29 марта закончился первый сезон «Легиона», стартовавший 8 февраля, первого современного сериала во вселенной «Людей икс». Он посвящен сыну профессора Ксавьера, Дэвиду, страдающему расстройствами психики и являющемуся одним из самых могущественных мутантов. Из-за того, что в его сознании уживаются сотни разных личностей, каждая со своей суперспособностью, его и прозвали Легионом.
Несмотря на то, что Fox были первыми, кто сумел успешно перезагрузить жанр супергеройского кино своими «Людьми Икс» в 2000 году, доказавшими, что фильмы по комиксам могут приносить хорошие деньги, в сериалы по супергероям они пришли только сейчас, когда эта ниша уже переполнена телепроектами по комиксам Marvel и DC. И при этом Fox (а конкретнее – канал FX, их дочерняя компания), сумела выпустить нечто абсолютно непохожее ни на картонных «Агентов Щ.И.Т.», ни на мрачные сериалы Netflix, ни на слишком завязшие в условностях комиксов проекты канала The CW («Стрела», «Флэш», «Легенды завтрашнего дня»).
Противостояние Marvel и DC на киноэкранах приучило нас, что снимать можно в двух ключах – ярко, цветасто и с шуточками, либо мрачно, дождливо и на серьезных щах.
«Легион» из-за этого поначалу удивляет одним своим тоном – он очевидно серьезный и непростой, но при этом солнечный, цветастый, игривый. Одно можно сказать сразу – это смелый и любопытный проект, который стоит посмотреть всем, кто любит хорошие сериалы.
Интересно и то, что для сильно рассорившихся из-за прав на мутантов Marvel и Fox это первый совместный проект со времен «Людей Икс», там Marvel тоже выступали не только создателями персонажа, продавшими права, но и участвовали в процессе съемок. Надеюсь, дальше их сотрудничество будет крепнуть и на горизонте возникнет возможность кроссоверов. Например, экранизации комиксов «Мстителей против Людей Икс».
Дэвид Чарльз Хэллер, являющийся главным героем сериала, появился в комиксах «Людей Икс» в 1985 году. Он – сын профессора Ксавьера и Габриэль Хэллер. Дэн – мутант, известный как Легион, один из самых могущественных на планете, но он страдает множеством психических заболеваний, включая диссоциативное расстройство личности.
Почти каждая из его субличностей обладает своими суперспособностями. Но не все голоса в голове Легиона – его собственные, он способен впитывать сознания гибнущих рядом с ним людей, так в нем поселился убитый им террорист Джемаил, управляющий телепатией, ставший самым главным противником Дэвида в борьбе за контроль над общим телом.
В комиксах большую часть времени Дэвид не может держать весь этот зоопарк в узде, кто-то из субличностей захватывает контроль и начинается хаос.
Были времена, когда Легиону помогали прийти в себя с помощью высокотехнологичного браслета, магии или ментальных техник. После того как Дэн рассадил своих сожителей в подобие тюрьмы в собственной голове, убийство его отца, Чарльза Ксавьера, ввергло Хэллера в такой шок, что тюрьма разрушилась и субличности вырвались на свободу. Все пришлось начинать с начала.
Вот такого непростого персонажа Fox решили поставить в центр повествования своего дебютного супергеройского сериала.
Правда, Легион в сериале сильно отличается от комикс-прототипа (что, наверное, все же к лучшему). Он шизофреник и провел в психбольнице большую часть жизни, но диссоциативного расстройства у него нет. В этом плане недавний фильм «Сплит», посвященный маньяку с расстройством множественной личности ближе к оригинальному герою комикса. Учитывая, что играет маньяка Джеймс МакЭвой, исполняющий роль профессора Икс в фильмах, все это довольно забавно выглядит.
В «Легионе» мы встречаем Дэвида в психушке, в окружении еще более колоритных и откровенно двинутых персонажей, чем он сам. Сын Ксавьера явно нестабилен, с трудом отличает реальное от воображаемого и страдает нервным тиком.
Прогресса в лечении его шизофрении не наблюдается, пока в больнице не появляется нелюдимая Сидни, которая не терпит, когда к ней прикасаются.
Героиня Сид сильно напоминает Роуг из пресловутого первого фильма, Fox словно решили заземлять другого своего главного героя тем же способом, однажды уже сработавшим с Росомахой. Силы Сид тоже активируются, когда к ней прикасаются, и они тоже малоприятные, правда совсем в другом смысле. Эта особенность снова порождает довольно странные отношения между героями, лишенные секса, поцелуев и даже прикосновений. Даже когда они валяются вместе на больничной койке, Сид кладет между ними подушку, напоминая о разделяющей их границе.
Сериал имеет много сюжетных поворотов и несколько раз заигрывает с идеей того, что реально, а что существует лишь в воображении героев, поэтому сюжета я постараюсь касаться осторожно и в минимальном объеме. Просто скажу, что в психушке мы задержимся довольно надолго (дольше, чем Дэнни Рэнд в «Железном Кулаке»), и это одни из самых интересных частей сериала.
Чарльз Ксавьер в кадре так и не появляется, хотя мы видим намеки на него, смутные образы, инвалидную коляску, даже имя его не произносится вслух.
Но это точно тот самый мир, где существуют мутанты и Школа для одаренных подростков, хоть он и может существовать параллельно киновселенной. Создатели сериала хотят показать Ксавьера во втором сезоне (а ему недавно дали зелёный свет) и даже надеются заполучить МакЭвоя или Стюарта для этой цели, но это пока лишь планы.
Суперспособности мутантов, драки и перестрелки, сцены в астральном измерении и воображении Дэвида в сериале присутствуют в достаточном объеме. Визуальные эффекты, безусловно неидеальны – сказывается телевизионный бюджет, но на это не обращаешь внимания, так как замечаешь прежде всего то, как и для чего они используются.
Спецэффекты здесь не швыряются в лицо зрителю в виде взрывов или огромных роботов, они всегда используются для дополнения сцены, часто на заднем плане, без акцента на них. За их применением всегда стоит идея, которая делает диалог, атмосферную и эмоциональную сцену или раскрытие сюжетного поворота еще более действенным.
Графика тут не более чем инструмент и, если мы видим, как Дэвид своим телекинезом взрывает все шкафы на кухне или какой-нибудь мутант расшвыривает людей и многотонные машины едва заметным жестом, словно отмахивается от мухи – думаем мы в этот момент не «О, как круто», а продолжаем жить в сцене, в истории, не отвлекаясь на визуальные рюшечки – они нужны лишь для того, чтобы убедительнее и полнее рассказать эту историю, сделать ее ярче и необычнее.
Сценаристом, режиссером и продюсером сериала выступил Ной Хоули, ответственный за первый сезон «Фарго», в который я лично так и не смог влюбиться, и все же не могу не признать, что это уникальная и исключительно талантливая работа.
В «Легионе» Хоули доказывает, что супергеройский жанр не обязывает историю ни к чему – ни быть простой как бревно, ни изобиловать логическими дырами и насилием над законами физики, ни сводить все к использованным по сто раз шаблонам.
Ной осмелился написать шоу, распутывающее клубок мыслей, воспоминаний, страхов и иллюзий шизофреника, и делающее это изобретательно, вдумчиво и бескомпромиссно.
Сериал очень сюрреалистичен, мы видим происходящее глазами сумасшедшего, в нем смешиваются иллюзии, созданные им самим, навязанные другими и немного – реальный мир, проступающий за всеми этими безумными наваждениями. И это, как ни странно, абсолютно не мешает четко воспринимать происходящее, наоброт, сложно представить, как эту историю можно было бы рассказать емче и полнее.
Когда я начал смотреть первую серию, я был в восторге – настолько смело и необычно это выглядело, хотелось немедленно бежать и призывать всех смотреть сериал. Хоули умудрился выбросить все шаблоны и не показывать не только героя в костюме, но вообще героя дерущегося, героя, решающего сражаться с несправедливостью.
Мы просто смотрим на измученного душевными болезнями человека, который изо всех сил пытается выздороветь, разобраться, кто он, что реально, а что нет.
От комиксов тут осталось мало, но важно ли это, учитывая в каком удачном, интересном и новом направлении ушла история? Настолько глубоко прописанного и великолепно сыгранного главного героя у нас не было уже давно.
Признаю, потом «Легион» становится более привычным и впитывает в себя больше традиционных сюжетных ситуаций. Не потому что Хоули иссяк, сдался или испугался отторжения публики, а просто потому, что история приводит героя в такое место, более привычное для супергеройского жанра.
На что в «Легионе» все же придется ругаться, это на персонажей второго плана. Некоторые из них великолепны, они запоминаются и прекрасно дополняют историю, но есть и плоские персонажи, которым не хватило раскрытия, есть банальные по своей задумке.
Особенно меня расстроил персонаж Кэрри, женская половина, которую играет Эмбер Мидфандер.
Она по идее должна быть супер-крутым бойцом, но ее драки совсем не впечатляют, да и сыграть машину убийцу в образе хрупкой девушки у нее не вышло – вышла лишь хрупкая девушка. Ее мужская половина вышла гораздо интереснее.
Из всего второстепенного состава больше всего мне понравился муж Мелани, Оливер Берд, сыгранный харизматичным Джемейном Клементом, половиной комедийного дуэта «Полет Конкордов» из Новой Зеландии, который уже мог запомниться вам в новозеландском же комедийном шедевре «Реальные Упыри», режиссер которого сейчас снимает «Тор: Рагнарек».
По большей части причина не слишком ярких второстепенных героев ясна – шоу концентрируется на Дэвиде, мы внутри его головы, поэтому остальным достается меньше внимания.
Следует оговориться, что даже персонажи второго плана слабы лишь по меркам этого сериала и дадут сто очков вперед второстепенных героям других супергеройских проектов по мере убедительности и проработки.
Если вы не слышали комедийные песни Конкордов – не отказывайте себе в удовольствии
Это –моя любимая, очень тонко и самоиронично. Качество видео не ахти, но оно того стоит.
А вот кто получает не меньше внимания чем сам Легион, так это его противник, Король Теней. Столь потрясающего и оригинального по своей концепции злодея мы давно не видели, да и было их, помимо Киллгрейва из «Джессики Джонс» – по пальцам пересчитать.
Интересен даже не столько сам злодей, сколько характер его отношений с героем.
Столь запутанных и многослойных отношений между противниками в супергероике раньше сделать не удавалось, тут все не исчерпывается ненавистью, завистью, любовью или влечением, это два существа, сплетенные воедино в своей борьбе за жизнь. История их противостояния, которой и посвящен весь сериал, вышла очень красивой.
В какой-то момент в сериале (это не спойлер) Дэвид, чтобы во всем разобраться, создает в воображении абстрактную университетскую аудиторию и своего двойника, манифестирующую его логическое мышление.
Двойник этот говорит с идеальным британским акцентом – только в этот момент я догадался посмотреть биографию Дэна Стивенса, играющего Легиона (кстати, он же играет Чудовище/Принца в новом «Красавице и чудовище») и узнал, что он – британец. Настолько убедительного и естественного американского акцента от англичанина я еще не слышал. У Хью Лори получалось здорово, а вот Эдди Редмейн и Бенедикт Камбербэтч часто промахиваются или перебарщивают. В общем, Стивенс пополнил ряды англичан, играющих американских супергероев (Бэйл, Кавилл, Камбербэтч, новый паук Том Холланд и т.д.).
Но сцену я упомянул не только поэтому, в ней Дэвид, пытаясь понять, что происходит, воссоздает пошагово всю запутанную историю своего взросления и иллюстрирует это в виде рисованных мелом на доске мультфильмов. Это один из самых блестящих примеров введения экспозиции в кино или сериалах.
В произведениях часто приходится давать дополнительную информацию, которую невозможно показать визуально и разыграть как сцену, либо на это нет времени, либо сценаристы ленятся и поэтому пускают закадровый голос рассказчика или вообще пишут все на экране. Куски экспозиции обычно торчат как вибратор из ящика тумбочки, заставляют вздыхать и мечтать о том, чтобы создатели нашли другой, более творческий и увлекательный способ подачи информации вместо того, чтобы швырять ее нам в лоб одним куском. Создатели «Легиона» – нашли.
С одной стороны, они разжевывают зрителю, что произошло на самом деле, но мы эмоционально вовлечены в сцену, так как видим, как важно понять это самому Дэвиду, с каким трудом ему удается прояснить ситуацию и соединить все точки, осознаем, что на счету. Это однозначно стало самой запоминающимся моментом для меня, заставившим уважать сериал еще больше.
Итог
Многие комиксы, их экранизации и даже романы вроде «Стального сердца» пытались «деконструировать» жанр супергероики, но обычно это скатывалось к обсуждению социальной стороны вопроса – хорошо ли позволять отдельным личностям без общественного контроля вершить правосудие. Мы видели это в «Гражданской войне», в «Хранителях» и даже в «Суперсемейке», пока самым удачным произведением этого плана мне кажется комикс Irredeemable Марка Уэйда, фантазирующий на тему супермена, который сорвался с цепи и отбросил моральные принципы.
Я же давно мечтал о произведении, которое бы показало, что никакая суперсила, никакие деньги и власть, ничто на свете неспособно решить ВСЕХ проблем, проблемы просто меняются, выходят на новый уровень и ты видишь на своем пути к счастью новые преграды, но они никогда не исчезают совсем.
«Легион» показывает одного из сильнейших мутантов, потенциально обладающего телепатией, телекинезом, пирокинезом и всеми мыслимыми суперспособностями, умеющего даже стирать из реальности целые сущности – показывает абсолютно беззащитным, беспомощным, измученным и жаждущем простой жизни, но лишенного даже возможности коснуться любимой женщины.
Он погибает в плену иллюзий и собственного больного рассудка – таких историй мы еще не видели и, как выяснилось, они могут быть куда интереснее банальной истории превозмогания и победы над очередной алчущей власти мерзостью.
Я часто жалуюсь, что не вижу в конкретном фильме или сериале никакой авторской мысли, это просто набор сцен, собранных в нечто напоминающее историю, но историю ни о чем и ни за чем. Здесь мне было более чем достаточно авторской смелости и желания рассказать что-то, чего еще никто не слышал.
И Хоули не стесняется в выразительных средствах, не боясь отодвигать экшен на задний план, сосредотачиваться на рефлексии героя, вбрасывать абсолютно сюровые сцены болливудских танцев или черно-белого немого кино с диалогами на карточках. Эта смелость не может не впечатлять, но главное – эти приемы действительно позволяют глубже понять героев и провалиться в мир.
Я советую «Легион» всем, независимо от того, любите ли вы комиксы или терпеть их не можете. Этот сериал способен изменить ваше мнение, если это вообще возможно.
Источник