Разносторонний Тим Бёртон — макабрическая готика, самобытность и ошеломляющий успех

Тим Бёртон — один из самых самобытных кинорежиссёров и сценаристов XX-XI века. Однако о человеке, создавшем легендарное кино («Сонная Лощина», «Эдвард руки-ножницы», «Битлджус») и мультфильмы («Франкенвини», «Труп невесты», «Кошмар перед Рождеством») нам известно не так много. Давайте разберёмся в интересных фактах из биографии и творчества одного из самых известных деятелей искусства нашего века.

Разносторонний Тим Бёртон — макабрическая готика, самобытность и ошеломляющий успех

Трудное детство

Немногие знают, что Тим Бёртон чувствовал себя чужим в родительском доме с раннего детства. По словам режиссёра в интервью газете The Age, нельзя сказать, что его детство было сущим кошмаром, скорее оно было наполнено странностями. Бёртон признавался, что однажды родители заложили окно в его спальне кирпичами, оставив лишь тонкие щели для проникновения света. Анализируя этот инцидент в осознанном возрасте, Тим мог лишь предположить, что это было попыткой родителей оградить сына от побега из дома.

Неудивительно, что отношения с родителями не улучшились и с возрастом. Как следствие — с двенадцати лет будущий сценарист проживал с бабушкой, а в 16 устроился работать в ресторан общепита для оплаты жилья. Мы не можем достоверно знать, какие подводные камни были в жизни режиссёра. Однако несложно догадаться, что странные поступки родителей могли повлиять на восприятие мира ребёнком и сыграли свою роль в становлении того самого Тима Бёртона. Доказательством этого можно считать как слова режиссёра («я был предоставлен самому себе»), так и образы в его фильмах: герои — часто сироты, ищущие суррогатных отцов (Создатель в «Эдварде Руки-ножницы», дворецкий в «Бэтмене»), или жертвы плохого родительского обращения.

Образы из детства в будущих картинах

Интересно, что работать над первыми короткометражными фильмами будущий кумир миллионов начал уже в 13 лет. В то время он использовал восьмимиллиметровую плёнку, а студией стал сад около дома. Именно тогда появился один из известных ранних фильмов Тима под названием «Остров доктора Агора», премьера которого состоялась в 2015 году. По сюжету, доктор стремится повторить эволюционный процесс в отдельно взятом организме. Звери, найденные им в джунглях, после операционного вмешательства начинают превращаться в людей. Природа берёт своё, и доктор мучительно гибнет во вновь отросших когтях своего бывшего воспитанника. Как много подростков в 13-летнем возрасте способны снять нечто подобное?

Интерес к фильмам ужасов возник у Тима с детства.

Пока мои ровесники ходили с родителями на вестерны, я в полном одиночестве запоем смотрел дешёвые фильмы ужасов

Тим Бёртон

Возможно, именно поэтому нам удаётся найти в кинематографе образы, которые пришли из раннего детства режиссёра. Так, первый набросок Эдварда Руки-ножницы (главного героя одноименного фильма, вышедшего в прокат в 1990 году) был создан сценаристом в подростковом возрасте. В этой картине режиссёр также отразит своё видение панорамы родного города и родительского дома, находящегося неподалёку от аэропорта Бёрбанка и кладбища «Вальгалла» в Калифорнии.

Дружба с Эдвардом Руки-ножницы длинною в 30 лет

Именно пробы на главную роль в этом фильме свели Тима Бёртона с его будущим лучшим другом — Джонни Деппом, когда тот пришёл испытать удачу после дешёвого молодежного сериала «Джамп стрит, 21». Дружба, начавшаяся в 1989 году, длится по сей день и за пределами киноплощадки. Актёр снялся в восьми фильмах Бёртона, среди которых «Сонная лощина», «Эд Вуд», «Чарли и Шоколадная Фабрика» и стал крёстным двух детей режиссёра.

С этим, кстати, связан забавный случай, про который рассказывал Джонни Депп: «Мы были на съёмочной площадке “Чарли и шоколадной фабрики”. Работали, снимали, всё было круто! И тут мне передают, что звонила Хелена [Бонэм Картер]. Я сильно распереживался, подумал, что что-то с детьми и нужна помощь. Она меня успокоила и сказала: “Тим хочет знать, будешь ли ты крёстным отцом Билли”. Но я был рядом с Тимом всё это время, буквально три минуты назад мы стояли и болтали! Я вернулся к Тиму, закатил речь, что рад стать крёстным отцом его ребёнка. На что он растерянно ответил: “Хорошо, ага. Так, всё возвращаемся к работе!” Это его способ общения, он никогда не сказал бы мне этого в лицо».

Кажется, Депп — человек который смог точнее всего описать героя этой статьи:

Я никогда не встречал такого асоциального типа, который бы прогнул киноиндустрию под себя, причём на своих условиях.

Джонни Депп

Любовь к собакам и их образ в творчестве

Фанаты картин Тима Бёртона прекрасно знают, что режиссёр любит использовать образ маленькой собачки с начала карьеры. Четвероногие друзья человека — живые и мёртвые — часто появлялись в его картинах. Стоит выделить три мультфильма, где собаки сыграли не последнюю роль: «Франкенвини», «Труп невесты» и «Кошмар перед Рождеством».

В картине «Франкенвини» сюжет повествует о маленьком мальчике Викторе, который теряет своего верного питомца — собаку по имени Спарки. Он был лучшим другом мальчика, всеобщим любимцем, его знали все в округе. И вот однажды пёс погибает под колёсами автомобиля. Его хозяин Виктор (роль исполнил актёр Беррет Оливер) тяжело переживает потерю и решает оживить друга. Позже режиссёр расскажет: «У меня была собака, которую я очень любил, но, как известно, собаки долго не живут, и её смерть стала первой, которая случилась на моем веку. Она оказалась для меня настоящей трагедией».

Возможно, именно поэтому образ собаки будет прослеживаться и далее, а «Труп невесты» и «Кошмар перед Рождеством» станут своеобразным продолжением в трилогии о мальчике Викторе и его любимом псе в разные этапы жизни.

Сложные отношения со студией Disney

Мало кто может представить, что известного на весь земной шар Тима Бёртона не приняли в The Walt Disney Company. До обретения популярности, в 1979 году он начал работать в «Диснее» аниматором. В интервью с Марком Солсбери Бёртон вспоминал, что на его лице всегда было написано «Оставьте меня в покое», и он часто дремал с карандашом в руках, чтобы всем казалось, будто занят работой. Однако это не помешало ему в 1982 году нарисовать первый фильм — «Винсент», а позже «Лис и пёс», «Трон» и «Чёрный котел».

Денни Эльфману режиссёр так описал свою работу в «Диснее»: «На тот момент у компании не было конкретных целей, и я был под крылом у великого аниматора Глена Кина. Я был его ассистентом, и он пытался научить меня рисовать лисиц и других зверушек, но я был непригодным для такой работы. В конце концов и руководство это поняло, но вместо того, чтоб меня уволить, они давали мне другие проекты, так как им нравились мои рисунки. Это продолжалось год».

В 1984 году Тим Бёртон предложил выпустить первоначальную версию «Франкенвини». Идея была отвергнута — руководители студии заявили, что фильм слишком страшный и может напугать детей. Вскоре пути Бёртона и компании разошлись. К счастью, это не помешало творцу достичь успеха и реализоваться в собственном стиле, а в 2012 году, практически 30 лет спустя, показать миру мультик «Франкенвини», который оказался не таким уж и страшным.

Позже Бёртон, рассказывая об этом этапе жизни, сравнит работу в «Диснее» со службой в вооружённых силах. Это сравнение кажется ироничным, ведь режиссёр никогда не служил в армии.

Отправил актеров в «школу обезьян»

Ещё один любопытный факт: Тим Бёртон настоял на том, чтобы перед съёмками фильма «Планета обезьян» главные актёры, в число которых вошли Хелена Бонэм Картер, Тим Рот и Дэвид Уорнер, изучили поведение и телодвижения приматов.

Наставником стал бывший гимнаст Cirque du Soleil, под его руководством команда обучалась говорить, ходить и драться, как обезьяны. Обучение в «школе обезьян» длилось шесть недель. Этот случай показывает, как режиссёр относится к качеству игры актёров в своих фильмах.

Крупные премии и награды

Несмотря на ошеломляющий успех Тима Бёртона, его работы имеют не так много наград. Справедливо будет сказать, что именно фэнтези-комедия «Битлджус» принесла ему признание критиков. Фильм получил премию «Оскар» за лучший грим.

Вторая номинированная на «Оскар» картина Бёртона — «Труп невесты» («Оскар-2006» в категории «Лучший анимационный полнометражный фильм»). Мультфильм занимает пятое место в списке самых кассовых кукольных мультфильмов.

Награду Венецианского кинофестиваля Тим Бёртон получил за мюзикл «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит».

Несмотря на скромное количество наград среди известных премий (хотя в списке режиссёра есть, например, ещё несколько премий Saturn), Бёртон заработал статус культового режиссёра в глазах зрителей и обрёл огромную фанбазу по всему миру.

Одной статьи не хватит, чтобы описать все любопытные факты из жизни столь уникального режиссёра. Но те, что мы озвучили выше, позволяют взглянуть на картины Тима Бёртона «по-новому».

 

Источник

Читайте также