Рецензия на «Большую игру» Соркина

11 января в нашем прокате стартовала «Большая игра» — режиссерский дебют одного из самых талантливых и признанных сценаристов Голливуда, Аарона Соркина («Социальная сеть», «Стив Джобс», сериалы «Служба новостей» и «Западное крыло»), вышедший в США еще в прошлом году и участвующий в приближающейся «Оскаровской» гонке.

Картина основана на реальных событиях, на мемуарах Молли Блум (буквальный перевод названия: «Игра Молли»), которые фигурируют и в самом фильме как один из ключевых элементов.

Молли была профессиональной лыжницей, входила в топ-три в США, но на Олимпийские игры так и не попала — из-за травмы, с показа которой начинается фильм. Ее брат в том же виде спорта стал трижды чемпионом мира, дважды — олимпийским.

Но настоящая история Молли началась, когда босс ввел ее в мир подпольного Голливудского покера в качестве помощницы по организации игр. Она занималась обзвоном игроков, заказом закусок и бухгалтерией, но при этом внимательно слушала и наблюдала за играми, постепенно разбираясь как в покере, так и в выросшем вокруг него бизнесе. Пока в один прекрасный момент она не начала организовывать собственные игры и не стала супер-успешной на этом поприще.

Соркин заостряет внимание на том, что Молли отчаянно не хотела выдавать никого из своих игроков, несмотря на то, какие деньги ей за это предлагали и даже на допросах ФБР она назвала лишь те имена, что уже были известны из показаний других проходивших по делу. Дело в том, что ее клиентами были очень известные и богатые люди — такие как Бен Аффлек, Мэтт Деймон, Маколей Калкин и Леонардо ДиКаприо.

Очевидным решением для экранизации такой истории было бы сосредоточиться на этих именах, показать подпольные игры Голливудской элиты, сыграть на скандальности, но Соркин выбирает другой путь. Возможно, просто по юридическим причинам — звезды не хотят освещения этих фактов своей биографии, хотя с их стороны было бы творчески и человечески смело взять и сыграть самих себя в этой ситуации. Соркин показывает их, но лишь мельком, крайне туманными намеками, в актере-джентльмене, например, угадывается Аффлек, но крайне неявно, плюс его роль в истории практически нулевая.

Единственному актеру уделяется пристальное внимание — тому, кого Молли в книге называла исключительно Игрок Икс. Он был центральным элементом ее игр, проигрывать ему приходили специально, причем весьма влиятельные люди, и не поддаваясь, а потому, что он был действительно хорош. Соркин показывает его сущим социопатом, садящимся за покер не ради денег, а для того, чтобы разрушать чужие жизни — о чем он и говорит Молли открытым текстом. Знаете, кем был Игрок Икс в реальной жизни? Это Тоби Магуайр.

Милашка Тоби, всегда играющий наивных добродушных простаков, в жизни, похоже, был сущим дьяволом, что великолепно изображает играющий его здесь Майкл Сера. Кастинг, надо сказать, снайперский — Майкл тоже обычно играет простодушных парней, очаровывающих своей наивностью и чистым сердцем.

Здесь же от одного его взгляда становится дурно, такая порочность застывает на этом милом, почти детском личике. Сера, правда, уже показывал свое умение быть криповатым и пугающим в «Магия, магия», но от этого его игра здесь не становится менее впечатляющей.

Выходит, что когда Тоби в «Человеке-пауке 3» играет эмо-мудака Питера под влиянием черного костюма, мы видим реального Тоби? Ну, или по крайней мере нечто куда более близкое к его реальному характеру. Вдвойне странно тогда, что этот образ Магуайр играет так недепо и неубедительно. Хотя, возможно, в этом и есть истинная гениальность его актерских талантов.

Конечно, нельзя судить о том, какой Тоби в реальной жизни, исходя из фильма, который не смеет даже назвать его реальным именем, но подумать об этом довольно интересно.

Как бы то ни было, о реальных именах игроков Молли я узнал лишь после просмотра, вовсе не они удерживали мое внимание в кинотеатре. Это все лишь вишенка на торте, о которой забавно было упомянуть, но не более.

«Большая игра» — это доказательство талантов Соркина, теперь еще и как режиссера, но прежде всего это его триумф как сценариста.

Он умудряется сделать из любопытной, скандальной, но в общем и целом не особо притягательной, а для большинства — и откровенно скучной, истории про какой-то там покер потрясающе захватывающее и динамичное кино. То, сколько он выжал из этой истории, сколько эмоций, драмы, напряжения сумел вплести в нее, не может не восхищать.

Мы то и дело видим, как сценаристы и режиссеры берут некую потенциально интересную задумку и умудряются слить ее, растерять все заложенные в ней сильные идеи. Обратные примеры — огромная редкость. Здесь же Соркин показывает именно это — он берет не слишком интересную историю и обогащает ее, выводит на новый уровень. Напиши и сними картину по той же книге другие люди, уверен, она мало кого смогла бы захватить и поразить.

Во-первых, Соркин показывает, как сделать сцену интересной и динамичной. Он без стеснения использует закадровый голос рассказчицы — самой Молли — которая объясняет происходящее. Но то, что обычно воспринимается как костыль плохого рассказчика (мол, фильм должен показывать, а не рассказывать), здесь превращается в нитро-ускоритель для динамики сцены, создавая дополнительный информационный слой, усиливающий влияние на зрителя.

Рассказывая о лыжной трассе Соркин сыплет подробностями: градус крутости склона, траектория движения, особенности крепления лыж и подготовки трассы.

Но все это — не бездумно, не просто ради того, чтобы сойти за умного. Эти факты вовлекают зрителя, они подаются выверенными разжеванными порциями, создавая эффект посвященности, вы уже смотрите на прыжок лыжника не с позиции профана, которому мало интересен этот спорт, а с позиции знатока. И все потому, что автор потратил минуту на объяснение ключевых для понимания сцены деталей. Это уважение к зрителю, это понимание, как именно донести нужные вещи, как заставить экспозицию звучать хлестко и вкусно, словно вам объясняют, как выиграть миллион.

То же самое и с покером — Соркин дает вводную для тех, кто не знает игру, выводит карты на экран, поясняет основные решения игроков. Даже если вы не вслушиваетесь, у вас все равно создается впечатление, что вы понимаете, что происходит, причем вплоть до мелочей. Это действительно впечатляющая работа.

И здесь Аарон уже не совершает ошибку, которая сделала «Стива Джобса» монотонным — он вовремя переключает скорости. Жонглируя несколькими временными периодами (суд, флэшбеки во времена расцвета ее покерной империи, флэшбеки в детство и юность), тоном и темпом сцен, ему удается создать многогранное повествование, которое выглядит все более впечатляющим по мере того, как в него вплетаются новые элементы. В итоге это уже не просто фильм о скандальной истории про Голливудских звезд, не фильм о покере, а исследование человеческой натуры, повесть о по-настоящему сильной женщине, которая раз за разом находила в себе силы подниматься с земли после очередного удара судьбы.

Я не раз говорил, что сериалы Соркину удаются куда лучше — там он успевает проработать героев, выстроить отбивающиеся через серию или целый сезон знаковые события, вплести мораль и создать нечто по-настоящему человеческое и трогательное.

В фильмах же он сосредотачивается исключительно на динамике, чтобы диалоги летели, персонажи трещали, не переставая, и на этом облаке отточенных слов и коротких реплик история несла зрителя к самому финалу. Если сравнить два его сценария, оба посвященные Белому Дому и будням президента — фильм «Американский президент» и сериал «Западное крыло», то становится очевидно, почему сериальный формат подходит этому сценаристу больше. Фильм выглядит картонным, надуманным и откровенно недалеким в сравнении с многослойным умным телешоу.

Но здесь Аарон доказывает, что научился упаковывать все необходимое и в более скромный хронометраж, пусть его лента и идет два с половиной часа. Фирменные Соркиновские диалоги с выверенной ритмикой, бойкие и живые, создают впечатление, что фильм идет куда меньше.

Режиссура Соркина не блещет изобретательными ракурсами или вычурными изысками, она утилитарна и практична, но актеры — Джессика Честейн, Идрис Эльба, Кевин Костнер и Майк Сера — у него играют на все сто, такие роли запоминаются и отмечаются наградами и номинациями. Думаю, можно сказать, что с режиссерским дебютом Аарон справился на ура, особенно учитывая, каким хорошо смазанным и крепко сбитым выглядит фильм — история не провисает, не дает заскучать, все элементы четко подогнаны друг к другу. 

Главная задача режиссера — быть интересным и эффективным рассказчиком, а этого у Соркина не отнять.

Я советую всем посмотреть «Большую игру», даже если аннотация не вызывает у вас энтузиазма, а тема покера или развлечений Голливудских звезд особо не интересует — это вполне естественная реакция, но эта картина дает гораздо больше, чем можно подумать. Гораздо больше, чем большинство лент прошлого года, даже из тех, что попали в топ-10. Это настолько хорошее кино.

 
Источник

Разное

Читайте также