Рецензия на фильм «Частица Бога» (The Cloverfield Paradox)

Рецензия на фильм «Частица Бога» (The Cloverfield Paradox)

5 февраля на Super Bowl 2018 представили трейлер фильма The Cloverfield Paradox, и буквально через несколько часов картина стала доступна к просмотру на Netflix. Этот фильм пытается быть одновременно и космохоррором, и научной фантастистикой, и частью «киновселенной» Джея Джея Абрамса, вот только усидеть на всех стульях не получается.

Я посмотрел «Монстро» (Cloverfield) не в год выхода, а только спустя несколько лет. К тому моменту он был далеко не первым фильмом с использованием «трясущейся камеры», но «Монстро» смог заинтересовать именно этим хаосом, в котором ни зрителям, ни главным героям непонятно, что происходит вокруг.

Наблюдать за действием было интересно, и фильм подкупал не сюжетом — его там нет, — а именно манерой подачи избитой истории про нападение гигантского чудовища на современный мегаполис.

«Клоферфилд, 10» (10 Cloverfield Lane) я ждал после первого анонса, и фильм мне понравился. Он практически никак не был связан с «Монстро» — картина снималась по оригинальному сценарию «Подвал», и даже занятые в фильме актеры узнали об официальной связи с «Монстро» лишь за считанные дни до выхода первого трейлера. Если отстраниться от того, что в финале появляются пришельцы (и добавленные задним числом связи с киновселенной), то это хороший камерный триллер, в котором сыграли Джон Гудман и Мэри Элизабет Уинстед.

И вот выходит уже третий фильм в «киновселенной» Cloverfield. На мой взгляд, все эти фильмы очень близки с «Черным зеркалом» по своей концепции — каждая картина рассказывает о своем, но формально они все друг с другом связаны.

И если это так, то The Cloverfield Paradox — это аналог 6 серии 4 сезона «Черного зеркала», потому что в отличие от того же 10 Cloverfield Lane он предпринимает попытку связать все фильмы воедино или же упомянуть предшественников буквальным визуальным цитированием. И эта попытка оказывается провальной.

10 Cloverfield Lane был хорош тем, что это был совершенно самостоятельный и цельный продукт, который ко вселенной Cloverfield привязали в последний момент. То есть, отбросив финал, вы получали отличный бюджетный триллер. И ровно наоборот — если вы привыкли к жанру триллеров, никогда не смотрели Cloverfield и думали, что предугадаете финал 10 Cloverfield Lane, то сделать это было попросту невозможно.

The Cloverfield Paradox не смог повторить этот успех. Это несамостоятельный фильм. В отличие от 10 Cloverfield Lane, ради интеграции во вселенную из сюжета вырывали целые куски, это чувствуется при просмотре. Ряд сюжетных линий ни к чему не приводит, ряд решений героев не продиктован никакой логикой, а связей с киновселенной Cloverfield здесь гораздо больше, чем нужно цельному произведению.

По сути, это даже не полноценный фильм, это набор сцен, грубо связанных друг с другом. Главные герои — Ава Гамильтон (Гугу Мбата-Роу) и ее муж Майкл.

Начинают сюжет они вместе, а дальше их уводят так далеко друг от друга (Майкл остается на Земле, Ава улетает в космос), что в какой-то момент создается впечатление, что нам показывают два разных фильма. Создатели The Cloverfield Paradox понимали, что линия на Земле не будет интересна зрителя, и дали Майклу гораздо меньше экранного времени. Вопрос в том, зачем в фильме вообще нужная вторая линия. Ведь вся история — про космический корабль (который очень удачно называется «Кловерфилд») и его команду.

Изначально эта история называлась The God Particle. Ее написал сценарист Орен Узил, и его сюжет заметно отличался от того, что нам представили в The Cloverfield Paradox. В изначальном сценарии рассказывалось о далеком будущем, где на космической станции «Одуванчик» проходили испытания нового ускорителя частиц (отсюда и название The God Particle = «Бозон Хиггса»). В какой-то момент все пошло не так, и их перенесло в параллельную вселенную, где Земля уже уничтожена.

И этот синопсис звучит гораздо лучше чем-то, чем в итоге стал The Cloverfield Paradox.

Посыл у фильма довольно актуальный — современный мир потребляет так много электроэнергии, что рано или поздно это приведет к нехватке ресурсов. И в The Cloverfield Paradox люди столкнулись с тем, что энергетических ресурсов осталось очень мало. Из-за постоянных конфликтов на этой почве люди ищут решение и создают космическую станцию Cloverfield.

Это последний шанс человечества, потому что они хотят разогнать частицы в космосе, на орбите Земли, получив огромное количество энергии.

Ради безопасности они изолируют станцию в космосе, чтобы в случае неполадок взрыв не уничтожил всю планету. При этом есть и те, кто считает, что использование этой технологии ввергнет мир в хаос, впустив в него всевозможные ужасы из параллельных миров. Но ученые не воспринимают это всерьез и делают свое дело, потому что их задача — спасти Землю и всех, кто на ней живет. Звучит неплохо, вот только не работает.

Первый Cloverfield совмещал в себе несколько жанров, и смог справиться с этой задачей. 10 Cloverfield Lane был триллером до последних минут, которые добавили в него элементы научной фантастики, хотя изначально их не было в сценарии. А вот The Cloverfield Paradox не может понять, к какому жанру он принадлежит.

Вроде бы у фильма и сеттинг научно-фантастический, и трейлер внушает ложное восприятие этой картины как космохоррора в духе «Живого», а при просмотре из-за акцента на любовной линии создается впечатление, что это вообще драма.

А еще The Cloverfield Paradox состоит из штампов каждого из жанров, которыми он пытается манипулировать. Космохоррор — нечто жуткое и непонятное для ученых по одному убивает их на станции, откуда у них нет возможности сбежать. Научная фантастика — концепт параллельной вселенной перекочевал в «Частицу бога» из сценария Орена Узила, драма — главная героиня пытается придумать способ предотвратить гибель близких.

Вот только вместе все эти элементы не стыкуются. Фильм не выглядит цельным, создается впечатление, что его сшили из кусков разных картин, а затем кто-то пришел и дописал все самые абсурдные сцены, потому что считал, что так будет зрелищнее.

И, конечно же, эти абсурдные сцены никак не объяснены в фильме — вы же видели ползущую руку в трейлере? Нет, это не делегация семейки Аддамс на космической станции, это элемент хаоса вселенной, с помощью которого нам хотят показать, что от исследования частиц, подобных Бозону Хиггса, можно ждать чего угодно.

К сожалению, говорить об этом фильме без спойлеров невозможно.

Осторожно, спойлеры!

Главная беда фильма в его концепции параллельной вселенной. Сценаристы не дают объяснения, как она работает. Герои перемещаются в мир, очень похожий на родной, но с рядом отличий. Например, здесь станция Cloverfield разбилась в океане, из-за чего возник хаос по всей планете.

И тут нам представляют совершенно абсурдный элемент — на корабле оказывается член другой команды Cloverfield, с той разбившейся станции. Ее появление сначала вызывает недоумение у команды, но затем они начинают ей верить. И то, с помощью чего она добивается их доверия, максимально абсурдно.

Посудите сами: нам показывают две буквально идущие друг за другом сцены. В одной на корабле нет подходящей одежды для Мины Дженсен (играет ее Элизабет Дебики), а в другой сцене оказывается, что есть запись из прошлого ее вселенной. Как эти элементы сочетаются друг с другом? Как вообще Дженсен попала на корабль?

Если предположить, что Cloverfield из этой вселенной упал из-за того, что появился корабль из другого мира, то почему она появилась на корабле? На практически все связанные с этой героиней вопросы в фильме нет ответа.

Помните, что я говорил насчет связи всех фильмов? Линия Майкла буквально цитирует 10 Cloverfield Lane — мужчина спасает девушку, которая гораздо младше его, и скрывается вместе с ней в бункере. Вот только выглядит это все максимально лишним. Монстров, от которых они прячутся, показывают буквально дважды, и это ничего не дает развитию вселенной, кроме того факта, что после просмотра The Cloverfield Paradox вы сможете сказать: «Да это же тот пришелец из „Монстро“!» и все.

В фильме есть ровно один сильный эмоциональный момент, который заспойлерили в трейлере, — сообщение от Авы Гамильтон самой себе. Это напомнило мне финал комикса Flashpoint, где Флэш передает Брюсу Уэйну письмо от его отца Томаса, который в другой линии времени стал Бэтменом.

Но, к сожалению, даже эта короткая эмоциональная сцена не спасает The Cloverfield Paradox. Он все еще выглядит грубой искусственной сборкой из разных фильмов.

Конец спойлеров.

Если вы ждали от The Cloverfield Paradox повторения успеха 10 Cloverfield Lane, то вы будете разочарованы. Фильму нечем подкупить зрителя, поэтому неудивительно, что Paramount Pictures отказалась от его театрального проката, отдав это право Netflix. Сервис сможет урвать свои просмотры исключительно из-за уникального в сфере кино случая выхода фильма буквально через несколько часов после представления первого официального трейлера. Вот только, когда люди посмотрят фильм, то поймут, что их обманули и подсунули попытку угнаться сразу за стаей зайцев, где ни одного так и не поймали.

Кстати, уже анонсировано продолжение «киновселенной» Cloverfield — фильм Overlord (у нас — «Повелитель») выйдет 26 октября 2018 года, и в нем представят нацистские исследования потусторонних сил. Как это будет привязаны к событиям первых трех фильмах, можно начинать представлять уже сейчас — с содроганием.

Больше о Cloverfield 

 
Источник

Кино и сериалы

Читайте также