В комиксах истории из разряда «а если» (what if) давно стали обыденностью. Они позволяют авторам дать волю фантазии и забросить знакомых героев в совершенно неожиданные ситуации. Мультфильмы по мотивам комиксов понемногу перенимают подобную практику — чего только стоит недавний Batman: Gotham by Gaslight. Сюжет Batman Ninja как раз из этого разряда: «а если Бэтмен попадет в средневековую Японию?». В плане экшена, стиля и подачи у японского режиссера-дебютанта Дзюнпея Мидзусаки получилась лучшая анимационная картина в истории DC — да, лучше Batman: Mask of the Phantasm и The Dark Knight Returns.
Полнометражный мультфильм (хотя технически это все-таки аниме) был анонсирован осенью 2017-го и уже тогда вызывал удивление. Сеттинг феодальной Японии и переработанный под него дизайн супергероев и суперзлодеев DC смотрелись вычурно и даже дико. Трейлер тоже не внушал особого доверия, так как выглядел слишком хаотично, а кого-то могло отпугнуть обильное использование компьютерной графики.
С другой стороны, создатели вызывали уважение. За дизайн персонажей отвечал Такаси Окадзаки, известный своей необычной стилистикой, которая отлично заметна в Afro Samurai и Furi. Сценарий написал Кадзуки Накасима, ведущий сценарист абсолютно безбашенного аниме Kill la Kill и лучшего в мире меха-сериала Gurren Lagann. В качестве композитора выступил Юго Канно, известный по Psycho-Pass и JoJoʼs Bizarre Adventure. И разве что для режиссера Мидзусаки «Бэтмен-ниндзя» стал первой полноценной работой.
Все волнения оказались напрасны, ведь у команды авторов получилось эталонное произведение — причем для поклонников как западной анимации, так и восточной.
Завязка следующая: в лечебнице Аркхэм Горилла Гродд построил машину времени, но прибывший невовремя Бэтмен спутывает всего его планы, из-за чего все здание сворачивается в стиле «Начала» Нолана и попадает в феодальную Японию. Темного Рыцаря засасывает во временную воронку последним, но в другом измерении прошло уже два года. Джокер, Ядовитый Плющ, Двуликий, Пингвин и Дэдшот борются за звание сегуна. И Бэтмену приходится расхлебывать последствия этого конфликта заокеанских сверхзлодеев.
Но все эти сюжетные линии вскроются значительно позже — зрителя с первых же секунд забрасывают в дичайший экшен. Ставки с самого начала задираются достаточно высоко, но авторы не только умудряются выдержать темп, но еще и раз за разом поражать наше воображение. Практически каждую минуту тут что-то взрывается, кто-то дерется, а вокруг происходит форменное безумие с участием персонажей DC.
И ты неожиданно для себя обнаруживаешь, что звучащая странно на словах идея прекрасно работает в формате анимационной ленты. А уж странностей тут хватает: тут и свой клан Бэт-ниндзя, и самурайские шлемы с лицом Джокера, и активное использование огнестрельного оружия в эпоху, когда оно еще не было развито. Но разобщенные на первый взгляд детали складываются в умопомрачительную феерию, настоящее буйство на экране.
Персонажи удались выше всяких похвал. Такаси Окадзаки доказал, что таланта у него хоть отбавляй. После просмотра хочется отдельную серию комиксов с местным дизайном. В героях и злодеях узнаются их фирменные черты, но художник позволил себе некоторые вольности вроде милых усиков Джокера. Восточные элементы прекрасно вписались в образы, дополняя характеры и повадки персонажей. Разве что выбритая голова Робина выглядит несколько отталкивающе.
Отдельно хотелось бы похвалить женских персонажей, которых тут представляют Женщина-кошка, Ядовитый Плющ и Харли Квинн. Японцы известны нездоровой страстью к юным девушкам в аниме, но в этот раз удалось обойтись без излишеств. Такие «Сирены Готэма» нам нужны! Девушки получились яркими и запоминающимися, пускай та же Плющ появляется на экране всего на несколько минут и особой роли не играет.
Равно как и многие другие персонажи, которые помимо внешнего вида ничем особым не выделяются. Ни Бэт-семья, представленная тут Альфредом, Найтвингом, Красным Колпаком, Красным Робином и Робином, ни злодеи не смогут вас удивить интересными типажами или проработанностью. У местной обезьянки-друга Робина индивидуальности и экранного времени больше, чем у некоторых злодеев. Впрочем, это не ощущается упущением, а напоминает о битвах со второстепенными злодеями в аниме-сенэнах. Они могут быть какими угодно, и претензий к ним предъявлят не стоит. Ведь главное действо разворачивается между протагонистом и антагонистом.
В их роли у нас тут Бэтмен и Джокер. И пускай их конфликт в этот раз обошелся без откровений, зато как он поставлен! Ты с первого же диалога понимаешь, что перед тобой — заклятые враги, испытывающие иррациональное влечение друг к другу, обреченные на вечную битву без победителя. Во время их стычек становится очевидно, то все остальные персонажи введены только для разнообразия, чтобы не превратить полнометражку в драку между Темным Рыцарем и преступным принцем Готэма, хотя даже в таком случае она смотрелась бы отлично.
И чем ближе финал, тем сильнее растет градус безумия. Ходячие дворцы, которые превращаются в роботов, чтобы объединиться в еще большего робота! Тысячи обезьян, собирающиеся в одну большую обезьяну-самурая! Постоянно образующиеся и распадающиеся преступные альянсы. Бэтбог, в конце концов (да, именно такой термин тут мелькает). Создатели подарили нам настоящее японское безумие, незамутненное ничем, но им удалось успешно скрестить его с исконно западными персонажами.
Тем любопытнее наблюдать за Бэтменом и его командой, которые удивляются всему происходящему не меньше нас. Получилась небольшая насмешка над зрителем, который даже после всех предыдущих мультфильмов DC может быть не готов к Batman Ninja. В аниме вообще хватает самоиронии, вроде высмеивания злодейских клише и шаблонных действий Бэтмена.
Авторы прекрасно отдавали себе отчет, зачем они вообще затеяли создание столь безумного мультфильма. Чтобы поражать и развлекать! Потому нас не грузят лишними моралями и нравоучениями, целиком и полностью погружая в яростные битвы, полные взрывов и лязга катан. Ощущения от этого мало с чем могут сравниться.
Но если копнуть немного глубже, то оказывается, что у нас тут вовсе не экшен ради экшена. Во-первых, мы получили десятки отсылок к самым разнообразным проявлениям поп-культуры и аниме, классическим и не очень. «Гандам», «Бродяга Кэнсин», «Матрица», очень много «ДжоДжо» (режиссер Мидзусаки был продюсером этого сериала) — узнать очередную отсылку тут очень приятно. Пасхалки совершенно ненавязчивы, но отлично дополняют общую картину. На фоне недавнего «Первому игроку приготовится» так вообще выглядят образцово.
Во-вторых, японцы не были бы собой, если бы не вставили щепотку глубокомысленных монологов. Они передают внутренние терзания Бэтмена, который осознает, что без своих высокотехнологичных гаджетов он практически ничего не может в чужой для него эпохе. В итоге получается чуть ли не притча об адаптации (во всех смыслах этого слова), японская легенда на новый лад.
И все это при прекрасной визуальной составляющей. Трейлеры не передали и половину местных красот. Пейзажи и задники нарисованы в стиле классической живописи Японии укиё-э, местные жители созданы полностью от руки, а вот персонажей DC словно для контраста воссоздали при помощи компьютерной графики. Пожаловаться можно разве что на низкую частоту кадров при движении, из-за чего сцены с большим количеством действия смотрятся рвано. Но даже к этому со временем привыкаешь и начинаешь воспринимать как часть общей стилистики.
На руку общей задумке сыграла и музыка Юго Канно. В плане саундтреков аниме бесспорно выигрывают у западных мультфильмов, и тут перед нами очередное доказательство этого тезиса. Причем композитор совместил классические оркестровые мотивы Запада с необычными сочетаниями музыкальных инструментов Востока, получив в итоге мелодии, которые звучат знакомо, но все равно запоминаются. И только рэп-трек в середине под неуместный электронный бит кажется совершенно лишним. А еще сильно расстраивает отсутствие Марка Хэмилла в английской озвучке.
При всем трэше и торжестве экшена выделяется одна сцена. Она даже нарисована полностью акварельными красками, словно в дань уважения аниме от Ghibli «Сказание о принцессе Кагуя». В этой сцене всего за несколько минут нам напомнили о событиях A Death in the Family, в очередной раз продемонстрировали тесную связь между Бэтменом и Джокером, а также между Джокером и Харли Квинн. Эпизод отличается даже по общему настроению от остальной истории, и после него ты уже не можешь воспринимать Batman Ninja как раньше.
Ведь он дает нам понять, что перед нами не простая попытка DC нажиться на популярности японской анимации, что полнометражка создавалась не из принципа «а давайте сделаем Бэтмена с аниме-штампами, круто же». Batman Ninja — это смелый эксперимент, который к всеобщей радости оказался успешным. Мультфильм делает все, что от него требуется, и даже больше, задирая планку анимационных лент по супергероям на совершенно недосягаемую высоту.
Итог
Пока с киновселенной у DC все далеко не хорошо, анимационный отдел продолжает удивлять нас все новыми и новыми шедеврами. После Batman Ninja совершенно непонятно, как последующие мультфильмы смогут хотя бы приблизиться к его уровню, о «превзойти» речи пока даже не идет.
Анимационный фильм берет все лучшее из традиций Запада и Востока, соединяя их в невероятных комбинациях, о которых мы не могли мечтать даже в самых диких фантазиях. В нем хорошо абсолютно все, и очень жаль, что его выпустили сразу для просмотра дома, ведь на больших экранах драйв путешествия Бэтмена в Японию смотрелся бы еще лучше.
У Batman Ninja есть все шансы стать новым Final Fantasy VII: Advent Children, который в свое время тоже презентовал японский подход к развлечениям миру и привлек к популярной франшизе еще больше фанатов. Его хочется посоветовать абсолютно всем, даже людям, далеким от супергероев, аниме и мультфильмов вообще. И это лучший показатель того, насколько великолепную историю о Бэтмене мы получили.
Источник