уэйн же в фильме смотрится куда лучше.
Именно он решает собрать Лигу, делает все возможное, чтобы найти и рекруктировать ее членов, причем он даже проходит через некое подобие личной арки, перерастает себя ради высшей цели, признает ошибки и переступает через свои недостатки. Уэйн в фильме вышел интереснее и приятнее Бэтмена и это выглядит довольно странно. Почему ему не позволили уверенно отметелить пяток парадемонов, на что Бэтмен по идее более чем способен, неясно.
Аквамен как смотрелся мачо из рекламы коньяка, так и смотрится, почему он должен пафосно взмахивать гривой в слоу мо, яснее не становится. Чем-то перебить образ тупого качка, говорящего «Зачет» так и не вышло, и не видно, что особо пытались. Это типичный «варвар в пати», привыкший громко и прямолинейно озвучивать свои двухбитные желания. Неясно, зачем было делать его таким, учитывая, что это снова Тор, которого даже Marvel признала скучным и решила переизобрести в «Рагнареке».
Киборга сложно воспринимать всерьез из-за обилия эффектов и странного дизайна, его вроде начинают выстраивать как трагичного героя, который считает себя монстром, не торопится выходить из дома и с кем-то контактировать, но потом этому уделяют все меньше внимания.
Флэша заперли в роли клоуна команды, его шутки действительно временами работают хорошо, но раздражает, что ничего особо крутого ему сделать не дают, никакой мега-сцены а-ля Ртуть в «Людях икс» у него нет, плюс его несколько обесценивают, показывая, что суперскорость других персонажей почти не уступает его собственной.
Диана, причем даже больше Диана Принц, чем Чудо-женщина, смотрится во всем этом вертепе наиболее адекватно и здраво, как живой человек. Она уверенно и наиболее интересно выглядит в бою, а вне его убедительна в роли древней амазонки, которая сохраняет спокойствие даже перед лицом конца света. Как ни странно, Галь Гадот, которая в первую очередь все же модель, а не актриса, все глубже врастает в образ и на этот раз даже показывает впечатляющий спектр эмоций. Она молодец и вытаскивает на себе внушительную часть сцен.
Итог
Изначально столько сил было потрачено на открещивание от похожести на Marvel: попытка уйти в более мрачные тона, упор на драму и эпос, обратный порядок представления (сначала Лига, потом сольники), теперь же студия в панике и все это вылетает в форточку. Само привлечение главного чудотворца Marvel для исправления киновселенной внутри недоснятого фильма — это уже яркий белый флаг, эффект от которого увеличивается сворачиванием на стезю «шутейки и фан все спасут» и добивается двумя сценами после титров, это уже расписка в отказе от самостоятельности. Копируем все дословно, сами мы не смогли ни черта.
Я довольно безжалостно писал об этом фильме, потому что в отличие от «Бэтмена против Супермена», я не вижу, что здесь защищать, что спасать.
Здесь нет ни идеи, ни авторского видения, это детище продюсеров и студийных вмешательств, в котором не осталось ни одного живого слова. Именно поэтому из всех картин киновселенной именно «Лига» кажется мне наиболее тошнотворной (все-таки, наверное, не считая «Зеленого фонаря»).
Но это не значит, что обычный зритель не получит от нее удовольствия. Шутки и акцент на них пусть и убили серьезность, но они более-менее работают, смотрится фильм довольно легко, нигде особо жестоко не провисает, поэтому многие сказали, что это вполне терпимо. Если, конечно, у вас есть желание занижать планку и идти на просто «терпимо».
Многие хвалили фильм за «шаг в правильном направлении», и некоторые решения, которые явно скажутся на вселенной в дальнейшем, тут действительно можно назвать удачными. О них сложно говорить без спойлеров, поэтому мы коснемся их в «Неудобных вопросах». Пока же столь резкое изменение общего курса франшизы порвало сам фильм, который застрял между Снайдером и Уидоном, став в результате ничьим. Надеюсь, эта жертва не будет напрасной и новые фильмы действительно станут лучше от всех этих изменений, но пока мы в этом не убедились, киновселенная DC выглядит истерзанной и замученной до смерти.
И я не виню в этом ни Снайдера (он режиссер, а не сценарист, хороший материал он и снимает хорошо), ни Уидона (как исправить почти снятый фильм, полностью сменив ему тон и подачу?), а исключительно студию, которая изначально не нашла собственного Кевина Файги, или даже не пыталась, решив, что справится с ключевыми решениями самостоятельно.
«Лига» вызывает отвращение, потому что невозможно понять, как столь долгожданная экранизация в результате вылилась в столь никчемный скучный сценарий (это даже историей сложно назвать, фильм буквально ни о чем), оргию ужасной одноцветной графики и нераскрытых героев, выглядящих бледной тенью персонажей из комиксов или даже предыдущих фильмов вселенной.
Сравнение сцен из трейлеров и того, как менялись спецэффекты и цветокоррекция за год с лишним
Это не значит, что сольные «Бэтмен», «Аквамен» или «Бэтгел» Уидона обречены на провал — возможно, что-то в подходе студии все же сдвинется и они дадут режиссерам снять нечто цельное. Но пока киновселенная выглядит похороненной, причем закопанной куда глубже материнского куба или гроба Супермена.
Самое обидное, что сейчас удобное время для DC ударить по монополии Marvel, киновселенная Файги не потеряла хватку, но ушла в жесткий формализм и стагнацию, публика начинает уставать от однообразия.
Если бы DC смогла дожать свою пафосную драму, родить хоть один непротиворечивый трагичный сюжет, они составили достойную конкуренцию. Но вместо этого Warner Bros. решают тоже делать кино по схеме Marvel, которая мало того, что утомила публику, так еще и выполнена куда менее качественно и кропотливо. А вырывается вперед на этом поле внезапно Fox со своими безумными экспериментами в комедии и драме, «Дэдпулом» и «Логаном», что выглядит совершенно неожиданно. Кто бы мог предсказать подобное лет десять назад?
Источник