Рецензия на «Чудо-женщину»

Рецензия на «Чудо-женщину»

1 июня на экраны наших кинотеатров вышла «Чудо-женщина», для многих, меня в том числе, главная премьера этого месяца. После трех очень спорных фильмов вселенная DC получила не только свой первый соло-фильм о супергероине, но и первую настоящую удачу. Картина неидеальна, где-то наивна, где-то вторична, но это однозначно не ставшее уже привычным, к сожалению, лишенное красок «мрачное» DC-месиво.

Мою радость от этой удачи омрачает одна тревожная мысль – я не знаю, верить ли себе. Убеждать ли вас верить моему пусть сдержанному, но восторгу? Ведь я изначально сумел выжать удовольствие и из первых просмотров «Человека из стали», «Бэтмена против Супермена» и «Отряда Самоубийц», а потом, в конце прошлого года, посмотрел последние две картины снова, в дополненных версиях – и понял, насколько заблуждался (они стали на верхние строчки моего «Топа разочарований 2016»). Это непростительный хаос, выдаваемый за сценарий, разваливающееся скачущее повествование, странные решения относительно переизобретения образов знакомых героев – на все это стало невозможно закрывать глаза.

Где гарантия, что я снова не делаю скидку, что не фокусируюсь на плюсах, отмахиваясь от минусов? Что через полгода, пересмотрев картину дома, я не буду плеваться так же, как от «Зари справедливости» или просто не выключу на середине, не в силах это смотреть, как с «Отрядом»?

Гарантии нет, и я не стану убеждать вас безоговорочно верить моей оценке. Я и впрямь так хочу, чтобы у DC все получилось, что терплю слишком многое. Но надежда есть – что на этот раз дело вовсе не в моем фанбойстве, что фильм и впрямь вышел хорошим. И я даже не про текущие 93% положительных рецензий от критиков и – поразительно – те же 93% от зрителей (такое совпадение мнений я вижу впервые) на томатах, я про то, что здесь и впрямь чувствуется нечто новое, а промахи предыдущих фильмов практически отсутствуют. В общем, вам решать, на сколько делить мое мнение и с какой лупой искать сухой остаток, я постараюсь просто максимально четко описать то, что увидел и почувствовал.

Не знаю, где они тренировали Гадот, где заменяли ее каскадером или графикой (графика в паре мест все же заметна), но переходов не чувствуется, Диана раздает всем очень убедительно.

Не знаю, где они тренировали Гадот, где заменяли ее каскадером или графикой (графика в паре мест все же заметна), но переходов не чувствуется, Диана раздает всем очень убедительно.

Самое яркое ощущение, остающееся после просмотра, касается не экшена, не диалогов или сюжетных ходов, не сеттинга или атмосферы, а какого-то общего, цельного впечатления от героя и его истории. Во всех вышеперечисленных аспектах могут быть свои плюсы и минусы, но давно фильмы этого жанра не создавали именно такого послевкусия.

Дело в том, что Диана – первый за долгое время супер-герой, который не тяготится тем, что он супер-герой. Нет мрачной тоски Бэтмена, комплексов Бога Кларка, сомнений Старка, кризисов самооценки Паркера. Чудо-женщина хочет помогать людям, любой ценой, во что бы то ни стало – она идет и помогает. Не напивается по вечерам с мыслями повесить костюм на гвоздь, не гнется под грузом силы и ответственности, а просто идет вперед.

Естественно, это может показаться вам упрощением персонажа – как же, у него должен быть внутренний конфликт, свои недостатки – какой прок от идеальной во всем, неотразимой, бессмертной амазонки-полубогини? Но в том-то и суть, что создать образ идеального героя, не сделав его приторным, плоским и неинтересным, действительно очень тяжело. Но им это каким-то образом удалось.

Решение начать историю с самого начала – с рождения Дианы на Темискире, с ее детства и мечты стать лучшим воином, было верным. «Ориджин стори» героев важны не только для того, чтобы сообщить нам факты – вырос там-то, глотнул плутония, обрел силу, они идеальны для сращения с героем, с принятием его точки зрения на мир.

Очень важно, что в фильме мы смотрим на наш мир глазами Дианы, а не наоборот – глазами обычного человека того времени на ряженую в бронелифчик дылду, разносящую немецкую армию. 

Возможно, этого не хватало «Человеку из стали» – мы смотрели на него больше со стороны, как мир, привечающий пришельца, и поэтому не прониклись до конца его метаниями. Вот за этот умелый фокус на герое хочется похвалить Пэтти Дженкинс отдельно, Снайдер очень часто терял его, увлекаясь созданием зрелищной сцены, забывая про общую линию.

Некоторые называют фильм смесью «Тора» и «Первого мстителя», но для меня «Чудо-женщина» – больше, чем даже сумма этих двух лент. Она дала мне то, чего давно уже не дают марвелловские потасовки, сколь бы качественными, забавными и эпичными они ни были – ощущение истории и героев, больших, чем сумма их частей.

Некоторые называют фильм смесью «Тора» и «Первого мстителя», но для меня «Чудо-женщина» – больше, чем даже сумма этих двух лент. Она дала мне то, чего давно уже не дают марвелловские потасовки, сколь бы качественными, забавными и эпичными они ни были – ощущение истории и героев, больших, чем сумма их частей.

Во многом фильм выглядит вторичным. Самым очевидным прообразом был «Первый мститель», проглядеть параллели сложно – супер-герой с щитом на войне, разномастная команда чудаков-солдат а-ля «Band of brothers», только Вторая мировая заменена на Первую, немецкий офицер-маньяк, ведущий собственные разработки супер-оружия вместе с личным сумасшедшим ученым, даже некоторые до смешного конкретные детали совпадают, но о них мы поговорим завтра в спойлерном разборе, в традиционных уже «неудобных вопросах», хотя признаюсь сразу – я не уверен, что смогу набрать достаточно придирок в этот раз. Да, все так плохо. То есть, хорошо.

Но и отличий достаточно, Капитан Америка и Диана очень разные и на войну они попадают совсем из разных миров, поэтому ощущения, что вы смотрите тот же фильм, нет.

Еще один часто всплывающий источник заимствований – «Супермен». Каких-то супер-очевидных отсылок к фильму Доннера я не увидел, хотя критики уверяли, что аллюзий на него там полно, Дженкинс явно затачивала фильм под него. Но одно точно – «Чудо-женщина» и впрямь чувствуется как первый «Супермен».

Диана – воплощение сострадания, силы, храбрости, альтруизма, чистой красоты – так же как Рив в роли Кларка. И традиционная лав-стори Дианы и Кента из комиксов уместнее бы смотрелась именно между версиями героев Галь Гадот и Кристофера Рива, нежели с депрессивным Суперменом Кэвилла/Снайдера.

«Чудо-женщина» действительно нашла новый для текущей киновселенной язык, и он оказался хорошо забытым старым. «Отряд самоубийц» попытался быть дерзким и шебутным, но, сделав шаг в сторону, рухнул в пропасть (хотя сама идея-то была отличная, но сценарий свел все усилия на нет).

Пэтти Дженкинс же просто решила, что супер-геройский фильм просто должен быть таким, каким был изначально – фантазией об идеале, мифом о спасителе, историей о добре и сострадании, поиском бога в человеке и наоборот. 

После всех скитаний жанра по мрачным драмам, бесшабашным комедиям, эпичным экшенам это возвращение к истокам кажется глотком свежего воздуха, нащупанной истиной, лежавшей на поверхности.

Есть еще один фильм, который вспоминаешь при просмотре, хотя я не видел, чтобы его упоминали в рецензиях. Это «Пятый элемент». Лилу так же была создана для защиты человечества, она – чистый, незамутненный идеал. Сильная, умная, мгновенно обучающаяся новому, но видящая наш мир впервые. У Лилу был Корбен Даллас, у Дианы есть ее Стив, они – первые, прикоснувшиеся к богине, ее первые волхвы, ее паства, поразившиеся величию силы ее духа, ее благородству и красоте. 

Визуально фильм, безусловно, вышел очень красивым. Вернувшиеся краски определенно помогают, но есть еще и хороший свет и глубокий контраст, которые делают сцены в помещениях атмосферными и запоминающимися.

Визуально фильм, безусловно, вышел очень красивым. Вернувшиеся краски определенно помогают, но есть еще и хороший свет и глубокий контраст, которые делают сцены в помещениях атмосферными и запоминающимися.

В фильмах Marvell мы такого света и цветокоррекции под историческую драму не видели

В фильмах Marvell мы такого света и цветокоррекции под историческую драму не видели

Вообще есть отличное эссе про цветокоррекцию вселенной Marvell – на нее жалоб не меньше, чем на десатурацию Снайдера. Она тоже по своему плоская, но замечаешь это не сразу – в видео есть примеры с измененными настройками для сравнения.

Диана проходит через тот же кризис веры в человечество, что и Лилу – достойны ли мы спасения, возможно ли спасти нас от самих себя. Она так же ужасается войне и ненависти в сердцах людей, готовности разрушать и нести страдания. И она вызывает такой же отклик, как Лилу в свое время. И то, что обе идеальны, не делает из Мэри Сью – эта абсолютность оправдана как сюжетно, так и требованиями истории. Как и в случае Лилу, Диану приземляют ее наивностью и незнанием нашего мира, она часто ведет себя по-детски (Мультипаспорт!) и постоянно требует отвести ее на войну, ведь там люди страдают.

Нет, «Чудо-женщина» – не шедевр уровня фильма Бессона, она во многом проигрывает этому чуду, опередившему свое время. 

И жаль, что в ней отсутствуют некоторые ключевые сцены «Элемента». Картина бы стала настолько сильнее, если бы мы увидели Диану, которую все же числом одолели враги, раненую, плачущую, беззащитную – как Лилу в системе вентиляции. Нуждающуюся в поддержке. Это бы не умалило образа сильной самостоятельной женщины, как и в случае героини Йовович (Господи, как же она была хороша в этой роли), но позволило бы нам понять пределы возможностей Дианы, еще яснее увидеть в ней человека.

Чудо-женщина не неуязвима, за нее переживаешь, но все же подобной сцены с жизнью на волоске здесь мы так и не дожидаемся.

Экшен

Пора пройтись по отдельным аспектам, чтобы вы могли подкорректировать свои ожидания. Первые трейлеры поразили нас отличным экшеном – и они не врали, хореография батальных сцен тут и впрямь великолепна. Удары мощные, красивые, изобретательные, показанные максимально полно и четко – без сумасшедшего монтажа и тряски камеры, обильно политые слоу-мо и трехмерностью.

Но экшена тут не так много, как, возможно, некоторые ожидали. Есть три больших сцены (и пара поменьше): в начале, середине и конце, но при этом нет ощущения, что драк мало, их вполне хватает для создания необходимого впечатления, просто «300» от картины ждать не стоит – там экшен становился главным языком картины, сносил башню, приятно выматывал, поднимая планку зрелищности все выше и выше. Но ничего более ввергающего в прострацию, чем сцена первой атаки Леонида в слоу-мо никто до сих пор так и не снял, даже сам Снайдер.

Экшен «Чудо-женщины», впрочем, подходит на удивление близко, просто здесь он не затягивается до момента, когда в нем начинаешь жить, дышать с этими идеальными движениями в едином ритме.

Несмотря на то, что больших экшен-сцен всего три, фильм не превращается в бесконечные хождения и говорильни, не блуждает по непонятным закоулкам сценария, как те же «Пираты Карибского моря 5». Ты понимаешь значение каждой сцены, пусть некоторые из них кажутся несколько затянутыми, а некоторые – слишком подрезанными монтажом, динамика не теряется, и общая эмоциональная линия лишь набирает силу по ходу фильма.

Актриса

Кастинг Галь Гадот на роль Чудо-женщины в свое время казался куда более спорным, чем Бэтфлек. Бена многие фанаты приняли сразу (я, например, поверил в него с момента объявления – но больше потому, что в качестве режиссера Аффлек убедил меня, что далеко не так прост, как кажется), многие – плевались. Гадот же не нашла себе таких сторонников – большинство считало, что она не подходит, так как слишком дохлая и мускулистую амазонку не напоминает ничем, да и особого актерского таланта у Мисс Израиль на тот момент замечено не было. Противоположное же мнение заключалось в том, что «ну, может, и получится, дадим ей шанс».

Удивительно, что в итоге Гадот воплотила образ на все сто, не отстав от Бэтфлека. Все же что-что, а кастинг у Снайдера всегда был безупречен – актеры «Хранителей» до сих пор вызывают немое восхищение, хотя в других своих ролях они впечатляют не так сильно.

Что касается актерского таланта, да, Галь Гадот – красотка с тонкими чертами лица, ногами от ушей и прекрасной фигурой, но это уже не та холодная фам фаталь, которую мы видели в «Форсаже», это совсем другая красота – наивная, девственная, преисполненная идеалистичных представлений о мире и человечестве. И даже современная Чудо-женщина, которой за сотню, все равно совершенно другой человек. Возможно, Гадот и не великая актриса, но она попала в героя идеально, ни одна актриса или косплейщица до этого не выражала его так полно и точно.

И это в фильме самое удивительное – У Галь Гадот и Пэтти Дженкинс получилось, казалось бы, невозможное – убедительно воплотить на экране супер-героиню с нелепым именем, оставив на месте и ее броне-лифчик, и короткую юбку, и золотое лассо, и даже ориджин, привязанный к греческим богам, которые смотрятся не слишком уместно в псевдо-реалистичной вселенной DC.

А это даже сложнее воплощения образа героя с буквой «А» на лбу и американским флагом на пузе. Не случайно студии так долго не решались взяться за женщин-супергероев – дело не только в истории провалов предыдущих попыток – это совершенно новая веха в жанре, поэтому не оценить результат по достоинству нельзя.  

Крис Пайн здесь харизматичен и приятен, Робин Райт  (жена Андервуда в «Карточном домике») прекрасна, как всегда.

Крис Пайн здесь харизматичен и приятен, Робин Райт  (жена Андервуда в «Карточном домике») прекрасна, как всегда.

Я хочу под занавес описать вам ту сцену в окопах из середины, потому что только так смогу объяснить, что именно на меня повлияло, решайте сами, спойлерить ее себе или нет, но каких-то особых твистов она не портит нисколько.

Легкие спойлеры

Окончательно фильм пробил меня именно здесь – Диана поднимается из окопа в своем цветастом костюме. В роликах момент выглядел зрелищно, не несколько нелепо и чересчур пафосно. В фильме же он смотрится совсем по-другому.

Это не простое «мне пофиг, я супер-баба, пойду всем вломлю», до этого мы видим, как Диана идет по разрушенным деревням, как кидается то успокаивать лошадей, то утешать обескровленную мать с ребенком. Стив пытается объяснить ей – мы теряем время, ты не можешь спасти всех, у нас есть задача – мы обязаны выполнить ее, отвлекаться нельзя. Но она не может перешагнуть через себя и бросается в бой, чтобы отбить какую-то мелкую деревню, от которой практически ничего не осталось, но это родной дом встреченных ею людей.

Она сбрасывает пальто, впервые за долгое время обнажая свой разноцветный доспех – жаль из этого момента не выжали больше, я ждал кадра падения этой скорлупы, рождения героя, ведь именно в этот момент она окончательно отбрасывает компромиссы, перестает делать то, что велит Стив, притворяться обычным человеком и вести себя так, как от нее того ожидают.

Именно поэтому так акцентирован каждый шаг по этой лестнице – из безопасности окопа на войну, к которой она так стремилась (и не потому, что обожает сражаться, как в некоторых комикс-версиях – там она одержима битвой, а здесь идет сюда, потому что хочет спасти людей от этой войны, выполнить предназначение амазонок). И видно, как неуверенны ее первые шаги – она не знает, выживет ли вообще, почти замирает в сомнении, но все же идет вперед, отбивает первую пулю, вторую – и тогда появляется уверенность, она бросается на врага.

Момент, когда пулеметный огонь разбивается о ее щит, отбрасывая ее назад, тоже казался в отрыве от контекста дешевым пафосом, «супергеройским приземлением», но именно здесь ты видишь, как прогибается атлант под весом неба – для того чтобы расправить плечи окончательно минутой позже.

И даже весь этот ее выход под обстрел в костюме «приманка для снайпера» объяснен – она полезла туда не мочить всех в одиночку, а именно отвлечь огонь на себя, дать шанс Стиву с командой и солдатам союзников нанести удар. 

Это однозначно не только самая зрелищная и мощная сцена фильма, но и самая продуктивная в плане раскрытия персонажа, контакта Дианы со зрителем. Экшен, за которым что-то стоит. Непривычно, что и сказать.  

На контрасте конечная экшен-сцена смотрится очень слабо, скажу сразу. Финальная драка со злодеем сделана довольно бредово и визуально мало интересно, зашкаливающий пафос превращает все это в такую же компьютерную кат-сцену, как финальная битва в том же «Мече короля Артура», но финальные драки у нас как-то делать еще так и не научились – бой с Джокером в конце «Темного рыцаря» тоже был ни о чем.

Потому что настоящее противостояние героя и злодея происходит не тогда, когда они бьются на кулаках, а в середине фильма, где герой пытается помешать его планам, выследить, прижать, там идет битва стратегий, идеологий, характеров.

Финал – лишь итог этого противостояния, где уже ясно, кто победит. Середина куда интереснее, так как объясняет, почему герой победит, почему он должен победить, почему нам стоит жаждать его победы.

Конец спойлеров

Видеообзор Паши Пивоварова, на этот раз мы с ним полностью совпали во мнениях

Итог

Здесь есть запутанная предыстория с богами, есть много вторичных элементов, знакомых по другим фильмам, есть ряд мелких огрехов в сюжете и традиционная уже проблема с недостаточно раскрытыми злодеями. Но что-то кликает, что-то здесь, наконец, работает, что превращает развлекательное кино в нечто большее – по иронии, очень по-Снайдеровски, то, что у него самого до конца так и не вышло во вселенной DC, но вышло в «Хранителях», почти получилось в «Запрещенном приеме» и «300».

Если вы волновались, что фильм слишком будет упирать на шутки про платья и мечи, как в трейлере, то не бойтесь – почти все шутки были в роликах, перебора нет, в фарс они историю не превращают. Удивительно, но даже пара шуток на тему секса выглядят тонко и гармонично.

Нет здесь и огромного упора на феминизм, нигде не давят на то, что женщины – хорошо, мужики – плохо. Равноправия полов касаются, но вскользь, это все же не главная тема фильма, но мимо эры суфражисток тоже проходить было бы странно. Объективизации, несмотря на историю героини (про то, как ее комиксы долго были фантазией на тему бондажа я писал в «Кто такая Чудо-женщина») и ее откровенный костюм, нет вообще. Никакого супер-декольте, сцен в душе и прочего. Кто-то будет расстроен, но с темой невинности это не вязалось бы.

Мне правда понравился этот фильм, и я надеюсь, что это не было наваждением, от которого спустя месяцы наступит похмелье. Это настоящий современный эпос про героев, то, каким супер-геройское кино было когда-то и, возможно, должно стать снова. Фильм, в котором чувствуется идея, на выражение которой он тратит все свои силы. Не просто на то, чтобы донести ее – это прописные истины, сами по себе они не несут ничего нового – но на то, чтобы вдохнуть в нее жизнь, как Зевс – в глиняного ребенка Ипполиты.

Для меня эта картина оказалась прежде всего трогательной, сильной, оставляющей яркое впечатление – и дело не красивой актрисе или зрелищных драках. 

Вряд ли я смогу описать это абсолютно точно, но это в кои-то веки живая история – она дышит под грудой шаблонов и условностей, ложась на сознание скорее на уровне атмосферы, подтекста, ярких образов и моментов, дополняющих единую картину героя.

Это фильм, который хочется показывать детям, и я надеюсь, что когда-нибудь покажу его дочери: «Видишь, ее тоже зовут Диана». Но это не значит, что эта картина только для маленьких девочек, которым нужно поверить в свои силы, это нужно тому огрызку света в каждом из нас, который совсем истончился от цинизма и сарказма, от шуб, в которые мы прячемся, чтобы не ждать ничего особенного от жизни и не разочаровываться впоследствии.

Еще о «Чудо-женщине»

Новости:

Статьи:

 
Источник

Кино и сериалы

Читайте также