Крупные издатели все чаще берут под крыло инди-разработчиков с любопытными, стильными проектами. Square Enix решила не отставать от коллег и поддержала создание пазл-платформера Black The Fall от румынской Sand Sailor Studio. Вышло мрачно, в меру сложно и с очень ярким социально-политическим комментарием. Ярким настолько, что начинающих румынов хочется обвинить ни то в безвкусии, ни то в юношеском максимализме. Даже жаль, в игре потрясающие головоломки.
Black The Fall была номинирована на «Лучшую инди» по итогам Gamescom 2016 и получила награду за лучший геймдизайн на конференции инди-разработчиков BIC в Корее. И тут мне остается только поддержать — дизайн уровней и загадки в игре действительно образцовые.
Многие современные пазл-платформеры больше полагаются на визуальный дизайн локаций и сюжет, отодвигая головоломки и прыжки на второй план. Но Black The Fall построена как раз вокруг геймплея, так что с ним здесь порядок — сложность и разнообразие на высоте.
За всю игру мне, кажется, не попалось ни одной одинаковой задачки, даже похожие по формулировке проблемы «обойди гигантского робота» или «проскользни мимо турелей» каждый раз решаются по-разному, основываясь на особенностях окружения. Периодически попадаются действительно сложные ситуации, в которых приходится включать мозг, и придумывать решения, после которых испытываешь то самое чувство «ай, какой я молодец, до такого не каждый догадается!». И это главный индикатор хорошего баланса.
Уровни не следуют единой формуле и все время подкидывают что-то новое.
Тут приходится переправляться через огромную лужу на плоту без мотора или паруса, тут — сливаться с толпой безликих рабочих, а тут — пробираться по опасному коридору в полной темноте, ориентируясь по звуку.
Более стандартных приключений тоже хватает, но и они сделаны качественно.
Кроме стандартного набора движений, в арсенале у нас есть несокрушимый робот-собака и особая лазерная указка. Электронный компаньон может цепляться к специальным панелям, плавать и складываться в удобную табуретку, а указка позволяет управлять не только им, но и безвольными рабами местного режима, это отлично обыгрывается в паре мест.
Да и сами уровни относительно небольшие, не успевают утомить даже несмотря на то, что в общем палитра игры может похвастаться всеми оттенками серого и коричневого, вокруг разруха, тоталитаризм и постапокалипсис.
И это главная проблема Black The Fall. Для Румынии коммунизм — больная тема, и в Black The Fall проявилась вся боль и страх румынского народа. При Николае Чаушеску страна страдала от социалистического тоталитаризма, но при этом СССР считался едва ли не главным внешним врагом. В итоге получилось так, что в современную румынскую культуру вплетена двойная ненависть к серпу и молоту. Вся игра — мрачная, гиперболизированная зарисовка на тему того, что было бы, переживи коммунистическое правление 20-й век.
Казалось бы, отличный сеттинг, но тот чудовищный пафос, с которым Black The Fall преподносит коммунистов будущего, смотрится дико и натужно даже с учетом исторического контекста, ему просто не получается поверить и проникнуться.
Мы играем за тощего рабочего, который, вместе с сотнями других таких же изможденных доходяг, сутками крутит педали на заводе под присмотром автоматических турелей и пузатых погонщиков-киборгов. И все это под развевающимися красными знаменами, разумеется.
Сбежав с фабрики-концлагеря, мы отправляемся исследовать окрестности, и тут выясняется, что все остальное население живет не лучше: вокруг разруха и болота, люди сплошь тощие, испуганные и безжизненные, на улицах турелей больше, чем фонарных столбов.
Что ж, по крайней мере, в будущем Румыния неплохо прокачала тяжелую промышленность.
Игра пытается шокировать, напугать мрачными картинами тоскливого и жестокого тоталитарного будущего. Только вот получается какая-то бестолковая пошлятина, как будто читаешь фанфик школьника под впечатлением от Брэдбери и Оруэлла.
Видеоигры дают безграничный простор для выразительности, позволяют воплощать любые миры — но вместо потрясающе стильного, выдержанного комментария на тему корпоративной эксплуатации, как в Inside, мы получаем вялый дженерик про диктатуру и постапокалипсис.
Все портят именно советские гербы и злая, горькая желчь разработчиков к старому режиму — вся игра равномерно закрашена черным, нет ни единого светлого пятнышка, из которого могло бы зародиться сопереживание, все сливается и совершенно не цепляет. Да, квадратные социалистические роботы, да заморенные работяги на велотренажерах — но где контекст, где контраст?
Игры вроде Little Nightmares наглядно демонстрируют, как в формате Limbo-подобной инди представлять сложный мир и рассказывать эмоциональные истории. Но в Black The Fall не чувствуется никакой глубины, драмы или хотя бы напряжения: просто беглый рабочий и робо-собака преодолевают полосу препятствий на пути к высокой мечте о свободе. Несмотря на то, что геймплейно взаимодействие между персонажами выполнено прекрасно, никакой химии между ними нет.
Нам ни разу не дают повода почувствовать, что в этом промозглом и враждебном мире болот и колючей проволоки два отверженных и несчастных существа нашли неожиданную, но искреннюю дружбу.
Хватило бы пары анимаций простоя и сцены, в которой человек возвращается за застрявшим роботом не потому, что тот ему необходим для следующей загадки, а просто потому, что не хочет его бросать. Но нет, всю дорогу наш беглец топит, посылает под пули и швыряет компаньона в жернова, и за это его как-то совсем не хочется любить и понимать.
И, что хуже всего, в игре как будто не хватает главы. Между побегом из города и финалом, кажется, пропущена сцена — вот человек и робот прорываются через последний КПП, а в следующем кадре робот уже бесследно исчез (и больше не появляется), а беглец ранен и заперт в клетке в каком-то репрессионном комплексе без каких бы то ни было объяснений. Это какая-то халтура, а не поворот сюжета.
Выглядит Black The Fall также достаточно посредственно, графика и дизайн не идут ни в какое сравнение ни с работами Playdead (Limbo, Inside), ни с уже упомянутой Little Nightmares. Понятно, что среди инди каждый выдает столько, сколько может, и жаловаться бесполезно, но здесь визуальную часть не вытягивает ни стилизация, ни даже музыка.
В итоге Black The Fall оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, это прекрасный сбалансированный пазл-платформер с умными головоломками и разнообразными (пусть и одинаково серыми) локациями. Но с другой — игра буквально силой заталкивает в глотку игрока истеричное, но одновременно пресное политическое нытье про злобных коммунистов, не удосуживаясь разбавить его вразумительной историей.
Главный вопрос тут в том, насколько вы чувствительны к таким вещам. Если сможете игнорировать сюжетные потуги разработчиков и играть ради геймплея, то получите массу удовольствия. А если нет — будете плеваться и горевать по упущенным возможностям.
Источник