Рецензия на «Гадкий я 3»

Рецензия на «Гадкий я 3»

29 июня в наших кинотеатрах состоялась премьера «Гадкого я 3», в котором Грю обнаруживает своего брата-близнеца, существование которого от него скрывала их мама. Грю увольняют из АЗЛ за провал операции, и он пытается придумать способ вернуть себе любимую работу, Люси же пытается научиться быть матерью трем приемным дочкам Грю. Миньоны, уставшие от скучной жизни без злодейств, устраивают бунт и уходят от нашего героя, но быстро попадают в тюрьму.

Студия Illumination это эдакий анти-Pixar. Если взять студию Ghibli как крайнюю точку мультипликации как искусства ради зрителя, в интеллектуальные и эмоциональные способности которого создатели верят безгранично, то Pixar можно назвать удачным сплавом этой творческой силы и Голливуда с его минимизацией рисков, упрощением сюжетов, непониманием слова «вторичность» и желания заработать денег. Компромиссом.

Pixar даже в лучшие свои моменты не дотягивается до уровня искренности, красоты и глубины, на которые способны мультфильмы Миядзаки.

C другой стороны, Ghibli на грани банкротства и может закрыться, а Pixar, даже несмотря на ряд не слишком удачных проектов, не только живет и здравствует, но и подмяла под себя постаревшего короля американской полнометражной мультипликации – Disney, с которым некогда сильно ссорилась и конкурировала (я имею в виду то, что Лассетер стал директором не только Pixar, но и обеих анимационных студий Disney, о чем я подробно рассказывал в «истории компьютерной мультипликации»).

Полнометражных мультфильмов выпускается множество: как дешевого трэша, так и качественных и интересных проектов, но крупных игроков в этой сфере все еще можно перечислить по пальцам. 

Sony выпустило уже 15 анимационных картин, но примечательными из них были разве что «Осадки в виде фрикаделек», «Лови волну» и «Пираты!». Dreamworks работает то шатко, то валко, помимо «Шреков», «Кунг-фу панд», гениальных «Как приручить дракона» и неплохих «Крудс» выпуская всяческие «Дом», «Подводную братву» и прочий шлак. Но по крайней мере, у них есть, чем хвалиться.

Просто чтобы не оставлять их в стороне, вспомним про Laica, студию, создающие великолепные и крайне трудозатратные кукольные мультфильмы.

Все как на подбор очень эмоциональные и глубокие, особенно «Паранорман» и недавний «Кубо. Две струны» (переведенный у нас как «Кубо. Легенда о самурае»). Эти люди, невероятно преданные не только своему труду, но и сохранению на плаву целого отмирающего жанра анимации, естественно, в деньгах не купаются. Как обычно.

Illunination же была основана всего 10 лет назад и за это время успела развернуться на полную, выпустив 8 полнометражных картин, 4 из которых были связаны с миньонами (три части «Гадкого я» и, собственно, спин-офф «Миньоны»). 

Также они успели выпустить гибрид анимации и живого кино а-ля «Кролик Роджера» под названием «Бунт ушастых», а еще мультфильмы «Лоракс», «Зверопой», и «Тайная жизнь домашних животных».

Анти-Пиксаром я назвал студию потому, что они как никто другой умеют делать мультфильмы максимально бездушные, манипулятивные, продюсерские, в которых нет и проблеска какого-то авторского видения, человечных персонажей, живых и глубоких сцен. Казалось бы – ничего удивительного, такой конвейерный продукт Голливуд гнал и раньше, продолжит гнать и после Illumination, но их отличие в том, насколько качественными они сделали мультфильмы своей главной франшизы.

Каким-то образом им удалось компенсировать полное отсутствие творчества – валом пошлого физического юмора, псевдоэмоциональной линией с приемными дочерьми, очарованием злодейства и треклятыми миньонами, заполонившими весь мир, несмотря на максимальную примитивность самого концепта: желтое яйцо в очках, говорящее на почти расистском языке, сильно отдающем испанским, итальянским и прочими «зарубежными» для США языками.

Эти фильмы заработали тонну денег, самое интересное, что самым кассовым оказался довольно неудачный спин-офф про миньонов (он собрал 1.15 миллиарда долларов, тогда как «Гадкий я 2» всего 970 миллионов). Окей, «всего» 970 миллионов. 

Illumination выделяется еще и экономностью – они снимают свои полнометражки в среднем всего за 75 миллионов, самым дорогим мультфильмом стал как раз триквел «Гадкого я» с бюджетом в 80, тогда как Pixar и прочие студии давно превысили планку в сотню миллионов на фильм (Dreamworks Animation не снимал ничего дешевле 130 миллионов с момента основания самой Illumination, к примеру).

Думаю, мое отношение к «гадкой» франшизе уже ясно – я не сильно жалую проекты (а тем более целые студии), основанные на идее «творчество, новаторство, человечность и глубина – для лохов», либо же искренне не понимающих, как делать действительно оригинальные истории.

Но при этом я смотрел все 4 фильма франшизы и получил от них свою долю удовольствия, вторую часть мы и вовсе пересматривали – скорее всего, не в последний раз. Нельзя отрицать, что это действительно потрясающе качественный и вылизанный продукт с прекрасной динамикой, удачными, пусть и низкосортными, шутками и забавными идеями.

Если вы снова хотите сказать, что я применяю какие-то нереальные требования для тупого детского мультфильма, повторюсь, что глубина и взрослые темы – не одно и то же, а детские продукты не обязаны быть тупыми. 

Дети вполне способны воспринимать сложные эмоциональные сцены, и они тоже нуждаются в них, что доказано давно на множестве примеров. 

Совсем недавно сеть американских кинотеатров начала прокат всех фильмов Миядзаки и «тупые американские дети» вовсе не жаловались на старомодную ручную анимацию или отсутствие экшена в «Тоторо», их так же захватила эта волшебная история, как нас когда-то. А вот на скучных местах каких-нибудь «Тачек 3» тем же детям было действительно скучно, несмотря на вроде как заточенную под них примитивную историю, кучу объяснений и глазастые машинки.

Я не прошу детский мульт разбирать темы, далекие от его аудитории, я просто хочу увидеть в нем ту же эмоциональную глубину и раскрытие персонажей, как в фильмах пресловутой Pixar или в «Ральфе», или в «Как приручить дракона». 

Но Illumination, несмотря на наличие идеального материала для этой эмоциональной проработки, отшатывается от них, как от огня. Они боятся браться за собственных героев всерьез, пробовать раскрыть их – вдруг внутри они окажутся плоскими и никому не интересными? Лучше бомбардировать аудиторию кавалькадой пердежных шуток (к их чести, в третьей части я не припомню ни одной, зато пошлых было достаточно), пока не начнутся титры.

Вот в этом я и вижу главное преступление студии – сознательное решение не пытаться делать свои фильмы сложнее и глубже, хотя необходимые элементы в их персонажах и сюжетах имеются. Опять же, разумным это решение не назовешь, так как не сказать, чтобы это убивало кассу мультфильмов, которые решались это сделать. 

Третья часть крутится вокруг внезапного появления брата-близнеца Грю, с которым его разлучили во младенчестве. Сам по себе ход уровня ситкома «а давай у нашего героя будет брат-близнец с какими-нибудь уморительными отличиями типа дрэдов и любви к коллекционированию кукол Барби», но он довольно удачно работает как основная линия.

Сначала Грю радуется такому открытию и спешит встретится с братом, но увидев, что тот обладает великолепной шевелюрой, роскошным особняком и парком дорогих машин, охладевает к новообретенному родственнику, так как увольнение с работы и так оставило от его самомнения рожки да ножки.

Окей, грамотная завязка с удачно отработанными гэгами на эту тему. Люси уговаривает Грю узнать брата получше, тот соглашается и узнает, что близнец на самом деле мечтает злодействовать вместе со знаменитым братом. Это мы видели в трейлерах. 

Далее – легкие спойлеры. Вскоре выясняется то, чего нам в трейлерах не показали. Брат Грю (его зовут Дрю) вовсе не такой же опытный злодей, как наш лысый протагонист – он еще ни разу не пробовал злодействовать, поэтому и надеется на помощь брата.

Это первый поворот ситуации – Грю уже не чувствует себя неудачником в сравнении с братом, ведь тот преклоняется перед ним, признается, что ничего сам не достиг и умоляет научить его быть злодеем. Фильм как ни странно, не задерживается на этом моменте и не показывает, как Грю воодушевляется от такого признания.

Мы узнаем, что их отец, воспитывавший Дрю, так же постоянно тыкал своего сына в его никчемности, как мать – доставшегося ей Грю. Оба родителя были уверены, что выбрали не того, кого надо, и именно второй ребенок – куда успешнее, умнее и удачливее. Это еще более интересный момент, из которого можно было бы выжать отличную эмоциональную сцену. Братья сидели бы в полумраке у камина, смотрели бы на висящие по стенам портреты отца и матери и осознали бы, что это не с ними всю жизнь что-то было не так, а с их родителями, не умевшими ценить своих детей, одержимых травой на другой стороне забора, которая вечно кажется зеленее.

Это не беря во внимание тот факт, что они лишили братьев друг друга на такой срок – просто потому, что так им было удобнее. Это само по себе бесчеловечно. 

Но Грю не устраивает матери разнос, когда она признается в этом, и фильм не уделяет внимания попыткам братьев наверстать упущенное за разговорами на тему «а ты где рос, а где учился, а что любил в детстве, на кого впервые запал в школе». Это все тоже можно было вставить в ту самую сцену у камина. Если вы будет утверждать, что у фильма нет времени на такие мелочи, как развитие своего основного сюжета ключевыми сценами, то вспомните, сколько минут отжирают побочные линии про поиск единорога и бунт миньонов. 

Картина словно забывает, что ей нужен настоящий конфликт, поворот во мрак, из которого можно в финале повернуть обратно к свету и дать зрителю испытать катарсис. Трейлеры обещали, что гром в раю разразится, когда Люси узнает, что Грю с братом занимаются злодействами, но в фильме это практически проматывается. Даже сцены из трейлера «ВСЕ, СПАЛИЛИСЬ» тут нет. Люси высказывает недовольство, но Грю больше не приходится выбирать между приключениями с братом и верностью слову, сюжет просто проталкивает их дальше, где это уже не актуально.

Есть еще один ключевой момент, которая запорот еще более грандиозно. Серьезные спойлеры (если вам не плевать. Это вроде как самый серьезный твист, но не скажу, что знание его как-то портит фильм, так как он мало во что выливается).

Братья ссорятся, когда Дрю выясняет, что Грю на самом деле не вернулся на сторону зла, а собирался отдать то, что они награбили АЗЛ, и тем самым заслужить себе повод для возвращения в анти-злодейскую лигу (к слову, мы не то чтобы видели примеры того, что Грю настолько дорожит этой работой, пока он ее не потерял). 

Эта ссора могла стать тем самым эмоциональным центром фильма – мы бы видели, как Грю скучает по брату, глядя на их совместные фото или его подарки, свинью какую-нибудь, он мог видеть лицо брата в любой встречной свинье или куске ветчины (свиноводство оказывается их семейным бизнесом), переживал бы из-за того, что обманул Дрю, лишь притворяясь злодеем, и отнял у него награбленное. Но главное – лишил мечты, ведь тот почти поверил, что добился своего – доказал отцу, что может быть злодеем не хуже папаши и брата.

Дрю в свою очередь мог жестче отреагировать на предательство и сам уйти на темную сторону, став настоящим злодеем, более жестоким и жутким, чем Грю был когда-либо, показав нам реально темную версию нашего героя.

Но ничего из этого не происходит. Ссора не дает никаких серьезных последствий, происходит беда и Грю прибегает к брату за помощью, походя извиняясь за то, как обошелся с ним. Обида Дрю тоже разыграна в виде шутки – он все это время тупо жрал мороженое, упиваясь жалостью к себе, неудачнику. 

Если бы они показали его брожения по мрачному ночному особняку, где портреты родителей глядят на него с укором, а на полу валяется игрушка одной из племянниц, служа напоминанием о семье, которую Дрю обрел и тут же потерял, потому что не хотел понимать, что Грю и впрямь перевоспитался, потому что сам был в плену отцовской тени, одержимый желанием что-то доказать умершему родителю. 

Тут есть огромное пространство для эмоциональных моментов, которые бы сделали фильм не только динамичным, но и запоминающимся. В нынешнем виде он стирается из памяти моментально, так как в нем нет элементов, цепляющих надолго, отзывающихся чем-то в душе. Конец спойлеров

Итог

Назвать неудачным триквел нельзя, он сохраняет планку вылизанности и динамичности, держит марку своего примитивного, но на удивление действенного физического юмора – как с участием миньонов, так и без них. Моменты, вызывающие истерические приступы хохота тут, к счастью все еще присутствуют. Миньоны в тюрьме, штурм базы злодея – это все действительно качественно сделано.

Сам злодей тоже вышел отлично – яркий, со своим отчётливым стилем, он служит идеальным аватаром всех артефактов восьмидесятых. Правда, мне показалось, что его следовало сделать симпатичнее. Лысина и усы однозначно оправданы образом, но если бы злодей с такой вызывающей восхищение пластикой и ловкостью был бы еще и симпатичным, смотреть на его каверзы было бы еще увлекательнее. Так он выглядит как выпендривающийся лох, хотя на деле – он действительно крут. Его атака на лайнер в начале забавно пародирует штурм корабля капитаном Америкой в «Другой войне».

В общем, если вы собирались сходить на это с детьми – идите, фильм со своей работой справляется, причем куда лучше, чем «Миньоны». 

Ярче ли он второй части – еще вопрос, но тут уже нет скучных попыток дать эмоциональные сцены, как в первом фильме, минус в том, что удачных попыток тоже нет, они вообще отбросили серьезность и даже имеющиеся задатки для серьезных моментов списали на шутки, отчего картина превращается в фаст-фуд, который рассмешит вас, но забудется на следующий день.

И да, в фильме нет песни Эминема из трелейра, тюремные приключения миньонов идут под совсем другую музыку. Обидно.  

 
Источник

Кино и сериалы

Читайте также