На больших экранах произведения Пратчетта пока не появились, в отличии от Геймана, чья «Звездная пыль» все же увидела свет под руководством ныне известного Мэттью Вона («Пипец», Кингсман»). А вот результат их совместной деятельности — экранизацию книги 1990 года «Благие знамения» — удалось стараниями Amazon и BBC довести до малых экранов.
За сценарий отвечал сам Нил Гейман, который тут еще и шоуранером стал — и это видно. Сериал поразительно точно следует первоисточнику.
Изменения в сюжете настолько незначительны, что их попросту трудно заметить. Единственное бросающееся в глаза отличие — уже ставшее нормой «очернение» и смена пола ряда персонажей. Но темнокожие Адам и Ева и женщина-архангел Михаил — это детали, в остальном сериал можно назвать одной из самых точных экранизаций из когда-либо снятых.
Прежде чем перейти к разбору достоинств и недостатков этого шестисерийного проекта стоит рассказать о сюжете, в центре которого — попавший в переплет демон Кроули и его давний друг ангел Азирафаэль.
Так получилось, что эти два старых знакомых, проживая в людском царстве, очень прониклись человеческой культурой. И совсем не хотят, чтобы пришествие антихриста все загубило.
Они решают стать дитю зла кем-то вроде крестных отцов и совместно, втайне от его ничего не подозревающих родителей, наставлять Антихриста. Но все идет не по плану. Ребенок благодаря подмене должен был попасть в определенную семью, чтобы силы добра и зла могли за ним наблюдать, но в результате перетасовки детей он оказывается в совсем другой семье. И теперь главным героям необходимо найти его, иначе миру наступит конец.
Подробно пересказывать весь сюжет довольно трудная задача, так как он переполнен сюжетными линиями и персонажами. Создателям сериала пришлось даже удалить некоторых действующих лиц (байкеры), иначе в шесть серий все не поместилось бы. Наличие разных пестрых персонажей было огромным плюсом оригинального произведения, но некоторые лишь отвлекали от основного повествования. И в сериале местами это чувствуется. А все потому, что два главных героя крадут все шоу — что в книге, что в сериале.
Теннант и Шин — просто невероятная удача кастинга. Оба как влитые вписались в заданные образы. Невероятно милый, наивный и очень ранимый Азирафаэль в исполнении Шина действительно смог стать олицетворением всего самого светлого, а вот у Теннанта работа была посложнее. Его персонаж изначально имел в себе и хорошее, и плохое. Он как рок-звезда: самоуверенный, яркий, обладающий чернейшим чувством юмора, но притягательный. Наблюдать за действиями этого альянса сплошное удовольствие. Особенно в третьем эпизоде, где мы видим историю их дружбы сквозь века.
Остальные персонажи и в книге не могли конкурировать с ними, а тут и подавно. Они блекнут на фоне главного дуэта. Ни Джон Хэмм, играющий архангела Гавриила, ни известный по «Лучше звоните Солу» Майкл Маккин в роли старого ведьмолова не выдали никакого впечатляющего перфоманса, а Мирей Инос («Убийство») и вовсе шокировала чудовищным переигрыванием в своей небольшой роли всадника апокалипсиса по имени Война. Про детей лучше и не вспоминать.
Жаль, что дважды оскароносной Фрэнсис Макдорманд досталась лишь роль голоса Бога, который иногда вклинивается в повествование, чтобы снабдить зрителя деталями.
Учитывая уже вышеупомянутую близость к первоисточнику, то не только плюсы перекочевали в его телеверсию, но минусы. Немного сумбурный сюжет при сжатии и обрезании стал еще более хаотичным. Почти каждую серию появляется какой-нибудь новый персонаж. Для незнакомых с первоисточником людей это может стать проблемой — событий много, перескакивают с одного на другое часто, велико количество локаций. Они тут прямо-таки пышут разнообразием: от древнего театра до современного офиса.
Но возвращаясь к скачкам: формат шести серий — это прекрасно, но так получилось, что проходных эпизодов тут нет, а нехватка экранного времени у определенных персонажей все равно ощущается.
Особенно с персонажем Джека Уайтхолла. «Компьютерный гений» Ньютон Пульцифер ощущается пустоватым и очень серым, а его напарница и потомственная ведьма Анафема Гаджет (Адриа Архона) — девушка, конечно, привлекательная, но не чувствуется в ней того огонька из книги. Со всадниками апокалипсиса можно было добавить сцен для демонстрации их способностей. Ведь такой разгул для фантазии!
Откровенно плохого тут совсем немного — речь о спецэффектах. Местами это просто тихий ужас. Бюджет пошел на декорации и актеров, а на графике явно решили сэкономить. Иногда глаз начинают резать страшные задники, иногда попытка показать что-то демоническое. Обидно, ведь экономия на этом аспекте загубила потенциально хорошую хоррор-сцену с личинками, которая впечатляла в книге, а тут длилась секунд пять и имела нулевой эффект, так как бюджет закончился, как только она началась.
При всем этом сериал смело можно назвать стильным. Пусть иногда и происходит злоупотребление крупными планами во время диалогов, но в остальном тут и забавные переходы, и приемчики вроде камеры, при приближении врезающейся в окно (я надеюсь это было сделано специально), или визуализации путешествия внутри телефона, а уж сцены танцев главных героев в разных эпохах — просто прелесть. И такого в сериале достаточно.
История вроде бы и с размахом, но одновременно какая-то уютная, ламповая. Словно сидишь с другом в пабе в дождливую погоду, а он травит тебе очередную байку, пока на фоне играют песни Queen (в сериале они частенько играют из магнитолы Кроули).
Главное — быть готовым к тому, что это больше комедийное произведение. Несмотря на то, что задействованы страшные адские силы и в центре всех проблем стоит мальчик-антихрист, это добрая сказка, которая требует от зрителя определенных познаний, иначе часть шуток вроде Шекспира и Betamax могут не зайти. Юмор тут не разрывной, но он очень уместный и меткий.
Тем, кто не знаком с первоисточником, лучше не читать книгу незадолго перед просмотром сериала, так как сильное сходство может повредить впечатлениям. Ведь авторы особо не стараются проявлять креативность, а удивить они вас ничем не смогут, а только почти дословно и скромно перенесут на экран то, что вы недавно прочли.
Общее впечатление от этого мини-сериала положительное.
«Благие знамения» — яркий и смешной балаган, чьи бюджетные ограничения не сильно портят картину, ведь во главе всей этой кутерьмы стоят два неистово химичащих между собой героя, чьи приключения и есть сердце всей истории.
Источник