Когда пара бывших разработчиков польской People Can Fly анонсировали Get Even достаточно невразумительным тизером, главным вопросом большинства его посмотревших было «что это вообще?». The Farm 51 так и не смогли объяснить это и дальше — лично я не мог составить вообще какое-либо мнение не только до того как Get Even попала мне в руки, но даже когда уже провел в игре несколько часов.
Важно: это не финальная версия рецензии. Мы дополним текст новыми сведениями и скорретируем оценку после того как полностью пройдем игру, это случится не позже официального релиза, который запланирован на 23 июня.
Get Even разработала небольшая польская студия The Farm 51, основанная бывшими сотрудниками People Can Fly. Той самой, которая стояла у истоков жанра «польского шутера», со своей серией Painkiller. За свою творческую историю The Farm 51 отличились лишь еще одним, далеко не лучшим в серии «Пейнкиллером» и шутером про зомби-нацистов NecroVision. Послужной список достаточно сомнительный, но Get Even, кажется, сможет подправить репутацию студии.
Поляки поняли, что «мясные» шутеры от первого лица стали очень узким жанром, в котором нет смысла соперничать с Bethesda, и решили попробовать что-то новое. В тренде теперь хорроры и «симуляторы ходьбы», и именно к этому поезду прицепилась The Farm 51. По крайней мере, попытались, жанровое самоопределение у Get Even получилось расплывчатым. Она жонглирует клише и штампами из разных жанров, переплетая их в не самую оригинальную, но крепкую и самобытную историю.
Игра то воображает себя Resident Evil 7, то встает на рельсы симулятора ходьбы про поиск утраченных воспоминаний, то вообще принимается неловко, но узнаваемо подражать Tom Clancy’s Splinter Cell: Chaos Theory. Ах да, и все это приправлено детективным элементом Batman: Arkham Asylum.
Несмотря на то, что сами создатели позиционируют Get Even как психологический «хоррор-шутер от первого лица», более верной характеристикой будет «фантастический приключенческий хоррор», потому что со стрельбой здесь все не очень хорошо, а вот элемент тайны и всякая жуть поставлены хорошо.
Это точно не чистые ужасы, как та же недавняя Outlast 2, — действие происходит в зловещей заброшенной психиатрической лечебнице, но вас то и дело будут вырывать из обшарпанных коридоров в более светлые и безопасные места.
И это самая сильная сторона здешней режиссуры. Каким бы страшным ни был хоррор, к концу его эффект всегда выветривается, игрок просто устает бояться и привыкает к расчлененным трупам и крови на стенах. А в Get Even ужас подается дозированно, с перерывами, и от этого держит куда крепче.
Впрочем, самый страшный участок все равно ждет игрока в первые полтора часа, эту «болезнь» жанра не поправишь, наверно, ничем. Все потому, что только здесь включается страх неизведанного, заставляющий пугаться каждой тени просто потому, что ты не знаешь, может ли в ней что-то прятаться или нет.
Сюжета коснусь максимально кратко, без спойлеров, но несколько вещей отметить все же стоит. В центре истории некий Коул Блек, который помнит только собственное имя и то, что пытался спасти какую-то похищенную девушку. Его запирают в покинутой психиатрической лечебнице, надевают на глаза странный VR-шлем и предлагают пройти серию тестов, которые помогут восстановить память.
Шлем способен погружать человека в симуляцию его воспоминаний — таинственный доктор развесил по всей больнице фотографии, газетные вырезки и аудиозаписи, из которых, в теории, должна выстроиться цельная картина прошлого.
И наш герой покорно соглашается. Его не беспокоит, что в рамках «терапии» ему приходится шататься по заброшенной (на самом деле не совсем) психушке, в которой пациентов когда-то содержали в близких к нечеловеческим условиях. Его не беспокоит и то, что голос, который выдает задания, постоянно сбивается с мужского на женский. И чем дальше — тем меньше в нем страха и сомнений, ведь постепенно проступающая история его жизни оказывается полной загадок, недосказанностей и приключений, которые до последнего не укладываются в единую картину.
Сценаристам удалось отлично передать изменение и развитие персонажа, что довольно редко встречается в играх. К тому же, в прошлом Коула разворачивается настоящий шпионский детектив, за которым действительно интересно следить. Лично меня эта часть истории зацепила сильнее всего.
В большинстве уровней-воспоминаний игра превращается в примитивный, но удивительно сбалансированный стелс-экшен. Коул не умеет прыгать и лазать, что ограничивает возможности импровизации, но зато отлично экипирован и всегда есть вариант расстрелять врагов открыто.
Главный друг нашего героя — его чудо-смартфон. Высокотехнологичный армейский прототип оснащен мощным ультрафиолетовым фонариком, тепловизором, картами с детектором движения и сканером улик (прямо как у Бэтмена!). Но главная его суперспособность в том, что за всю игру он вообще не разряжается и ни разу не теряет сеть, вот где настоящая фантастика!
Коммуникатор остается с нами и в прошлом, и в настоящем, но в воспоминаниях к нему присоединяется очень крутая пушка «Корнерган». Это перископическая рукоять для пистолета и пистолета-пулемета, которая позволяет стрелять из-за угла. А видоискателем ему служить все тот же смартфон — почему такой штуки раньше нигде не было?
К сожалению, по отдельности части игры выглядят куда лучше, чем в составе цельного произведения. В Get Even чувствуются отличные задумки, но реализации не достает элегантности и полировки.
Нет, я не почувствовал, что Get Even «расслаивается» и распадается на части — два плана повествования влияют друг на друга и рассказывают общую историю. Дуэт у них, правда, получается не очень стройный, сюжетные линии так и норовят перехватить инициативу.
Постоянное чередование «чертогов памяти» и реальности сильно сбивает темп, и далеко не всегда получается нормально перестроиться. К тому же, к третьему акту игра как будто устает от истории с жуткой психбольницей и максимально сокращает перерывы между погружениями.
А еще хочется пожаловаться на графику. Я понимаю, что странно придираться к маленькой польской студи, но на PlayStation 4 Get Even выглядит очень плохо. Хотя, возможно, так она пытается сломать четвертую стену, вызывая у игрока ощущение, что он вернулся в 2010 год.
Повторюсь, вердикт и оценка еще подлежат изменению, мы не успели пройти игру до конца до снятия эмбарго на публикацию. Есть вероятность, что финал позволит скорректировать впечатления рецензента в лучшую (или худшую сторону), однако после 8 часов в игре мы смогли сформировать достаточно целостную картину того, что предлагает нам Get Even.
Рецензия будет дополнена в ближайшее время. Get Even станет доступна 23 июня на PlayStation 4 и Xbox One, а для PC уже доступна в Steam.
Источник