Рецензия на «Гоголь: Начало»

Рецензия на «Гоголь: Начало»

31 августа на экраны наших кинотеатров вышел «Гоголь: Начало». Кхм… Ей-Богу, уже надоело рассказывать! Да что вы думаете? Право, скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя! Ну, извольте, я расскажу, только, ей-ей, в последний раз. Да, вот вы говорили насчет того, что человек может совладать, как говорят, с российским кино. Оно конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить российское кино, то обморочит; ей-Богу, обморочит!

Это, как, я уверен, вы все моментально догадались, первый абзац «Заколдованного места» из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя с заменой парой слов. Потому что подходит. Обморочили.

Зал моего провинциального кинотеатра был заполнен наполовину – в вечер четверга, хотя на куда более интересных голливудских релизах я в день премьеры вижу в зале человек 5-10.

Возможно, кто-то оказался там не по своей воле (как и я сам), проиграл пари, перепутал залы, прятался от преследователей, но большинство, к сожалению, явно знали, на что шли. Или они так думали.

Учитывая ошарашенные и не целиком цензурные возгласы после появления финальных титров, многие зрители пришли в кино после просмотра трейлера, который их чем-то заинтересовал, и не знали, что смотрят не фильм, а, кхм, сериал.

Короче, первое, что я хочу донести до вас – это не полноценная картина. «Гоголь» – это сериал, который перед прокатом на ТВ-3 решили показать в кинотеатрах, разбив сезон из восьми серий на 4 условные полнометражки. В трейлерах проекта заботливо не упоминается об этой мелочи, так что часть зрителей, не догадавшихся загуглить фильм перед просмотром, неприятно удивляется, когда занавес финальных титров падает на середине истории.

Как самостоятельное произведение «Начало» не стоит на ногах совершенно – тут нет отдельной истории, которая бы подошла к логическому концу, давая хоть какое-то ощущение завершенности сюжета (история «красной свитки» вроде как завершилась, но конец все равно производит ощущение оборванности на середине, а не четкого промежуточного финала). Поэтому отдельные катины в цикле вроде «Властелина Колец» или «Хоббита» и то давали больше как отдельные фильмы.

Сериалы в кино стали показывать сравнительно недавно – отдельные зарубежные сети кинотеатров брались прокатывать серии «Игры престолов» и «Шерлока». Буквально в тот же день, 31 августа, в IMAX стартовал и показ «Сверхлюдей» – сериала Marvel, первые две серии которого предназначались для показа в кино. Это все дорогие сериалы, крайне кинематографичные по своей картинке, «Сверхлюди» и вовсе снимались на огромные IMAX-камеры, чтобы детальности хватило на гигантский экран.

«Гоголь», безусловно, очень хорошо выглядит по меркам отечественного сериала – синематография старательная, цветокоррекция хорошая, декорации приличные, спецэффекты более-менее. 

Но сравнения с вышеупомянутыми колоссами и, тем более, с настоящими фильмами (даже российскими блокбастерами) картинка не выдерживает.

Я считаю, что отсутствие в рекламных материалах упоминания, что «Начало» – лишь четверть сериала, а не полноценный законченный фильм, ровно как и включение в трейлер первой полнометражки кадров из следующих фильмов, которых в «Начале», соответственно, нет, было настоящим false advertising, то есть обманом потребителя.

Как и многие из вас, увидев трейлер «Гоголя» перед сеансом в кино, я не ждал ничего хорошего. Ком подступал к горлу уже от понимания, что главный редактор не упустит случая поиздеваться над очередным провалом российского кино и заставит на это идти. Так и произошло, но «Гоголь» смог меня удивить – это далеко не так плохо и бесполезно, как могло представляться.

От многих отечественных проектов откровенно становится дурно: от пошлости, примитивности идей и исполнения, ужасных эффектов, дубовой актерской игры, бесконечного дословного копирования всем знакомых голливудских приемов или целых сцен.

У «Гоголя» были определенные черты такого же трэша: это же издевательство над классикой, Гоголь-то оказывается не просто писал про ужасы Диканьки, а непосредственно в них участвовал, более того – обладал мистическими силами предвидения и связью с потусторонним миром. Ну охренеть теперь. Остается ждать тим-апа Мстители-стайл с Пушкиным, Лермонтовым и прочими классиками, которые оправятся в прошлое, чтобы сражаться на дуэльных пистолетах с татаро-монголами, которые окажутся инопланетными захватчиками.

Но фильм-сериал довольно быстро сгоняет это первое впечатление. Идея Гоголя-детектива, Гоголя-провидца, распутывающего преступления нечистой силы, при всей своей абсурдности довольно интересна, если относиться к ней с долей иронии, что делает и сам фильм. 

Итак, Гоголь только начинает писательскую карьеру – он издает книги, затем, после разгрома критиками, сам скупает весь тираж на последние деньги, и сжигает, напиваясь и рыдая. Он мечтает о славе Пушкина и даже встречается с ним, чтобы тот оценил его труд, но в последний момент решает не отрывать Александра Сергеевича от карточной партии. Это все на самом деле довольно неплохо представляет нам внутренние терзания персонажа и заставляет ему сочувствовать.

Также Гоголь трудится писарем в Третьем отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии в Санкт-Петербурге, где знакомится с гением сыскного дела Яковом Николаевичем Гуро и они вместе едут в село Диканька расследовать странные убийства молодых девушек.

У Гоголя регулярно случаются припадки, в которых он погружается в видения, где получает подсказки, становящиеся ключом к раскрытию дела. Расстраивает, что каких-то гениальных детективных умозаключений ни Гоголь, ни Гуро не демонстрируют, расследование продвигается по большей части за счет экстрасенсорных способностей Николая Васильевича. Главный плюс Гуро в том, что он не отметает Гоголя как психа-эпилептика, а прозорливо прислушивается к его потусторонним подсказкам, которые тот зачастую и сам не знает, каким местом приложить к делу.

Играют нашу ведущую пару хорошо знакомые лица, которых мы только что видели вместе в «Притяжении»: Петров и Меньшиков. Отдельный плюс «Гоголю» можно накинуть уже хотя бы за то, что образы обоих актеров тут многократно приятнее, глубже и интереснее, чем в фильме Бондарчука. Никаких «наша земля», никакого Руса. Да, Петров не сильно похож на Николая Васильевича и огромный нос ему делать не стали, и все же он мне понравился в этой роли, что-то он подметил и передал очень удачно. Гуро Меньшикова же просто прекрасен, надеюсь, в следующих сериях он сможет побольше демонстрировать свой детективный гений. 

Естественно, сериал все же заигрывается в постмодернизм и скатывается до откровенного воровства. Полназвания отсылает к нолановскому «Бэтмену», музыка – наспех замаскированные темы из «Шерлока» Гая Ричи, общий сюжет и атмосфера – «Сонная лощина» Бертона, включая потустороннего всадника, узнается и сцена с назгулом из «Властелина колец» и шея Мэрил Стрип из «Смерть ей к лицу» и много чего еще, с миру по нитке.

Еще один неприятный момент – мы вроде как приезжаем в Украину, в деревне более-менее чувствуется колорит реального хутора, но вот ни мовы, ни убедительного акцента, ни даже «гэканья» мы не слышим. Мелькают пару раз «здоровеньки булы», да «гарна дивчина», но произносятся они явно москалями. Не знаю, тяжелая политическая ситуация ли тому виной или просто отсутствие фокуса на аутентичность атмосферы изображаемой местности, но «ту самую» гоголевскую Диканьку вы вряд ли почувствуете.

И все же, у «Гоголя» достаточно своего, чтобы смотрелось все это с интересом. 

Начало «Начала» идет бодрее и любопытнее, представляя завязку истории и расследование основного злодея сезона – Всадника, чем первый отдельный сюжет – «Красная свитка», который, вероятно, является второй серией. Он уже не так интересен, не так динамичен и постоянно запинается обо всякие глупости, становится скучновато, но запал со старта еще сохраняется и поэтому окончательно потерять интерес не успеваешь.

Просто на месте этой новой отдельной истории хотелось бы видеть продолжение основной линии, эскалацию чертовщины, объяснения способностей Гоголя и его связи с другим миром, но вместо этого Всадника ставят на паузу, и история провисает. В этот момент понимаешь, что если бы «Гоголь» был именно самостоятельным фильмом, могло бы получиться довольно неплохо. 

Обнаженки, как это часто у нас бывает, до фига. Почему бы не показать сиськи, когда можно показать сиськи?

Обнаженки, как это часто у нас бывает, до фига. Почему бы не показать сиськи, когда можно показать сиськи?

Но главный минус все же в том, что в сравнении с источником вдохновения для всего этого, сериал выглядит крайне блекло. Да, это не экранизация «Диканьки» Гоголя, и все же оно заимствует оттуда довольно много и не сравнивать их сложно.

Гоголь был мастером настоящего хоррора, его «Портрет» я считаю куда страшнее всего того, что написал Кинг. 

Вязкая атмосфера его ужасов, аутентичность происходящего, мастерски переданный животных страх персонажей, от которого кровь стынет в жилах, жуть как более-менее привычная – от монстров и неизвестного, потустороннего, так и более глубокая, экзистенциональная, от природы человека и реальности, как в «Страшной мести».

Сериал же не может похвастаться ничем из этого, он не страшный совершенно. Отчасти потому что спецэфекты слишком дешевые, грим временами ужасен даже для уровня косплея на Хэллоуин (о, эти желтые линзы!), да и сама история больше напирает на тайну, мистику, детектив, чем старается вселить ужас. Экшен-сцены выглядят терпимо, но все же в ракурсах камеры, монтаже, пластике героев чувствуется скованность рамками бюджета.

Также присутствует и странная несоразмерность – некоторые кадры, сцены и эффекты выглядят действительно отлично (то же дерево с висельниками), некоторые же смотрятся как сцена из «Тролля 2». Качество скачет от линии к линии и, вероятно, будет скакать от серии к серии, поэтому некое общее впечатление и оценку «Гоголю» выдать крайне сложно. 

Итог

Трэша, который можно смотреть только ради того, чтобы насладиться некомпетентностью, халтурой и фантазией коллектива, пустившего «полбюджета по ноздре», не вышло. Проект смотрится с искренним интересом, даже сквозь провисания и утопания в побочных линиях, продираешься на интриге главной линии, тебя держат развешенные крючки вопросов.

И все же, удачным проект тоже не назовешь – он очень неровный по качеству, сумбурный по сюжету, недостаточно атмосферный и аутентичный, учитывая, что это гоголевская Диканька, которая должна сочиться колоритом (в том числе и национальным, украинским) и бегающим по спине мурашкам.

Оголтелые заимствования из голливудских блокбастеров может и были нахлобучены по требованию ушлых продюсеров (название, музыка), а не творческого коллектива, который явно старался создать нечто свое, искреннее и глубокое, но они все равно портят впечатление. Как и идея показать сериал в кино, не привлекая внимание в трейлерах к тому, что это лишь четверть сезона сериала, а не самостоятельный фильм, и удовлетворяющей концовки здесь можно не ждать, даже внятной промежуточной не выходит.

При всех минусах я не готов совсем сбрасывать «Гоголя» со счетов – это как минимум любопытный отечественный сериал, от которого не хочется блевать кровью, что само по себе редкость. Я советую обратить на него внимание, но именно как на сериал – смотреть его по телевизору или дождаться выхода всех серий и посмотреть сезоном.

Идти на это в кино я не вижу смысла – если только полностью осознавая природу материала и зная, что история оборвется, а не закончится. Картинка «Гоголя» действительно местами впечатляет и общее качество может даже хоть как-то оправдать желание показать это на киноэкране, но эпизодическая природа проекта сводит адекватность такого метода просмотра на нет.

Следующие три фильма, к слову, называются уже не «Темный Гоголь» и «Темный Гоголь: Возвращение Легенды», как шутили зрители, а носят имена произведений классика: «Гоголь. Заколдованное место» (один из рассказов в цикле «Диканьки»), «Гоголь. Вий» и «Гоголь. Страшная месть». Они выйдут в прокат этой осенью с интервалом в полтора месяца, а показ сериала по ТВ-3 стартует в следующем году.

 
Источник

Кино и сериалы

Читайте также