К этой франшизе я отношусь с особой нежностью, отчасти потому, что изначально долгое время заочно ее презирал. Первый фильм по трейлерам показался мне ужасно шаблонным и инфантильным, так что я долго не давал ему даже шанса исправить это впечатление — пока меня не утомили бесконечные похвалы в адрес картины изо всех утюгов, и я не полез проверять, не свихнулись ли все окончательно.
Не свихнулись. Первая картина — действительно настоящий шедевр, пример высшего пилотажа в плане проработки персонажей, мира и его законов, в плане ритма повествования, качества графики, напряженности и серьезности экшена.
То, сколько эмоций удалось передать аниматорам без единого слова в сценах знакомства Иккинга и Беззубика, поражает и по сей день.
Сиквел вышел немного другим, не таким цельным, но более масштабным и драматичным. На поверхности это вполне понятный и предсказуемый мультфильм, но если вглядываться в выражения лиц героев, задаваться сложными вопросами вместе с ними, выходила куда более интересная и непростая картина о бремени мессии, трагических последствиях слепой веры в людей и верности идеалам как таковым до такой степени, что они заслоняют людей, ради защиты которых и создавались изначально. Впрочем, мысли о первых двух картинах я более чем подробно изложил в рецензии на сиквел, теперь пора посмотреть на заключительную часть.
К сожалению, смотреть особо не на что. Если насчет второго фильма мнения зрителей разошлись — кому понравилось, кому не очень — то третью часть вряд ли кто-то всерьез будет пытаться ставить вровень со второй или тем более с первой.
Создатели, похоже, признали полное идейное банкротство. Они придумали самку Ночной Фурии, представили, сколько кавая можно будет выжать из сцен их свиданий с Беззубиком, и на этом успокоились — остальное как-нибудь приложится. И оно приложилось. Типа того. Но состояло сплошь из повторений идей первых двух частей, которые отчасти сами друг друга повторяли.
Мы опять раздвигаем мир и находим новые земли. Летаем, рисуем карту. Опять находим «секретное логово драконов» — как в первом фильме и как во втором. Опять сталкиваемся с жутким и бессердечным охотником на драконов, умеющим подчинять драконов своей воле, а также с целой армией ловцов. Иккинг опять борется с инертным менталитетом своего народа и мучается тяжелым выбором, связанным с безопасностью драконов и его собственного племени.
Именно вся эта вторичность и топит картину — мы все это уже видели, поэтому по-настоящему увлечься «новой, но не то чтобы новой» главой истории не выходит. Графика франшизы и так была на запредельном уровне, а тут она выходит еще на какой-то невероятный виток — текстура кожи драконов, доспехов персонажей, природа и дизайн «тайного мира» выкручивают зрелищность на одиннадцать. Техники однозначно стараться не перестали. Но без достойного сюжета вся эта красота пропадает почти даром. Если сценарий не дает тебе сцену, заряженную эмоциями под завязку, сколько ни рисуй пикселей, ветер в ушах от полетов на экране свистеть не начинает. А ведь раньше свистел еще как.
Злодеем первого фильма был огромный дракон-вожак, второго — человек и его огромный дракон-вожак, третьего — просто человек (с парой небольших драконов-скорпионов), все варианты перебрали.
Но новый злодей, Гриммель, мало того, что не особо отличается от Драго, так еще и выглядит менее впечатляюще в сравнении. В попытке сделать его дизайн и личность поярче и подальше от Драго создатели оступились и свалились в двойную вторичность, потому что его явно срисовали с Аида Джеймса Вудса из «Геркулеса», одного из самых запоминающихся злодеев Disney. Но в полуворованный образ не осмелились вдохнуть столько же безумия и харизмы, и поэтому Гриммель выходит просто блеклым — не грозным, не коварным, никаким. А вслед за ним рушится и вся та драма, что строилась на образе этого злодея.
Во второй картине Драго был номинальным антагонистом, а главным, идейным, куда более серьезным была мама Иккинга. Не столько она сама, сколько то, что она олицетворяла собой. Другую крайность. Заботу Иккинга о драконах, возведенную в абсолют, приведшую к тому, что мать решилась оставить собственное дитя, свой народ.
Раньше Иккинг сталкивался лишь с ксенофобией, жестокосердием и озлобленностью людей, которые не желали понимать драконов и искать с ними мирного сосуществования, здесь же он словно смотрит в зеркало и проходит сквозь него. Мама берет его же собственное стремление научить людей ценить драконов и, как удар в айкидо, пропускает его вперед, позволяет инерции увлечь Иккинга слишком далеко — за грань здравого смысла. И он отшатывается. Только увидев крайности, до которых может довести его любовь к драконам, он осознает, как легко заиграться, начинает лучше понимать тех, с кем спорил, начиная со своего отца. Но уже поздно. Принятые Иккингом и его матерью решения в итоге приводят к смерти Стоика. Им остается лишь жить с этим выбором и его последствиями.
Так как же триквел разбирается со столь сложным моральным ландшафтом? Как сложатся отношения Иккинга с его новообретенной матерью?.. Да нормально все у них, не парятся, живут дальше, драконов освобождают вместе. Учитесь, ребята, как надо схлопывать многомерных персонажей в карикатуру из-за лени или непонимания, что с ними делать дальше.
Нет, какая-то идейная прослойка у фильма все же есть. Наши герои продолжают играть в Мстителей на драконах, в супергеройской манере нападая на ловцов и освобождая зверушек, но Иккинг осознает, что долго так продолжаться не может. Ловцы вычислят их и, как бандиты, уставшие от харассмента Бетмэна, отыщут своего Джокера, чтобы покончить с героем — это и происходит. Иккинг пытается предотвратить беду, понимая, что для этого его племени снова придется кардинально поменять уклад жизни и отказаться от много, что они считали незыблемым, святым, неприкосновенным. Идея сама по себе достойная конца трилогии, более чем, но раскрыть ее полноценно не получилось.
Если фильм вспомнил бы о былой смелости франшизы, выкинул к чертовой матери все убогие кривляния близнецов, криповатые подкаты Сморкалы к Валке, стерильные и бесплодные диалоги Астрид и Иккинга, а на освободившееся место прописал бы сцены жарких споров племени о дальнейшем плане, пугающие нападения ловцов на Олух, постоянную пропажу драконов (их воруют с острова быстрее, чем команда Иккинга освобождает новых), мучения вождя, зажатого между молотом и наковальней…
Урок был бы в том, что можно победить одного дракона, пусть даже огромного, или выйти против одного охотника и одержать победу. Можно переубедить целое племя отказаться от предрассудков, копившихся веками, но пойти против целого мира и победить — невозможно. Иккинг снова оказался бы перед тяжелейшим выбором, но на этот раз перед его глазами стоял бы призрак отца — цена его прошлого «смелого и доблестного решения». А рядом была бы мама, которая с одной стороны — помощь и поддержка, с другой — живое напоминание о том, в какие жуткие дебри может завести любовь ко всему живому.
А злодей, какой-то определенный, очерченный, выделенный из толпы, оказался бы просто не нужен. Ведь он бы снова создавал иллюзию, что можно избавиться вот от одного этого человека и все проблемы решатся, но это не так. Мы сражались бы просто с серой массой остальных племен, чья жизнь до сих пор строилась на эксплуатации драконов. Безликой, бесконечной массой, которую не перебить, не переубедить и не отпугнуть.
К сожалению, такого фильма мы уже не увидим.
Итог
Завершение истории вышло слабым. Оно почти целиком состоит из вторичных элементов, которые мы уже проходили в прошлых фильмах, теряет отличительное для франшизы внимание к деталям и проработке мира (особенности драконов, их слабости, классификация, принципы работы изобретений Иккинга и прочие мелочи, доставлявшие нердгазмы), проседает по драматизму и глубине истории, берется за интересную идею, но не дает ей полностью раскрыться, предпочитая вместо этого поливать зал неудачными гэгами и милыми, но простенькими зарисовками на тему ухаживаний Беззубика за своей самкой. Богатые наработки второй картины в плане отношений Иккинга и Валки триквел спускает в трубу вместо того, чтобы выжать из них весь сок.
Это все еще неплохой фильм, который нескучно смотреть — одна картинка стоит цены билета, да и сама лента не скучная, не глупая, не бестолковая. Просто от этой франшизы мы ждали очередного прорыва, неожиданных, трагичных и страшных моментов, от которых замирает сердце. Создатели же зачем-то решили сделать максимально безопасный мультик больше в духе каких-нибудь «Монстров на каникулах», чем того же Pixar.
Под конец они, словно спохватившись, решают напомнить публике, за что те любят этот мир, и вышибают слезу очередным ударом по ностальгии, повторяя ключевой кадр оригинала. Но потом, видимо, отчаявшись окончательно, они не придумывают ничего лучше, чем повторить его еще раз. И еще раз. Для верности. Чтобы точно всех пробило. Выглядит это уже не трогательно, а жалко и беспомощно.
Стоит сказать, что эпилог, служащий эдаким послесловием, завершающим именно трилогию, а не чисто третью картину, сделан достойно. Он хорошо подытоживает сагу и приводит героев в место, где их не обидно оставить. Жалко только, что сама третья часть до этого эпилога не вызывала столь же ярких эмоций.
Источник