Рецензия на «Иностранца» с Джеки Чаном

Рецензия на «Иностранца» с Джеки Чаном

30 ноября в наших кинотеатрах вышел «Иностранец» — триллер о расследовании терактов группы ирландских экстремистов в Лондоне. Оригинальный роман Стивена Лизера вышел в 1992 году, он назывался «Китаец», но видимо это название для фильма не подошло — в 2017 оно могло показаться слишком расистским.

Трейлер «Иностранца» вызывал неподдельный интерес, Джеки Чан давно не снимался ни в чем ярком, и тут вдруг реалистичный триллер с жесткими экшен-сценами. Джеки за всю карьеру ни разу не играл злодеев — из принципа не хотел размывать свой экранный образ, а здесь он как минимум антигерой вроде Карателя, который не стесняется стрелять, убивать и пытать, устраивать взрывы. Помимо этого, персонаж глубоко трагичный, что дало шанс Чану показать свой актерский талант — и это у него получилось великолепно. Вроде ничего сложного — он играет человека, потерявшего всю семью, молчаливого и кроткого на вид, смотрит в одну точку. Но глаза актера в этот раз настолько правдоподобно потухшие, мертвые, что боль своего персонажа Джеки эффективно передает одним этим взглядом.

История главного героя в романе даже в чем-то перекликается с жизнью самого Чана. Он бежит с семьей в Гонконг — прямо как родители Джеки, которые затем перебрались в Австралию, герой романа же отправляется с женой в Лондон.

В фильме это зачем-то поменяли, поэтому там Нгок Мин Кван (в романе его звали Нгуен Нгок Мин) бежит уже из Вьетнама в Сингапур. В обеих версиях пираты перехватывают их по пути, насилуют и убивают двух его дочерей, самого Нгока Мина с женой выбрасывают за борт, те спасаются и позже у них рождается дочь Фэн. Жена умирает при родах, Нгок воспитывает дочь один, пока однажды она не заходит в магазин, который выбрали своей целью ирландские террористы. Взрыв бомбы убивает ее и еще несколько гражданских — на глазах у отца.

Кван решает использовать свои навыки, полученные в ходе войны во Вьетнаме (в которой он успел повоевать за обе стороны, как сказано в романе), чтобы найти террористов и отомстить за свою дочь.

О том, что Лондон мы видим в каждом втором фильме 2017 я уже писал в «кинотрендах года»

Картина является совместным проектом Великобритании и Китая, там фильм уже вышел и, несмотря на смешанные отзывы, собрал по миру 137 миллионов долларов, на 40 миллионов больше чем «Атомная блондинка», на 40 меньше, чем «Джон Уик 2» — его самые близкие соратники по жанру (напомню, что оба этих фильма — дети первого «Джона Уика», один из режиссеров которого остался снимать сиквел, а второй стал постановщиком «Блондинки»).

На мой взгляд, «Иностранец» уступает им обоим. Экшен в нем реалистичный, но не слишком зрелищный. Чан в свои 63 года очевидно все еще может надрать зад кому угодно, но ярких продолжительных боевых сцен, как в его ранних фильмах, здесь не ждите. «Блондинка» вышла куда более яркой, фактурной, дерзкой и оставила сильное впечатление из-за своей синематографии и постановки драк, которое не проходит даже к концу года. Здесь съемка крайне черствая и бледная, запоминающихся кадров нет. «Джон Уик» же обгоняет «Иностранца» по количеству экшен-сцен, из которых состоит почти полностью, в картине с Чаном экшена довольно мало и воспринимать ее как боевик или «фильм с драками» не выходит. Это больше расследование теракта, заговора внутри IRA, но и как детектив фильм работает не слишком эффективно, загадка не очень интересная.

Преимущество «Джона Уика» не просто количественное, это вопрос акцентов и приоритетов. Фильм Киану не пытается отвлекаться на то, в чем он ничего не смыслит, выдвигает вперед свои сильные стороны, каждая сцена что-то дает зрителю, двигает сюжет вперед, работает в задуманном ключе.

«Иностранец» же постепенно становится все более скучным, погрязает в менее интересных аспектах истории и постепенно обесценивает свои сильные стороны — попросту размывая их, сводя на нет их эффект.

Главные достоинства фильма — это игра Джеки Чана, нетипичная для него роль, которая требует как высокого уровня актерской игры, так и умения показать неоднозначного персонажа. Ведь Мин Кван — никакой не герой боевиков, не хороший парень, он не просто переступает границы — он калечит невинных людей, создает опасность для гражданских, убивает, не моргнув глазом. И все это — ради мести, он не пытается предотвратить очередной теракт, это просто побочный эффект от его крестового похода. Это не плохо, морально неоднозначный персонаж не дает истории стать плоской, плохо то, что это никак не используется.

Главный минус «Иностранца» в том, что он концентрируется не на том — не на самом иностранце, к сожалению. Я не знаю, как акценты были расставлены в романе, но режиссер и сценарист фильма решили уделить большую часть времени другим действующим лицам — мы видим замминистра Хеннеси, пытающегося найти отступников в своих рядах, видим самих террористов, видим ведущего расследование терактов коммандера Бромли, видим журналиста, пишущего о взрывах. И все их линии намного менее интересны, чем Нгок Мин Кван и его миссия.

Это довольно стандартный шпионский триллер, реалистично-скучный, который сам по себе не мог заинтересовать большую аудиторию, поэтому, предполагаю, автор изначально и ввел в сюжет сорвавшегося от горя китайца.

Или вьетнамца, Нгуен вообще дико распространенное вьетнамское имя, там полстраны Нгуены. Может, в этом и была шутка названия — все в Англии зовут его китайцем, а он вьетнамец. В конце концов, Нгуен — это искаженное китайское Юань, поэтому такой вариант вполне возможен.

Но фильм структурирован так, что искусственность этого элемента становится очевидной, если из каши достать топор — ничего не изменится. Вся история с терактами и разоблачением прошла и закончилась бы примерно так же, если бы Мин Кван остался бы в стороне. Это не слишком обнадеживающий симптом — когда главный герой никак не меняет сюжет, не двигает его, а болтается на фоне.

Сам Мин Кван тоже разгоняется очень долго, первую треть фильма он скорбит, затем пытается дать взятку ведущему расследование Бромли, чтобы тот выдал ему имена террористов. Кван видит по телевизору выступление замминистра Хеннеси, узнает, что тот был некогда высокопоставленным членом IRA, и начинает давить на него.

Какие действия героя мы видим? Он пытается выбить имена из офицера Скотланд-Ярда, которых у этого офицера нет — зрителям уже объяснили, что личности террористов еще неизвестны, для нас интриги нет, мы наблюдаем как наш герой тратит время впустую. Это не интрига, мы в курсе, что из этого ничего не выйдет, эти сцены просто вызывают скуку и нетерпение — ну давай уже, сделай что-нибудь значимое.

Затем Кван отправляется давить на Хеннеси — но он делает это не потому, что по каким-то секретным каналам узнал, что тот связан с террористами, нет. Он тупо бросается на первого, кто хоть что-то может знать — потому что видит его по телеку.

Это нелепый поступок сраженного горем отца, а не тонкий план профессионала. Восхищаться тут нечем, тычок пальцем в небо. То, что это действительно продвинуло сюжет вперед — магия сценаристов, шанс был минимален. Если бы Кван увидел другой канал, он бы пошел досаждать премьер-министру или главе Скотланд-Ярда? И ничего бы не добился — какими угодно методами.

Затем мы смотрим еще полфильма как Кван запугивает бедного Хеннеси, требуя назвать имена, но для зрителя все выглядит так, как будто Кван мучает невиновного человека, угрожает его семье, устраивает взрывы. Да, из этого можно было бы выжать неплохую моральную дилемму, показать, что герой-мститель не всегда оказывается прав, что иногда это просто безумие, одержимость, горе не оправдывает насилие и так далее. Это было бы интересно — если бы фильму было это интересно. Вместо этого он концентрируется на сюжете про террористов, который куда скучнее и практически лишен морального подтекста.

Итог

«Иностранец» вышел довольно скучным и сумбурным, он сам не понимает своих сильных сторон — интересный образ героя и потрясающе удачный кастинг этого персонажа (если бы Квана играл кто-то помимо Джеки, он бы точно воспринимался как свихнувшийся маньяк, только человечность Чана может уравновесить этот образ, сделать его неоднозначным, многомерным).

Я бы с куда большим удовольствием посмотрел фильм, построенный как личная история — от личности главного героя, больше показывающий его прошлое. Тогда бы вся история с терактами стала лишь фоном исследования личности, судьбы, горя и самой идеи брать правосудие в свои руки. На линии расследования и террористов я бы не переключался вообще — куда интереснее смотреть, когда ты знаешь не больше главного героя и ломишься не в те двери вместе с ним, так же надеешься, что эти двери — правильные.

Но такого фильма мы уже не увидим, реальный «Иностранец» — это реалистичное, серьезное, но затянутое и довольно скучное кино, разбавленное действительно ценными сценами с Джеки Чаном.

Смотрит ли он в одну точку, сидя у себя в комнате, или мастерит бомбы из подручных материалов — оторваться от экрана невозможно, Джеки здесь на вершине своих талантов. К сожалению, это от силы 20-30 минут из двухчасовой ленты.

Я не пожалел, что посмотрел этот фильм. Он добавил в галерею образов Джеки Чана нечто очень непривычное, новое, сложное и ценное, но ерзать ради этого в кресле кинотеатра пару часов не стоит. Лучше посмотреть фильм дома, где есть кнопка «вправо» на клавиатуре, позволяющая проматывать все, что вызовет у вас скуку.

 
Источник

Кино и сериалы

Читайте также