8 марта в российских кинотеатрах состоялась премьера фильма «Излом времени» — экранизации романа «Трещина во времени» американской писательницы Мадлен ЛʼЭнгл. Это фантастическая сказка о параллельных мирах, магии и науке. Рассказываем, почему у Walt Disney получилось проходное кино, на котором заскучают даже маленькие дети.
Я всегда любил диснеевские экранизации сказок. «Малефисента» (2014), «Золушка» (2015), «Красавица и чудовище» (2017) — даже несмотря слабую реализацию, я все равно получил удовольствие от просмотра этих фильмов. Основная причина — волшебная атмосфера наряду с красивыми замками, роскошными костюмами и выразительными персонажами.
«Излом времени» — это попытка осовременить классическую сказку о добре и зле путем скрещивания магии с наукой. И попытка крайне неудачная.
В главной роли представлена Мэг (Сторм Рейд) — типичный закомплексованный подросток с социальными проблемами. Четыре года назад, в ходе научного эксперимента, исчез ее отец Алекс (Крис Пайн) — ученый, открывший новый способ перемещения между мирами. Вскоре Мэг решает его отыскать и вместе со своим сводным братом и одноклассником отправляется в другое измерение. Перед этим дети также знакомятся с тремя миссис (волшебницами): Тоесть (Опра Уинфри), Чтотут (Риз Уизерспун) и Кто (Минди Калинг), которые просят героев защитить мир от надвигающейся Тьмы.
Если завязка фильма показалась вам слишком детской, то все так и есть — «Излом времени» рассчитан на совсем юную аудиторию. Несмотря на многомиллионный бюджет (кстати, Ава ДюВерней стала первой этнической женщиной-режиссером, которой доверили съемки с таким большим бюджетом), новый проект Дисней походит на выступление с утренника: он яркий, но ничего нового и интересного там нет.
Первую половину фильма нас знакомят с главными героями, а также мельком рассказывают о научном открытии Алекса. Причем «Излом» не дает зрителю практически никакой предыстории: вот была благополучная семья, вот прошло четыре года — отец таинственно исчез, а Мэг теперь ненавидит вся школа. За что и почему — не говорится. Понятно, что таким образом авторы хотели показать отчужденность героини, но поначалу ее персонаж выглядит блеклым и совершенно непрописанным.
Девочка лишилась отца, у нее нет друзей и ее не любят учителя и одноклассники. Почему? Да неважно. Просто жалейте ее и все.
Далее начинается фантастика: на задний двор вдруг прилетают три разукрашенные волшебницы, которые завлекают главных героев в другой мир…
Когда я впервые увидел трейлер фильма, он меня впечатлил. Точнее, впечатлял до тех пор, пока на экране не появились Уинфри с Уизерспун в блестках и вырвиглазных нарядах. На сеансе произошло тоже самое. До знакомства с миссис Тоесть, Чтотут и Кто у меня еще были надежды на интересную развязку. После я окончательно осознал, что ничего хорошего из фильма не выйдет.
Дело в том, что «Излом времени» сам не до конца понимает, чем именно он хочет стать.
Сначала лента манит научным подтекстом, однако никакой науки там нет — лишь пара физических терминов, которыми главная героиня пытается блеснуть перед глуповатым напарником. Открытие отца также не представляет интереса, так как весь процесс тессеризации (так называется мгновенный скачок из одного мира — в другой) объясняется лаконичным:
Нечто, что выходит за рамки привычного представления о мире.
Весьма по-научному.
Если рассматривать «Излом» как фэнтези, то и тут фильму похвастаться нечем. Нам показывают несколько альтернативных миров, но все путешествие — не более чем обзорная экскурсия с тонной CGI. Пытаясь отыскать отца, дети тессируют на одну планету, получают подсказку от местного растения/мудреца, после чего резко перескакивают на другую, так и не давая зрителю вдоволь полюбоваться пейзажами. Никаких магических существ (разве что кратковременная метаморфоза одной из миссис в полудракона и кучка говорящих цветов), лора или предыстории здесь тоже нет — только пресловутые Свет и Тьма, где вторые побеждают, а первые нуждаются в новых героях.
Важен и социальный аспект: «Излом времени» пытается учить нравственности, но даже в этом особо не преуспевает. Мэг страдает от школьного буллинга и самобичевания, на ее одноклассника постоянно срывается отец, а всему виной — та самая Тьма, что пудрит мозги всему человечеству. В общем, одолей ее — и мир сразу станет добрее. А бонусом мы вернем тебе потерянного отца.
Единственное, чем может привлечь фильм — это картинка. 103 млн. долларов не пропали зря — весь бюджет пустили на спецэффекты, которые действительно выглядят красиво.
Проблема лишь в том, что в «Изломе» напрочь отсутствует баланс. Например, когда главные герои попали в первый мир, они оказались на пустой поляне с парой цветов и рек. Затем миссис Чтотут превращается в подобие дракона, и зрителю показывают 5-минутную сцену с детально-прорисованной моделью существа и плавной анимацией полета. А после нас перемещают на другую планету, где показывают обычный лес и ничем не примечательные декорации.
Складывается впечатление, будто все 100 млн. потратили на одного дракона, когда на другие 3 снимали оставшуюся часть фильма.
Итог
«Излом времени» — это дорогое кино, которое не сумело обуздать собственный бюджет. Фильм бросается интересными идеями, но конкретно проседает в их реализации — он нелогичен, а все проблемы пытается оправдывать мнимой «детскостью». Только пора бы уже признать, что детского кино не существует — есть только моральные сказки, поданные в более доступной для детей форме, но все также актуальные и для взрослых.
А «Излом времени» не актуален ни для кого — это просто дешевая поделка, покрытая отвлекающей внимание мишурой.
Источник