5 апреля в наших кинотеатрах вышел «Гоголь. Вий» — вторая часть телесериала, превращенного в киносериал сначала из четырех, а теперь уже из трех фильмов (одну ленту сняли с проката, превратив сериал в трилогию). В рецензии на первую картину я жаловался на путаницу и намеренное введение в заблуждение — так вот, путаницы стало еще больше. Чтобы у зрителя окончательно взорвалась голова, перед показом «Гоголя. Вий» крутили трейлер «Вий 2. Тайна печати дракона» с Джеки Чаном и Шварценеггером, который не имеет никакого отношения к сериалу «Гоголь».
Давайте разбираться. «Гоголь» — это сериал из 8 эпизодов, который вышел настолько дорогим, что его, видимо, пришлось прокатывать в кино, просто чтобы оправдать расходы.
Изначально должно было выйти 4 полнометражки — причем друг за другом, еще в 2017-м (август, октябрь, ноябрь, декабрь): «Начало», «Заколдованное место», «Вий», «Страшная месть», но после релиза первой части продюсеры изменили свое решение.
«Заколдованное место» вообще сняли с проката, «Вия» перемонтировали и отправили на доработку, а премьеру его перенесли на апрель 2018 — он из третьей картины стал второй. Последнюю, третью, часть, «Страшную месть», покажут через год после «Начала», 31 августа. Чем именно объясняется решение — неизвестно. Но за то, что подтянули спецэффекты и написали новую музыку вместо плагиата на «Шерлока Холмса» (на что жаловался явно не только я, раз это стало таким важным пунктом) — спасибо.
Сложно сказать, насколько на сюжете киносериала сказалось то, что из него выкинули целый фильм. Ясно, что именные истории вроде «Красной свитки» обособлены и их можно более-менее безболезненно убирать или переставлять местами, но есть ведь еще и общий сюжет про Всадника, есть побочные линии, развитие героев и так далее.
В начале «Вия» нам говорят, что Всадник поубивал уже 11 девушек, но из-за того, что с просмотра первого фильма прошло больше полугода, мне уже сложно вспомнить, успел ли злодей действительно столько понаубивать в «Начале» или же часть девушек все же умерли в выкинутом «Заколдованном месте».
Расследование убийств в любом случае никуда не продвинулось, учитывая, что кроме количества жертв и дат их смертей у Николая Васильевича снова ничего нет.
С датами и связана основная зацепка — Гуро выписал их в столбик красивым почерком и приписал следующую, предсказывая ночь очередного убийства. Герои долго смотрят на список и Гоголя озаряет — убийства происходят на праздники. То, что догадка дается им с таким трудом, что никто не заметил этого раньше, выглядит очень натянуто. Причем, персонажи моментально вспоминают, что в году осталось еще 13 праздников — а значит, это не некие особые, редкие или старообрядческие праздники. В общем, зачем было тратить так много пафоса и экранного времени на столь очевидную вещь — черт знает.
Это симптоматично для фильма в целом — он очень неровный, сцены сильно отличаются по степени важности и напряженности. То и дело лезет наружу сериальный филлер, отчего постоянно есть ощущение, что едешь на полном баке бензина, разбавленного ослиной мочой — все какие-то пробуксовки, подвисания, отступления, причем даже не какими-то цельными осознанными кусками, а словно монтажер иногда засыпает за работой и забывает, что из фильма нужно подчищать все эти паузы и лишний мусор.
Расстраивает и то, во что в итоге превращается история, собственно, Вия. Большую часть картины, имеющей имя монстра в названии, занимает левая история про Осенний Цветок, часть времени отжирает очередной кусок общего сюжета про Всадника, часть — линия любовного треугольника Гоголя с Лизой и мавкой Оксаной. И где-то на задворках ютится бедный Вий.
Грозная нечистая сила, борьбе с которой можно было посвятить весь фильм, сводится к позиции рейд босса (не финального, а именно что рядового рейд-босса, каким он был, кстати в «Аллоды Онлайн»), который проносится мимо со скоростью Зойдберга («Доктор пришел! Доктор ушел»). И вдвойне обидно от того, что визуально Вия сделали очень неплохо — придуман и нарисован монстр правда хорошо, он впечатляет и вселяет ужас, он подается с должным пафосом, но в драматическом плане его арка очень простая и короткая. Захватывающего противостояния не выходит.
Хома Брут тоже вышел интересным и приятным, но его линия так же короче некуда.
В общем, от Вия в картине, считай, одно название. Да, на него потратили бюджет, подошли вроде бережно, но в общей истории он занимает очень мало места и не влияет в итоге ни на что существенное, поэтому воспринимается как свадебный генерал.
Итог
Вспоминается эпизод из «Школы клоунов» Успенского, где герои долго пытались по-разному разрезать капустный пирог — резали, резали, пока у них не осталась одна капуста вместо пирога. Монтаж «Гоголя» вызывает те же ощущения. Монтировали под сериал, потом перемонтировали под 4 фильма, потом под 3, что-то в процессе неизбежно потерялось.
Как я уже писал в рецензии на первый фильм, ощущение потерянных возможностей очень тяжелое. Хорошая синематография, более-менее приличные по большей части эффекты, прекрасный Меньшиков и очень приятный в этой роли Петров (слава богу, никакого больше Руса), любопытная линия с влюбленной утопленницей, занятная, когда ее распробуешь, концепция Гоголя-детектива и тайного Иного. Из этого всего можно было сделать мощный и цельный фильм — один, без сериалов, без филера и побочных сюжетов. Даже если бы основным злодеем оставался этот нелепый рогатый Всадник, который менее интересен и оригинален, чем все гоголевские монстры.
Возможно, как сериал это все будет смотреться иначе — лучше, ритмичнее, естественнее, атмосфернее — в оригинальном монтаже. Но до этого нам еще придется долго терпеть, полноценную сериальную версию нам покажут не раньше конца проката заключительной картины, а это конец лета.
И все же, вердикт остается — ждите сериала. Проект интересный, смотрится действительно свежо, в мир Диканьки погружаешься, хоть ей и по-прежнему не хватает того жирного колорита, которым она обязана обладать. При просмотре фильма не хочется спать или выпрыгивать в окно, как от «Геошторма» или «Матильды», все это более-менее едет, работает, увлекает…, но для того, чтобы советовать идти на это в кинотеатр, подобного мало. Можно лишь надеяться, что в конце года сериал увидит свет и люди смогут оценить проект в том виде, в котором он задумывался. Без сокращений, пауз по полгода и заблуждений по поводу того, что раз ты пришел в кино, тебе покажут цельную историю с началом и концом.
Источник