Когда тебе 12 лет, мир видится в особых красках. Ты уже прекрасно понимаешь, что вовсе не Дед Мороз приносит тебе подарки, но согласен рвануть с друзьями тайком от родителей на пустырь в поисках клада. Даже детские игры становятся масштабнее, продуманнее, обрастают своим лором и сюжетом, словно предчувствуя свое скорое исчезновение. Можно выслеживать инопланетян, притворяться секретным агентом или основать свое маленькое государства. Девочка Барбара, например, выслеживала и убивала великанов. Но суть у подобных действий всегда одна — хотя бы ненадолго отсрочить приближающееся отрочество.
Первоисточником для фильма послужил одноименный комикс, сценаристом которого выступил Джо Келли, а художником — Х. М. Кэн Ниимура. Он получил несколько наград и вышел в список десяти величайших графических романов для подростков по версии Young Adult Library Services Association. Поставил экранизацию датский режиссер Андерс Вальтер, который до этого отметился всего парой короткометражек, но его 9 meter даже вошла в шорт-лист «Оскара». Впрочем, темы, раскрываемые в его работах, достаточно схожи с идеями Келии, так что выбор режиссера не вызывает удивления. А спродюсировал фильм Крис Коламбус, работавший над первыми двумя частями «Гарри Поттера», о чем не ленятся упомянуть на постере «Я убиваю великанов».
Сюжет повествует о 12-летней девочке Барбаре Торсон, у которой сильно развита фантазия, но нет друзей. Впрочем, она не сильно переживает по этому поводу, ведь когда она не играет сама с собой в Dungeons & Dragons, то выслеживает и убивает опасных гигантов, которых видит только она, при помощи огромного волшебного молота Ковелески. С людьми общается не очень дружелюбно, но все равно с ней заводит знакомство приезжая девочка София, а школьный психолог миссис Молли пытается помочь ей разобраться в себе.
С первых же минут кино мы погружаемся в странные ритуалы Барбары по исследованию повадок великанов. Она готовит странные «зелья», в которых ключевой компонент — мармеладный мишка, расставляет самодельные ловушки и чертит руны. Все это и правда похоже на игру, которая слишком сильно разрослась и вышла из-под контроля.
И поначалу кажется, что это просто ее способ убежать от проблем, крайнее проявление эскапизма. В семье у Барбары проблемы, брат Дэвид только и делает, что сидит за видеоиграми, а старшая сестра Карен разрывается между домашними хлопотами, работой и хоть какими-то попытками наладить атмосферу. В школе даже учителя считают юную особу странной, а местная задира Тейлор постоянно к ней цепляется. Не удивительно, что девочка убегает в выдуманный мир, в котором она — настоящая героиня.
Только чем дольше идет фильм, тем сильнее осознаешь, что для Барбары великаны — это не простое развлечение или побег от реальности. Она на самом деле верит в их существование и в свою высокую миссию, ради которой готова терпеть все лишения.
Потому при просмотре ее вовсе не хочется жалеть, ведь она прекрасно справляется сама по себе. Для убийцы великанов не проблема дерзить в лицо хулиганам, преподавателям и даже директору, само ее поведение весьма высокомерно, но обаятельно.
За достойное изображение столь необычного персонажа на больших экранах стоит благодарить Мэдисон Вулф, которую мы могли видеть в «Заклятии 2» и «Настоящем детективе». Она с уверенностью перевоплотилась в Барбару со всеми ее странными повадками, непонятными фразами, дерзостью и смелостью, граничащими с безумием.
А вот про других актеров и их роли особо сказать и нечего. Внимания заслуживает разве что миссис Молли, сыгранная Зои Салданой (Гамора из «Стражей Галактики»), но и она скорее выступает связующим мостиком между зрителем и вычурным внутренним миром Барбары. Остальные персонажи видятся скорее сценарными инструментами, архетипами для влияния на главную героиню и продвижения истории.
Только вот о чем же она, эта история? Если вы рассчитывали на экшеновое городское фэнтези, за которое фильм так отчаянно пытается выдать трейлер, то будете разочарованы. Почти все сражения с великанами вошли в рекламный ролик, а на деле мы получили сюжет и болезненном нежелании признавать, что детство подходит к концу.
Конечно же, не трудно догадаться, что все великаны с их продуманной мифологией и классификацией — просто фикция, попытка не обращать внимания на нечто еще более ужасающее.
Только вот Барбара, в отличие от героев других подобных фильмов, в которых иллюзия вторгается в реальность, даже и не собирается признавать, что ее вымысел вышел из-под контроля. До нее невозможно достучаться даже в критические моменты, она согласна убежать из дома, лишиться только что заведенной подруги и остаться изгоем до конца жизни, лишь бы выполнить свою миссию.
Потому что 12 лет — это время высокой веры в свои убеждения и максимализма, возведенного в абсолют. Время, когда ты уже не слишком доверяешь взрослым, которые могут платить налоги и зарабатывать деньги, но совершенно не способны понять нечто действительно важное. Непродолжительный, но важный эпизод в жизни каждого, когда фантазии и вера в запредельное проходят проверку на прочность, зачастую ломаясь и исчезая навсегда.
Последствия 12-летия могут быть самые разные, но в итоге они оставляют след на человеке, формируя его характер. Эта идея раскрывается в персонажах фильма. У нас есть задира Тейлор, которая отреклась от чудес и обозлилась на все, есть юная София, прикасающаяся к бедам этого мира через Барбару, есть Карэн, которая вовсе не плохой человек, просто из-за тотальной загруженности у нее нет времени подумать о чем-то хорошем, и есть миссис Молли, жаждущая понять мотивы и стремления Барбары, но неспособная это сделать в силу других жизненных обстоятельств.
И есть главная героиня, сражающаяся с великанами. В том или ином смысле.
Кстати, о великанах. Они встречаются за весь фильм раза три и выглядят достаточно несерьезно, почти карикатурно. Не зря ближе к концу прозвучал вопрос: а зачем вообще нужно их убивать? Сражения с ними из-за использования ловушек напоминают «Один дома», только менее изобретательный. А вот предвестники появления великанов получились гротескными и жуткими, напоминают смесь дементоров из «Гарри Поттера» и чего-то инфернального, а взывают они ко внутренним сомнениям.
А еще «Я убиваю великанов» — это красивый фильм. Вовсе не из-за спецэффектов или каких-то интересных режиссерских приемов, с ними тут все довольно просто. Зато сами пейзажи небольшого прибрежного городка с его густыми хвойными лесами, заброшенными железнодорожными путями и величественным морем цепляют взгляд. Только вот фильм почему-то не очень часто демонстрирует свои красоты.
На славу постарались и дизайнеры с художниками, которые занимались местной бутафорией. Все заметки Барбары, ее ловушки и инструменты одновременно похожи и на детские игрушки, и на некие приспособления настоящих индейцев. А заячьи ушки на голове героини пускай и не несут никакого смысла, но становятся незаменимой деталью ее образа.
Если вы уже читали оригинальный графический роман, то в фильме увидите более сжатую его версию, лишенную некоторых деталей (например, летающих вокруг Барбары фей), но сконцентрированную на одной сюжетной линии. Образы персонажей тоже претерпели некоторые изменения. К примеру, Барбара в фильме получилась менее дерзкой и грубой. А вот после фильма комикс желательно все-таки прочитать, чтобы дополнить рассказанную историю мелкими, но важными деталями.
Ведь без них фильм становится слишком прямолинейным, и это главная претензия. Да, в Барбаре и ее проблемах легко увидеть себя, но помимо этого истории больше предложить особо и нечего. В фильме нет какого-то необычного взгляда на происходящее, острой проблемы или интересных выводов. «Я убиваю великанов» взывает к 12-летнему ребенку внутри взрослого зрителя, только вот если этот 12-летний давно ушел под давлением обстоятельств, то и фильм покажется обычной «слезливой» драмой, но не более.
На этом фоне «Голос монстра», «Там, где живут чудовища» и даже «Мост в Терабитию» выглядят более прорывными и новаторскими. С другой стороны, история Барбары Торсон явно произведет большое впечатление на ваших детей или младших братьев-сестер, у которых эмоциональное отождествление с героиней будет максимальным.
«Я убиваю великанов» — фильм далеко не выдающийся, он просто раскрывает тему, которая в той или иной мере была близка каждому из нас. Но картина делает это красиво, эмоционально и с ощутимой тоской по времени, утерянному безвозвратно.
С этим кино можно случайно столкнуться, не принять его, пожать плечами и забыть на следующий день. Но лучше пропустить его через себя, сквозь свои «взрослые» проблемы и «детские» страхи, и тогда оно наверняка заденет что-то внутри.
Итог
Когда тебе 12 лет, мир видится в особых красках. Возможно, в это время тебя в первый раз предадут (или ты предашь кого-то сам), твоя первая, весьма наивная любовь не приведет ни к чему, а мечты о покорении космоса или археологии начнут понемногу испаряться. И жгучая боль внутри почему-то в таком возрасте ощущается особенно сильно. Только вот именно она станет залогом успешного личностного взросления.
И именно об этом рассказывает «Я убиваю великанов» — достаточно прямолинейно, но по-своему трогательно. Это полноценный режиссерский дебют Вальтера, который прекрасно адаптировал историю из комикса, но в рамках чужой вселенной ему все-таки тесно. Не ищите в кино глубины, продуманной фэнтезийной вселенной или эпических сражений. Зато в Барбаре Торсон, самоуверенной на первый взгляд и полной сомнений на самом деле, можно ненароком увидеть себя.
Потому восприятие фильма зависит от того, сможешь ли ты достучаться до своего внутреннего ребенка. Если нет, то ничего, кроме скуки, «Я убиваю великанов» вызвать не сможет. Но если же детские фантазии тебе не чужды, то кино станет отличным напоминанием, что в душе еще жива вера в нечто волшебное, которую не сломить никакой ежедневной суете.
Ведь только при помощи этой веры можно победить своих «великанов», которых стало настолько много, что не счесть. И которые настолько близко, что некоторые из них — это мы сами.
Источник