В принципе, «Хоббс и Шоу» получился именно таким, каким мы его представляли и каким он и должен быть по концепции — неизлечимо бредовым, но легким, драйвовым и техничным. Хорошо подходит слово slick, прежде всего в значении «гладкий, стильный, техничный, хорошо сработанный» — тут действительно все очень профессионально и выверено.
Монтаж подгоняет все стык в стык, так что ничего не провисает и не торчит. Но еще и из-за некой противоречивой дуальности, slick это и «чистый, равномерный» и «покрытый слизьюжиром», в данном случае — baby oil, детским маслом, которым натираются культуристы и которое уже не раз припоминали в «Форсажах» применимо к Хоббсу.
Я к тому, что фильм помимо традиционного для «Форсажей» экшена, ставящего эпичность выше мелочей типа физики и логики, пропитан тестостероном и тупыми шутками про член сильнее, чем полотенце Скалы тем самым детским маслом.
Скажу сразу, «Форсаж» — одна из немногих франшиз, где изнасилования логики и физики, бредовость поведения персонажей, смехотворная нереалистичность экшена, неубиваемые герои и прочие прелести, за которые я обычно цепляюсь в «Неудобных вопросах» к другим фильмам, меня совершенно не беспокоят. Потому что здесь — они и есть суть франшизы, мы ходим на «Форсажи» не ради того, чтобы услышать триста раз слово «семья» или попытаться рассмотреть свое отражение в лысине одного из ее мачо-персонажей, а как раз ради бредовых over-the-top экшен сцен, в которых с самолетов сбрасываются танки, внутри которых наркобароны взламывают Пентагон с выключенного Ipod.
Трейлер спин-оффа очень правильно давил именно на это — еще эпичнее, еще тупее, но и еще фановее. Таким фильм и вышел — тупым, но сочным фаном, к бредовости которого не хочется придираться, потому что… ну, а чего вы ожидали? Нет, серьезно? Каждый, кто идет на это в кино, должен четко представлять, что он получит — именно это он и увидит. Тут все честно.
Съемку спин-оффа поручили Дэвиду Литчу, режиссеру «Дэдпула 2», «Взрывной блондинки» и первого «Джона Уика» (в паре с Чадом Стахелски, который потом снимал вторую и третью части уже один). Для меня, бешенного фаната «Взрывной блондинки», одно имя режиссера заметно завышало планку ожидания для «Хоббса и Шоу».
Но скажу сразу, «Блондинки» тут не чувствуется совершенно — ни реального напряжения и вымотанности бойцов в драках, ни схваток на фоне «Сталкера» Тарковского, ни яркой стилизации и атмосферы. Драки сделаны неплохо, но реализм и жесткость которыми цепляли «Уик» и «Блондинка» тут отсутствуют. Это вполне традиционные драки для «Форсажа» — пафосные, показушные, достаточно яркие, но очень уж бездушные. Вроде красиво придумано и поставлено, но из-за того, что реального переживания за героев нет, все как-то блекнет.
У фильма вообще много внезапных связей с франшизой «Миссия невыполнима» — вот и драки тоже чем-то напоминают по подходу драки этой серии, хотя уступают им. Та же драка в туалете в «Последствиях» была куда сильнее и больше напоминала то, что так хорошо делал Литч раньше — затяжная, честно снятая схватка (без эпилептичного монтажа) с реальными ставками.
Вторая связь — это сюжет «Хоббса и Шоу», который в основе своей — калька с «Миссия невыполнима 3». Снова сперзлодей и супервирус, снова кто-то вкалывает его себе для перевозки и т. д. Третья связь — прекрасная Ванесса Кирби, которая многим запомнилась еще по «Миссия невыполнима: Последствия», где играла Белую Вдову, дочь Брокера Макс, героини еще первой «Миссии». Вполне возможно, что сюда ее затащили по наводке Дрю Пирса, соавтора сценария «Хоббса и Шоу», который участвовал и в создании сценария «Последствий». Он — четвертая перевязка.
Подобные зацепки людей через прошлые проекты прослеживаются и в двух главных камео картины — оба актера работали над недавними проектами вместе с кем-то из создателей «Хоббса и Шоу». Эти камео выглядят как попытка показать, что мол у нас тут тоже есть своя «семья», не хуже, чем у основного состава «Форсажа», расширенная такая, найдем, мол, кого затащить по старой дружбе. Не поймете, с чего вдруг я противопоставляю спин-офф и его же родительскую франшизу? Сейчас объясню…
Насколько я понял из закулисных слухов, этот спин-офф — не просто фокус на двух героях «Форсажа», которые продолжат отжигать и в основной серии — это раскол франшизы. Хоббс и Шоу получили свой собственный фильм, но вот в девятом «Форсаже»-то их не будет, их тупо отселили. И надо понимать, в десятом, который вроде как снимают параллельно с девятым, тоже. Возможно, к одиннадцатой части (до которой еще дожить надо) их найдут способ вернуть, но не факт. Так в чем дело? С чего вдруг франшизе выгонять настолько популярных героев, да еще теперь и раскрученных собственным спин-оффом? Дело в эго.
Скала с Вином Дизилем не ладили уже давно. Дизеля можно понять — это его франшиза изначально и он всегда играл тут архетип большого страшного лысого бугая. На фоне Скалы, который больше его в два раза, он выглядит довольно затравленно. Джонсон вписывается в его архетип куда успешнее, он просто выглядит более здоровой, лысой и страшной версией Доминика.
Актеры много ссорились на площадке, а затем Дизель использовал свой пост продюсера франшизы, чтобы вырезать из восьмого фильма сцену, полностью посвященную Хоббсу и Шоу. Того самого восьмого фильма, где Дизель и Скала ни разу не появляются в одном кадре вместе, даже в сцене где они вроде стоят рядом — вместо Дизеля стоит дублер.
И да, учитывая что с этим спин-оффом «Форсаж» стал немножко киновселенной, к нему тут же возникают вопросы типичные для этого формата, а именно — почему Хоббс и Шоу, столкнувшись с серьезной проблемой, не обращаются за помощью к местным Мстителям — к команде Форсажа? К «Семье», быстрой и яростной?
Словно издевка — даже когда героям срочно нужен кто-то, кто способен починить сложный прибор, они вспоминают не про хакершу Миссандею, недавно присоединившуюся к семье, а про брата Хоббса, автомеханика. Уж если вы с чего-то решили, что обычный автомеханик может починить суперприбор, то с чего лететь к нему, теряя 15 часов на перелет до задницы мира, когда у вас в «семье» каждый — автомеханик в кубе? Потому что это раскол, а не расширение. Ни одного камео других героев «Форсажа» тут нет, их даже не упоминают, как и не было. Какие 8 фильмов?
Вин Дизель пытался помешать самому созданию спин-оффа «Хоббс и Шоу», Тайриз Гибсон умолял Скалу не соглашаться на проект, потому что это разбивает семью Форсажа — мол он сам не согласился, когда ему и Лудакрису предложили их собственный спин-офф. Но Скала с радостью подписался под «Хоббсом и Шоу» и его тоже можно понять.
Дуэйна называют виагрой франшиз — он прибавляет успешности любому проекту, где появляется. У него одна проблема — все его любят, все его хвалят, но где его собственные ключевые франшизы? Их до сих пор нет. Все, что пробовали строить чисто под него и вокруг него, ни до чего особенного не дотянулось: «Небоскреб», «Разлом Сан-Андреас», «Рэмпейдж», «Геракл» — все вышло довольно блеклым и незапоминающимся. У Сталлоне были «Рокки» и «Рэмбо», у Шварценеггера – «Терминатор» и «Конан» (помимо кучи других ярких сольных ролей в шикарных одиночных фильмах), у Скалы до сих пор ничего.
Мы вроде так его любим и постоянно видим на экране, но в чем? Что это за роли? Есть ли у него хоть один яркий персонаж, которого можно отличить от другого его персонажа?
Я до сих про при мысли о Скале в кино вспоминаю его потрясающую комедийную роль в «Будь круче» с Траволтой. Там он играл гея-телохранителя с амбициями актера, репетировал перед зеркалом — это было великолепно. С тех пор прошло 14 лет и ничего более яркого он так и не сыграл. Впрочем, его партнер по спин-оффу тут недалеко ушел — самые яркие роли Стейтема так и остались в нулевых, в фильмах Гая Ричи, единственного, кто использовал Джейсона не как машину по размахиванию ногами в экшен-сценах, а как комедийного и драматического актера. По иронии, его самая яркая роль пришлась на фильм того же года — «Револьвер» и «Будь круче» оба вышли в 2005-м.
Кстати о Гае Ричи, мне показалось или Хоббс и Шоу в Лондоне входят в то же здание, что играло роль бара в «Картах, деньгах»? Отсылочка?
Так или иначе, Скале позарез нужна собственная франшиза — топовая, знаковая, потому что давно пора. И он, похоже, решил поставить все фишки на «Хоббса и Шоу». Да, она парная, а не сольная, но лучше чем ничего. А там, глядишь, и «Черный Адам», наконец, стартанет.
Итог
«Хоббс и Шоу» — это ладно скроенная, качественная, но проходная отработка идеи. За границы того, что мы от нее ожидали, ее вытащить так и не выходит. Не сотворил очередного экщен-чуда Литч (драки качественные, но от бога экшена, создавшего «драку на лестнице» из «Блондинки», ждешь большего).
Не выдали нечто потрясающе в комедийном амплуа Стэйтем и Джонсон (оба ярче себе проявляли в этом качестве в других картинах), не порвал мозг напичканный аугментами Идрис Эльба, который с помощью нечеловеческой реакции и дополненной реальности просчитывал все удары оппонентов (ему нарисовали очень крутой мотоцикл-трансформер, но его было маловато). И даже Ванесса Кирби не смогла своим обаянием и техничными драками вытащить картину на новый уровень.
Приплетение Самоа, родины Хоббса, и его семьи (это засветили еще в трейлере) было, возможно, самой удачной идеей — все, происходящее там стоит немного отдельно от остального фильма, который даже имеет свою промежуточную концовку, это словно дополнительный мини-фильм, и все же именно Самоа привносит ту щепотку «теплого, семейного», от которой даже можно немного умилиться и прослезиться.
Конечно, это все бы не сработало, если бы не существовало на мета-уровне — Скала действительно имеет самоанские корни, у него мама оттуда, поэтому все ритуальные пляски выглядят не дешевым ходом, а возвращением актера к корням. Это было мило. Плюс, конечно, забавляют ассоциации с «Моаной» (Скала озвучивал Мауи и сделал это на ура, включая песни).
Хотите развлечься, отключив мозг — это картина идеально подходит для этого, она под это и создавалась, да и справляется с задачей вполне удачно. Она сильно упирает на юмор, который в ее понимании заключается в бесконечных перепалках Хоббса и Шоу, унижающих друг друга. Шутки эти до предела тупые, но время от времени зал пробивает на хохот — не потому, что шутка попалась внезапно гениальная, а потому, что она настолько невероятно тупая, что не смеяться над этим невозможно. Некомедийные диалоги по большей части написаны плохо — до зубовного скрежета, но временами проскальзывает нечто искреннее и отлично сыгранное. Обычно, из уст Ванессы.
Думаю, фильм соберет вполне приличную кассу и получит сиквел. Сольются ли спин-офф и основная серия воедино снова — остается лишь гадать, тут все зависит от факторов, далеких от логики и чисел.
Источник