Рецензия на блестящий новый альбом Кендрика Ламара

Почему все говорят про новый диск Кендрика Ламара? Все просто — современный мир испытывает острую нехватку сильных текстовиков. Феноменальный успех последних альбомов Джей Коула — тому пример. В наши дни глубокие, сложные тексты пишут действительно единицы. Кто из американских рэперов может похвастаться мощным содержанием своих песен? Вот именно. А кто может еще и подать их не в виде неслушабельного месива (как Эминем в последние годы), а хитово, современно и со вкусом? Дрейк и Кендрик Ламар. Первый уже стал главной звездой хип-хопа, второй же навсегда получил статус живой классики.

Когда речь заходит о рекламе и маркетинге, в моей голове всплывает мысль Артемия Лебедева об его отношении к раскрутке собственных продуктов. Дизайнер говорил, что материал должен быть интересен сам по себе настолько, что над его рекламой даже не нужно было бы задумываться.

Выпуск на рынок какой-либо вещи должен стать событием уже из-за исключительности этого товара. Легко догадаться, к чему я клоню — о выходе альбома Кендрика Ламара стало известно за пару недель до релиза, да и то на уровне слухов.

Абсолютное отсутствие промоматериалов и громких обещаний, один-единственный сингл Humble (роскошный) и… интернет взорвался. Четвертый диск одного из главных рэперов планеты ждали многие, а его выход стал как-раз тем самым событием, которое говорит само за себя и не нуждается в анонсах и дополнительной рекламе.

Первый сингл с альбома и стопроцентный бэнгер «Humble» ворвался в Billboard Top-100 и набрал свыше 60 млн просмотров за две недели

Перед релизом все обсуждали каким будет этот альбом — Кендрик продолжит игнорировать современные тренды в хип-хопе и опять выдаст нам фанк и джаз? Многие боялись, что DAMN. станет наследником предыдущей пластинки — «To Pimp a Butterfly», оставивший многих слушателей в недоумении.

Тотальное отсутствие клубных бэнгеров, ни одного классического радио-френдли сингла и мощный посыл в куплетах помешали некоторым проникнуться альбомом.

Я и сам отношусь к нему по-особенному — как к музейному экспонату. Да, это бесконечно красиво, а в мастерстве автора сомневаться не приходится. Да, это виртуозно написано и социально важно.

Но я не хотел переслушивать альбом раз за разом — я не поклонник такого звука. Как и многие фанаты Ламара.

Если хотите наглядный пример, то можно вспомнить «Горгород» Оксимирона. Кто сомневается, что перед нами — шедевр, которых разрушил все существующие хип-хоп рамки? Но кто переслушивал отдельные песни оттуда и заучивал строчки наизусть? Таких людей мало. Эти диски, вероятно, работают как книги или картины, которые впечатляют, но не будешь же ты в здравом уме перечитывать одну и ту же книгу несколько раз подряд? Музыка же работает немного по другому.

Сам Ламар незадолго до выпуска DAMN. рассказал в интервью, что во время написания «To Pimp a Butterfly» он чувствовал, что должен высказаться по существующей проблеме (речь об ущемлении прав чернокожих). Также он добавил, что сейчас не так сильно сфокусирован на этой теме. Заявление обнадежило многих слушателей, которые не были в восторге от предыдущей пластинки Кендрика. И Кендрик не обманул — DAMN. оказался куда ближе к «Good Kid, M.A.A.D City», нежели к последнему альбому исполнителя.

Перед нами все тот же «классический» Кендрик. С подвешенным языком, огромным словарным запасом и желанием высказываться на остросоциальные темы. С мощнейшими текстами, подобным по уровню глубины которых днем с огнем не найдешь в современном хип-хопе.

И в отличие от того же «To Pimp a Butterfly» это снова качает.

Ламар всегда умел сложно рифмовать и закручивать тексты так, что их ритмический рисунок превращал слушателя в игрушечного пса на «торпеде» автомобиля — при прослушивании треков Кендрика голова качалась примерно также. Но дело в том, что под спокойные и умиротворенные джазовые инструменталы типа «i» это звучало не то чтобы мощно. А, например, DNA — это же настоящая мясорубка!

Я обожаю именно такого Кендрика — скачущего по битам психа с мегаломанией, нежели рассудительного и спокойного. При этом, конечно, нельзя не отметить и мастерство Кендрика именно как рассказчика. Та же DUCKWORTH — это безумная (и, судя по всему, правдивая) история о том, как 15 лет назад один мерзавец чуть не застрелил отца Ламара. Спустя годы этот же бандос стал музыкальным менеджером Кендрика. Сюрреалистично, жутко, красиво.

Но есть еще одна деталь, выделяющая «DAMN.» среди других альбомов рэпера. У артиста наконец-то появилось лицо — десятки строчек личных переживаний показали нам Ламара таким, каким мы его прежде не видели.

Размышления о дружбе, семье, собственном успехе — до этого Кендрик описывал куда более масштабные вещи. Своими личными страхами он не делился.

Выглядит это любопытно, особенно учитывая статус артиста — из талантливого рифмоплета Ламар вырос в голос поколения. И только сейчас он заговорил о своих собственных проблемах, а не о проблемах своего народа. Об этом очень наглядно говорит начало в той же DUCKWORTH:

«Я всегда думал, что сражаюсь против всего мира. До тех пор, пока не понял, что сражаюсь лишь сам с собой»

Первый (и тоже хороший) альбом Ламара «Section.80» не дал ему ровным счетом ничего, кроме локальной известности и уважению среди ребят с района. Второй диск «Good Kid, M.A.A.D City» сделал его суперзвездой. Третья пластинка «To Pimp a Butterfly» превратила его в подобие мессии. После четвертого альбома нет никаких сомнений, что перед нами одна из главных персон жанра на сегодняшний день. И если уж повелось, что Дрейк стал лицом хип-хопа, то Кендрику отлично удается быть его мозгом и сознанием.

 
Источник

Музыка

Читайте также