Первый сезон «Тьмы» запомнился двумя чертами: пробирающей скандинавской атмосферой и сюжетом, запутанность которого сравнима с проектами Дэвида Линча, если не вообще превосходящая их. Начав как классическая история захолустного городка, где происходит что-то странное, «Тьма» эволюционировала в продуманный до мельчайших деталей sci-fi о путешествиях во времени, скрещенный с религией и мистикой для пущего майндфака.
И если первый сезон был своего рода интригующей затравкой, то второй возводит витиеватость сюжетных арок в абсолют.
Шоураннерам Баран бо Одар и Янтье Фризе каким-то образом удалось сохранить комплексность сценария еще на восемь серий. В новом сезоне «Тьма» не проваливается в логические дыры, не вводит мнимые условности, а еще больше углубляется в собственный лор — при этом выдерживая изначально заданные темп, атмосферу и качество сюжета.
Во многом новый сезон идентичен предыдущему: «Тьма» не вводит что-то новое, но продолжает копать вглубь игр со временем и вводить больше переменных в родословную четырех семей. Освежить память, кто кому кем приходиться и вообще как выглядит, нужно в любом случае, причем одним мини-рекапом от самого Netflix отделаться не получится, придется читать/смотреть подробные разборы, а в идеале — заново прогонять первый сезон.
С первой серии «Тьма» заставляла впитывать каждую произнесенную фразу и держать в уме десяток имен, чем и отсеяла большую часть зрителей, которым сериал показался чересчур нагруженным. С новым сезоном все стало еще запущеннее: теперь буквально каждые 10 минут придется сверяться с семейным древом (благо, фанаты постарались и оно свободно гуглится) в соседней вкладке, чтобы хотя бы как-то ориентироваться в Нильсенах, Канвальдах, Тидеманнах, Допплерах и прочих.
У старых героев появились новые лица, одного персонажа порой играют три разных актера: фамилии льются в каждом предложении, а на просмотр 50-минутной серии приходится тратить по полтора часа — сверяться с подсказками действительно приходится часто.
С момента финала первого сезона прошло полгода, а к 1954, 1987 и 2020 годам прибавилось еще два отрезка: 1921 и 2053, дата первого 33-летнего цикла и постапокалиптическое будущее соответственно. Впрочем, подробного развития новые эпохи особо не получают — лишь достраивают истории знакомых персонажей, когда само повествование все так же скачет по изначальным трем годам.
«Тьма» продолжает переплетать жизни главных героев, которые без конца используют все машины времени и встречаются с самими собой из разных времен: одни с целью дать наставление, чтобы замкнуть цикл, другие — запустить новый.
По этой причине сериал отходит от мистики, подростковой драмы и детектива первого сезона, полностью концентрируясь на sci-fi элементах. Как Линч в 18-часовом продолжении «Твин Пикса» сделал упор на развитие сюрреалистической вселенной, так и «Тьма» больше не отвлекается на побочные арки, погружаясь лишь в теории о временных линиях.
И во многом это утяжеляет и без того душную и не слишком приветливую концепцию шоу: с каждой серией через сюжет становится все труднее продираться, но как таковой награды за потраченное время и нервы мы особо не получаем. Все восемь серий «Тьма» только и делает, что накручивает, и накручивает, и накручивает, по итогу выбрасывая очередной клиффхэнгер — да, нас наверняка ждет как минимум еще один сезон.
Второй сезон «Тьмы» полностью делает ставку на процесс повествования: от него либо получаешь удовольствие, либо просмотр сериал превращается в откровенную нервотрепку. В первом сезоне сценарий разбавлялся coming-of-age-драмой о немецких подростках, которая хотя бы местами давала передышку — новые же эпизоды не церемонятся и беспощадно насилуют мозг.
«Тьме» стоит отдать должное — существует мало сериалов, где у каждой сюжетной детали есть свой вес, а филлерам не уделяется ни единой минуты. И все же смотреть такое шоу не легче, чем 13-часовой сериал, на 90% состоящий из этих самых филлеров.
Источник