30 ноября на наши экраны вышла «Легенда о Коловрате», на первый взгляд — побратим «Викинга», но на самом деле «историческое кино» с совершенно иным подходом и результатом. Это русская версия Снайдеровских «300 спартанцев», комикс-фантазия на тему исторических событий, не претендующая на реализм, целящаяся прежде всего в иллюстрацию мифа. И даже худо-бедно справляющаяся со своими задачами.
За основу взята «Повесть о разорении Рязани Батыем», в которой рассказывалось об осаде ордой хана Батыя Рязани в 1237 году. Один воевода, простой десятник Рязанского князя, смог с небольшим войском нанести существенные потери армии Батыя (он же Бату, внук Чингисхана).
Исторические факты где-то поменяли, где-то предпочли менее популярную, но более подходящую фильму версию, остальное додумали.
Отряд Евпатия, к примеру, в реальности состоял из 1700 человек, которых в фильме урезали до 20, затем чуть увеличили — голов эдак до ста, не более. Массовка дорогая, да и подвиг не так эпичен, когда «горстка героев» сильно разрастается. Некоторые события в фильме, которые выглядят надуманными, как раз, наоборот, реальные — спойлерить желания нет, но после просмотра (ну, или вместо) советую прочитать нашу статью с пересказом реальных событий, как они изложены в той самой «Повести».
Картина называется «Легенда о Коловрате», а не «Коловрат» не просто чтобы звучать пафоснее, это намек на приоритеты фильма. Так же как «300» сделал Ксеркса геем-гигантом, пирующим в ожившей кунсткамере, «Легенда» гиперболизирует и округляет, не стесняется искажать факты, чтобы вместить их в ложе идеального богатырского мифа, даже не пытаясь притворяться аутентичным историческим фильмом.
В «300» виделось любопытное исследование процесса создания мифа. Армия Леонида в устах запальчивых рассказчиков сокращается до удобных трех сотен, Ксеркс, как и подобает злодею, обрастает сказочными атрибутами власти и богатства, превращается в колосса, при этом максимально чуждого, неприятного. Калека сквозь призму гиперболы выглядит как мультяшный горбун из Нотр-Дама, слоны становятся размером с гору, а логово злодея наполняется всеми пороками и больными фантазиями, которые вы способны вообразить.
Тонкость тут в том, что это не фильм решает (ну хорошо, изначальный комикс Миллера) зрелищности ради исказить факты, он лишь следует логике мифа, показывает то, как меняется реальность, превращаясь в легенду, переходя из уст в уста, обрастая новыми подробностями, обтесываясь по пути, совершенствуясь.
«Легенда о Коловрате» не изобретает ничего нового, она берет концепцию «300» и применяет ее к куску уже нашей истории. И мне кажется, именно копирование логики картины Снайдера куда важнее более очевидных параллелей типа ужасного гринскрина в обоих фильмах, попытки «Коловрата» сделать крутые слоу-мо сражения и даже акцент на построении воинов, смыкании щитов и работе в спарке. Ну и та мелочь, что оба фильма получились о противостоянии горстки воинов огромной армии.
«Коловрат» производит странное впечатление — с одной стороны это трэш, но трэш почему-то симпатичный, не отталкивающий. Вроде жутко вторично и несамостоятельно, но смотрится напряженно, не знаешь, что произойдет в следующий момент и это ощущается, наоборот, как нечто свежее. Ряд сцен явно затянуты, но при этом интересно, сценаристы постоянно переключают внимание, вбрасывают нечто новое, не позволяя заскучать.
С картинкой такая же мешанина — весь фильм снимали на гринскрине и палится этот хромакей временами откровеннее, чем в пересъемках «Лиги справедливости». Но и в «300» картинка временами была картонная до боли — тот же хромакей там был очень заметен, да и скала эта поролоновая, которую снимали с 13 разных ракурсов в роли 13 разных скал тоже надоедала.
С другой стороны, картинка «Коловрата» приятно удивляет — во-первых непривычной хайрезностью, такой детализации я не видел даже в недавних голливудских блокбастерах, там обычно все довольно мыльно. Во-вторых, прекрасной постановкой света, декорациями и костюмами, цветовым решениями, богатством деталей и фактурностью.
Наряды ордынцев кажутся фэнтазийно-вычурными (особенно хана и свиты), но красиво же, черт побери.
Мечи и броня дружинников выглядят как настоящая тяжелая сталь, а не блестящие алюминиевые погремушки (за это отдельное спасибо, я очень устал от этого, а пластмассовые ножи Локи в «Рагнареке» меня просто добили). Но при этом здесь есть и надувные бревна, которые абсолютно не ощущаются тяжелыми.
Костюмеры вроде поработали на славу, но суровой русской зимы не чувствуется — метель, все в снегу по хипстерские бороды, но без шапок и в довольно легкой одежде, никто особо не мерзнет, пара изо рта нет, пока он не требуется по сценарию. Вот снимать кино для русских и не потрудиться убедительно показать мороз — это, конечно, та еще недоработка. Ну весь же фильм из-за этого отторгается на подсознательном уровне, пытаешься смотреть, а в голове какой-то маленький бес постоянно талдычит: «Какого черта они не мерзнут?». Очень жаль, что не решились просто снять все на натуре, как-то же «Время первых» — там мороз был настоящий.
История находит целый набор неординарных решений, которые цепляют и заставляют болеть за героя. Вот таких умных, точечных попаданий я давно не припомню в российских блокбастерах — обычно в них все крайне банально и топорно.
Вот вроде фильм акцентирует внимание на детали или вводит какой-то элемент и думаешь — ну ведь ни к чему не привело, не обыграли потом, но потом вспоминаешь: а, нет, использовали, докрутили арку, причем не одну, а несколько параллельных. Хоть кто-то действительно слушал на курсах сценарного искусства.
Вот вам и свистульку не забыли, и грамоту добили в конце, и беспамятство ради красивой концовки использовали. Не гениально, но эффективно.
Из ордынцев и лично Батыя вышли интересные злодеи, которых даже немного проработали. Партизанские атаки Коловрата же получились самой увлекательной частью фильма. И дело не просто в исполнении, фильм удачно попадает в архитипичные сценарии и настроения, которые легко находят отклик в сознании зрителя. За Коловрата хочется болеть, его история увлекает, а это уже внушительное достижение создателей картины.
Недостатков и промахов у фильма предостаточно, но он то и дело находит какую-то мелочь, которая работает и подкупает ей, удерживая зрителя в истории, не давая разочароваться или обозлиться на фильм. Удачно сконструированный образ самого Коловрата — одна из таких деталей.
Евпатия не редко изображали классическим богатырем — двухметровая гора мышц, бородища и так далее, здесь же это среднего телосложения парень, который техничен и ловок в бою, но на первый взгляд впечатления великого воина не производит. Его главная черта — не сила и храбрость, а трогательность.
Когда ему было тринадцать, Евпатий героически полез спасать княжну и получил ранение в голову, что нарушило работу памяти — теперь он как герой «Помни» иногда просыпается утром, забывая все, что произошло с момента ранения, думая, что ему все еще 13 лет.
Эта надуманная история, которая не имеет никакого отношения к реальному Коловрату, как ни странно фокусирует персонажа, подсказывает нам, как его воспринимать, диктует другие образы. Он и ребенок, и калека, и Халк, который, проснувшись, впадает в замешательство и ярость, бросается на друзей, как один из героев «Лиги справедливости». Из-за того же недуга Евпатий боится спать — он пытается не забыть важные сведения об орде, сохранить в памяти лица жены и детей. Особого времени на раскрытие этой личной трагедии в эпике нет, но изредка она выдает нам по крупице драматизма и мотивации протагониста.
Итог
Фильм получился далеким от идеала, там есть и логические дыры, и чудесные спасения, и множество нелепостей, но при этом картина не отталкивающая, а даже харизматичная, подкупающая своими находками и поворотами. Это однозначно лучше (приятнее, интереснее) «Викинга» и «Волкодава» («Защитников», «Притяжения», «Матильды»), но, конечно, не так качественно и самобытно, как «Хардкор» или «Время первых». Это любопытный эксперимент на тему «а что мы можем сделать на поле хромакей-боевиков за 6 миллионов долларов», который находит, чем приятно удивить, хоть и получается все же больше комом.
В отличие от «Викинга» тут есть приятный главный герой, который никого не насилует и не жрет наркоту, а противопоставление грязных нехристей-ордынцев и светлых христиан выходит не слишком назойливым.
В отличие от «Защитников» боевой медведь здесь гораздо лучше нарисован, хотя чересчур резкая анимация выдает в нем компьютерную модель в большинстве сцен.
«Легенда о Коловрате» даже получилась бы уместным аналогом «300» если бы не одно «но». Фильм Снайдера много где перегибал палку, но его спасали лучшие боевые сцены в истории кино — настолько красиво и изобретательно битвы еще не снимали. Там была видна тщательная проработка хореографии боя, выбор ракурса, с которого видно каждое движение, и музыкальный подход к ускорению и замедлению времени, передающий бешеную динамику боя зрителю.
В «Коловрате» боевые сцены пытаются соответствовать этому подходу, но по большей части не справляются. Они не отвратительные, но видно, что взять планку так и не получилось — хореография не слишком впечатляет, снято все это не с лучших ракурсов, а монтаж явно пытается загладить некие огрехи, часто сбивая с толку. Экшен производит впечатление, что вот-вот будет совсем круто, но это «круто» так и не наступает. Коловрат довольно технично машет своими двумя мечами, но какого-то фехтовального оргазма поймать так и не получается.
Если вы не собирались идти на это в кино — вряд ли есть серьезные причины все же туда бежать, если вам было любопытно, и вы подумывали сходить — скорее всего, вам понравится больше, чем можно было предположить. Картинка правда красивая (хоть очевидный гринскрин и сильно ее портит), на нее имеет смысл смотреть на большом экране, но сильно сомневающиеся вполне могут подождать и посмотреть фильм дома.
Источник