Знаете, что самое ужасное в этой сказке? Не то, что Русалочка — вечная жертва, а то, что она у писателя была какой-то подопытной мышкой: без конца испытывала боль — и когда ей восемь устриц на хвост нацепили, и когда ей венец из белых лилий, словно терновый по Библии — Иисусу Христу, на голову надели, когда она достигла совершеннолетия — по датскому законодательству того времени ей пятнадцать лет исполнилось.
А встреча с Ведьмой — вообще апофеоз лютого садизма: мало того, что у героини постоянно по какой-то неведомой причине из ног сочилась кровь, ходьба была, как по обоюдоострым ножам, зелье при трансформации в человека хуже серной кислоты обжигало вплоть до обморока, да ещё и вдобавок ко всему Русалочку не просто голоса лишили, а ОТРЕЗАЛИ ЯЗЫК!
И никакой метафоры здесь, к сожалению, не было — всё буквально: и физические, и моральные страдания, и немота, и даже смерть в финале…вкупе с перерождением в сильфиду. Мало нам кровоточащих и больных ног, ещё и рот должен был быть весь в крови и разъедать от солёной воды внутри, как от серной кислоты. И это зрелище могло бы только ужаснуть Принца и остальных. А местный епископ при дворе обвинил бы Русалочку в вампиризме и каннибализме, как в «Шести Лебедях» Братьев Гримм, и повели бы её в конечном итоге, как Элизу, на казнь…
Зачем Андерсен поставил бедного персонажа в такие жуткие условия?! На жалость чтобы надавить?! Предположим, что Русалочка в финале собственной истории таки убила бы Принца, забила на эту проклятую бессмертную душу, отомстила за неверность, которой по факту не было, и мнимую любовь, хвост то у неё снова бы отрос, но вот язык-то как?! Даже щупальца у осьминога того же, и то не отрастают, а тут важный орган не только для разговора, но и еды предназначенный! Так и осталась бы она НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ немой КАЛЕКОЙ, причём никому не нужной…На кой ей это надо было? Хорошо, что в экранизациях произведения этот момент либо остаётся за кадром, либо заменяется, как у Диснея.
Да и потом, обратите внимание на то, что Андерсен не просто так противопоставил Русалочке Принцессу, которая воспитывалась не во дворце, в окружении фрейлин, а именно в МОНАСТЫРЕ. Акцент делался вовсе не на том, какая из девиц более красива, умна и успешна в отношениях, дабы Принца себе загробастать. Вовсе нет. Писатель показал, что Принцесса — не просто человек, девушка из плоти и крови, а что она более набожна и благочестива, чем Русалочка, что у неё изначально УЖЕ имеется бессмертная душа. И Русалочка, и Принц говорили о ней, как исключительно о послушнице, давшей вечный обет и принадлежащей Богу, что свадьба с ней не предоставляется возможным. Но вышло всё иначе. И виной тут вовсе не Принц, на которого только ленивый бочку не накатил, а обстоятельства, которые так сложились. Коварной разлучницей Принцессу, которая якобы увела мужика у Русалочки, назвать было нельзя…
Она более искренняя была, чем Русалочка, одержимо за Принцем не бегала, он просто благодаря стечению обстоятельств ей на глаза попался и избранником ей стал. Принцесса, прежде всего, в оригинале сказки — это благочестивая и целомудренная девушка, которая и скромнее была, и ЛЮБИТЬ умела…Другой вопрос, почему в экранизациях и в сознании людей её в гордую ревнивицу превратили, которая ещё и заслуги Русалочки себе приписала, испортили в общем, положительного персонажа, пришли и всё опошлили, как говорится, этого я не понимаю. Искренне извиняюсь за то, что до поры до времени такого же мнения о бедной Принцессе придерживалась! Ох уж это стадное чувство: сказку не поняли, как следует, а уже всех персонажей незаслуженно грязью облили!
Так что, нечего было нам попусту драму из ничего раздувать — нет в произведении места ни изменам, ни ревности, ни скандалам, ни королевским интригам и устранению соперницы, ни возмездию за разрушенное семейное счастье, всё предельно целомудренно и лаконично, Принц здесь вовсе не эгоист, как выясняется в финале сказки, принцесса — не коварная разлучница, Ведьма здесь тоже не злодей, а посредник скорее между подводным и надводным миром. Каждый персонаж прав по-своему, даже Бабушка Русалочки, которая сдуру ей про Царствие Божие/Рай и душу рассказала, также о способе её получения, а та и намотала всё на ус, начала действовать в своих собственных интересах. Но не учла, что нужно было не просто охмурить Принца, а обвенчаться с ним в церкви. А Русалочка же некрещёная и немая была, как сумела бы стать королевой в данном случае?
Осмелюсь сказать, если бы сюжет этой сказки завершился в духе песни группы ВиаГра «Цветок и нож», где сгорая от ревности и обиды героиня порешила бы возлюбленного, книжку давно бы убрали из школьной программы и запретили бы к чертям собачьим за пропаганду уголовных наклонностей. Много было произведений о Морских Девах, включая и «Ундину» Фридриха де Ла Мотта Фуке, предшественника и вдохновителя Андерсена, и «Лорелею» Г.Гейне, которые именно так и заканчивали свой путь и почему-то остались в тени датского писателя…
Сказку Андерсена в данном контексте смело можно сравнить с «Анной Карениной» Льва Толстого — тоже писателя с христианским взглядом на мир, между прочим! А именно — с линией отношений Лёвина Константина и Китти Щербацкой, где было всё по-тихому, целомудренно, умно, адекватно. В каком месте тут речь идёт про секс и выяснение отношений?! Любовь в христианском смысле, это — прежде всего, СОЮЗ двух людей. Союз, а не когда один любит другого и пашет на него, а другому плевать! А союз, как известно, предполагает не только общность интересов, взаимность чувств и совместный быт, но и ДУХОВНОЕ ЕДИНСТВО, когда нет ни ревности, ни измен, ни скандалов, ни подозрений, где каждый помогает другому, составляет симбиоз, ВМЕСТЕ решают проблемы, проходят через тяжёлые жизненные ситуации, ну и, конечно же молятся Богу и уповают на Его помощь. ЛЮБОВЬ — это ВЫСШЕЕ ЧУВСТВО, где всё искренне, по-настоящему…Это, как талант, который нельзя ни купить, ни подделать.
Какие христианские темы вплетены в контекст истории любви Русалочки к человеку?
1. Жертвенность. Это вообще любимая Андерсоновская история, да и, наверное, красная нить всего христианства.
2. Смирение и прощение — три кита крупнейшей мировой религии.
3. Бессмертие души и путь в Рай через совершение благодеяний.
И еще один момент, опять назидательный, для детей. Потому что сказки Андерсена, в конце концов, все равно нацелены на воспитание морали и послушания в юном поколении. Именно от их поведения теперь зависело неистовое желание Русалочки обрести сакральное:
Вот и будь плохим ребенком после такого! Санта Клаус просто угольки дарил непослушным детям, и это, конечно, очень обидно — получить вместо подарка угольки. Хотя, был и иной вариант для совсем уж отморозков, которых похищал и пожирал Крампус — вторая ипостась Клауса. А каково тебе жить, зная, что ты, такой плохой, мешаешь бедной Русалочке обрести бессмертную душу? Да, умел Андерсен морализаторствовать и давить на совесть! Но вот самого важного компонента — СВОБОДУ ВОЛИ — почему-то своей многострадальной героине так и не дал…И с каких пор сильфиды мечтают попасть в Рай и обрести душу, скажите мне, если, согласно тому же Парацельсу, от которого это всё, собственно говоря, в литературе и пошлО, данной привилегией обладают преимущественно духи воды?!
А психологи вообще узрели в этой сказке странные и весьма интересные вещи — и то, что ходьба по ножам и кровоточащие ноги олицетворяют месячные у главгероини, что она вовсе не умерла, а прошла инициацию личности в психологическом, нравственном плане, и раннедетскую травму покинутости….Так, Ведьма даёт русалочке возможность пробудить любовь принца, но это «шанс без шанса», Русалочка никогда не видела, как общаются между собой любящие мужчина и женщина, она не знает, как вести себя с принцем. По мнению русалочки, растворение в другом человеке вызывает у него любовь. Она путает любовь и благодарность и думает, что, если бы принц узнал о том, что именно она спасла его, обязательно бы полюбил её. И Ведьма лишает Русалочку возможности заявить о своих чувствах.
Лишение голоса — о чём это?
Право голоса — это возможность заявлять о себе, своих желаниях и своих чувствах. Когда человек лишается этого права, он как бы остаётся в состоянии ребёнка, мнение которого не учитывается взрослыми. «Отрок» — это тот, кого отрекли от речи. Человек становится взрослым, когда он перестаёт быть отроком, может заявлять о себе, произнося речи на собраниях рода и племени. Уже в архаических ритуалах молчание, отсутствие речи, запрет на слово были знаками причастности к чуждому, нечеловеческому миру, миру смерти (мёртвый всегда молчит и не смеётся).
Правое «немое» полушарие мозга отвечает за движения, и левое, более позднее, за речь. Лишение русалочки речи, как будто лишает её развития, оставляя только контакт с прошлым. Из сказки мы знаем, что Русалочка изначально обладала красивым голосом:
Но могла ли она, даже имея голос, выразить себя? Я думаю, что нет, у неё никогда не было таких навыков, а главное, понимания, что это можно и нужно делать. Кстати, взамен исключительного голоса она получила исключительную возможность двигаться.
Эксклюзивные умения никак не отражаются на самооценке девушки. Представления русалочки о мире, окружающих и о себе — жертвенные.
Русалочка часто испытывает боль, причём, если физическую боль она осознаёт, то душевную — нет. Русалочка выпила обжигающий напиток, и ей показалось, будто её пронзили обоюдоострым мечом; она потеряла сознание и упала замертво. Когда она очнулась, над морем уже сияло солнце; во всём теле она чувствовала жгучую боль.
Часто она демонстрирует окружающим чувства, которые не соответствуют реальности…
Когда принц собрался жениться…
Накануне свадьбы принца…
В психологии такой феномен называется — алекситимия — это психологическая особенность или характеристика личности, при которой человек, регулярно испытывающий спектр разнообразных эмоций, не способен осознать, прочувствовать и выразить их, облечь свои чувства в слова.
Русалочка смеётся, когда чувствует боль, целует руку того мужчины, из-за которого умирает, о чём это? О вытеснении боли, а вместе с болью всех «негативных» чувств? Как будто единственное чувство, которое она разрешает себе — любовь, а всё негативное направляет на разрушение себя. Вызывает ли такое поведение ответную любовь в другом человеке? Нет, конечно. Потому что другой человек проявляет по отношению к нам те чувства, которые мы испытываем сами по отношению к себе. Это отношение он как бы «считывает» с нас. У русалочки нет любви к себе, и она не может получить то, чего у неё нет, поэтому и встречается с отвержением.
Героиня не замечает снисходительного отношения Принца к себе, реальности, живёт в фантазиях и иллюзиях. Она уверена, что знает все мысли Принца, и что его слова всегда соответствуют реальности. Окружающие говорили, что…
Но…
Складывается впечатление, что Русалочка так и осталась в том возрасте, в котором произошла травма потери матери. Посмотрим, как формировалась её любовь к принцу. Первоначально, она любила…
Мальчик. Не мужчина, не юноша, а мальчик. Затем она нашла такого «мальчика» в лице Принца. Всё поведение Русалочки подтверждает, что она воспринимает принца, как мальчика, а себя, вероятно, как девочку. Спасая тонущего принца…
В её отношении к Принцу есть чувственные переживания, но нет сексуальных.
В конце сказки Русалочка отказалась от предложения сестёр вернуться на дно морское ценой жизни принца. Зная, что погибнет, она…
Только в конце сказки, когда Русалочка…
Русалочка полностью отказалась от себя, но у неё была мечта обрести человеческую душу. Обрела ли она её? Сказки Андерсена наполнены религиозной символикой и отказом от земного «грешного». В конце сказки герои Андерсена встречаются с «возвышенными» существами. Так, например, Дюймовочка соединилась с эльфами, русалочка с дочерями воздуха.
Так говорят дочери воздуха. Создаётся впечатление, что приобрести счастье в воздухе легче, чем на земле. А возможность обрести душу в мире дочерей воздуха больше похожа на бегство в мир фантазии. В жизни современной «русалочки» чаще всего присутствует мужчина, который не понимает всей глубины её чувств. А она никогда о них не говорит. Вероятна некая инфантильность в отношении к мужчине. С него снимается ответственность за семью. Чаще всего рядом с русалочкой эгоистичный мужчина — мальчик, ноющий, депрессивный, возможно, артистичный, эмоциональный, который не умеет вести себя по-взрослому.
Она и выбирает для себя мужчину, которому, как ей кажется, необходима её душевная и материальная поддержка. Русалочка трудолюбива, заботлива и добра, часто обладает выдающимися особенностями, но при этом она всё равно недовольна собой. Для русалочки отношения с мужчиной — это безответная любовь, безмолвное страдание. Она часто не понята, сексуально не желанна, не любима как женщина. У неё нет понимания, что такое баланс в отношениях «брать-давать». С мужчиной русалочка ведёт себя по-матерински, даёт очень много. А мужчина принимает и отдаёт очень мало, как маленький, неразумный ребёнок.
Когда отношения русалочки с реальным мужчиной разрушаются, она переходит в царство фантазии и размышлений.
Источник психологической статьи по сказке: https://samopoznanie.ru/articles/rusalochka_i_zhizn_v_ljubvi…
Осознание того, что мне с детства всё время так бессовестно лгали, что у Русалочки с Принцем всё намного искренне было, что это — жизненная история именно о несчастной и истинной любви, выводит меня из себя. На самом деле всё не так оказывается, как нам об этом прожужжали уши все экранизации мира…И автор сказки — религиозный фанатик, и Принц с Русалочкой действуют исключительно из доминирующего чувства долга по отношению друг к другу, и чего-то требуют взамен…А любовь-то оказалась мнимая, по принуждению…Русалочка не только попросту выдала желаемое за действительное, ей прям подавай сразу всё и вся, а Принц на смазливую мордашку повёлся и искал ТОЛЬКО ту, что его спасла, и никого другого не хотел видеть пред собой…Блиндак, да даже у Островского Любовь Снегурочки к Лелю, и то более искренне смотрится!
Знаете, я большой антифанат современной культуры отмены. Меня прямо-таки колотить начинает каждый раз, когда я вижу, как, например, распинают Золушку, Красавицу и Чудовище и, конечно, обожаемую мной Русалочку. Распинают, конечно же, с антипатриархальной точки зрения. Если трактовать Русалочку буквально, то это отказ от собственного голоса ради мужика (с). Дабы потом попасть в созависимые отношения. Влюбиться в образ в своей голове, обрезать старые связи и истязать себя, лишившись собственной идентичности и даже голоса. Красиво звучит и гладко стелется, совершенно согласна.
Золушка, которая прыгнула выше головы, тоже попадает в созависимые отношения. Белль это вообще пример стокгольмского синдрома. А я сижу и думаю: нет, ну если вы ВО ВСЕМ хотите видеть истоки созависимых отношений, то это исключительно ваши проблемы. Куда ни плюнь, везде арбузеры. Как научатся новым словам, так потом невозможно заставить этот горшочек НЕ ВАРИТЬ!
Но вот, что мне интересно. Однажды натыкалась на психологические описания «жизненных сценариев» по выбору любимых сказок. И, знаете, интересно совпало с «Русалочкой». Психолог трактовала это как стремление уйти из родительской семьи (не обязательно в поиске романтических отношений), сейчас это принято называть умным словом сепарация. Также предполагалось, что женщины с «Русалочкой» в анамнезе склонны…к уходам и побегам из дома. Или к постоянным мыслям об этом. Что в моем послужном, так сказать-с, списке также присутствовало. Эпизодом кратким, но эффектным. И да, сепарация по сей день остается моей главной психологической проблемой.
И для меня история Русалочки — это вообще не про попадос в созависимые отношения. Это про поиск себя, про бесстрашие перед вызовами жизни, перед новыми дорогами, перед болью, которые могут принести перемены. Дисней, конечно, подарил нам более приятную концовку, в которой Русалочка получила одобрение родительского лица, полностью пройдя сепарацию. То есть… Все у нее хорошо. Да, у Андерсена Русалочка отказывается от помощи сестер, выбирая между своей жизнью и жизнью принца — его. Мрачно и по-христиански. Но это тоже очень хороший урок. Любовь к человеку — это возможность дать ему быть счастливым и без тебя. Хотя, в истории с одержимостью Русалочки получить во что бы то ни стало эту самую душу, она под большим вопросом находится…Скорее, здесь сыграло роль отчаяние и отсутствие мотивации, но не любовь. Современная эгоцентричная модель неспособна вообще переварить эту идею без упрека в абьюзерстве, ей-богу.
А теперь давайте о ногах!
Ноги, обувь у Андерсена играют, ни много ни мало, преимущественно сакральную роль. Это символ непорочности или, напротив, грехопадения. Нищие босоногие девчонки (как в «Девочке со спичками», вообще обрыдаться можно, какая грусть) для него обычно чисты душой и помыслами, а себялюбки, гордячки и павшие женщины на своих черевичках помешаны (как в «Красных башмачках»). Поэтому хочу поделиться своей теорией и трактовкой сказке о Русалочке в ключе такого обувного андерсоновского символизма.
Хвост — это отсутствие ног (мысль кажется тупой, но пусть, сейчас поймете, о чем я). Ноги — источник грехопадения (вспомним, что Карен из «Башмачков» отрубили ноги, за то, что она была надменна и не в тех башмаках в церковь явилась — и только после этого она смогла стать, так сказать, достойной христианкой. Исключение составила разве что Герда, которая тоже носила красные башмаки, а потом босиком по снегу шла в чертог Снежной Королевы. Замерзая, по пути она читала молитву «Отче наш», ей являлись ангелы и отогревали её. В оригинале не было ни встречи, ни противостояния с самой повелительницей вьюг — всё закончилось очеловечиванием Кая, преображением детей, а Бабушка читала Евангелие и буквально цитировала его. Речь шла в книге про духовную, христианскую борьбу со смертью и спасение души мальчика, а не физическую битву, как в экранизациях).
Я бы сказала, что если рассматривать обувь как символ искушения, не поддавшись которому можно угодить в Рай, то ноги тут своеобразно отождествляются с душой, которая страдает, не поддаваясь искушению (и смиренно замерзает, чиркая спичками). У Русалки нет ног = нет души, которая может воссоединиться с богом. Как вам такая теория? Синие занавески профессора Преображенского просто нервно курят в сторонке, пока я тут курю волшебную траву, судя по всему (это я шучу, нормальная теория по-моему!).
Мне однажды понравилась фраза на литературоведении, что вот мы все знаем три жанра драматургии: комедия, драма и трагедия. Мы все сразу начали блистать теоретическими знаниями, про низкие и высокие жанры, про то, что хорошо начинается и плохо кончается и наоборот. Но фраза преподавателя об основной разнице между драмой и трагедией до сих пор со мной:
И действительно, «Русалочка» — трагичная история с точки зрения мирян, в которой нет злодея. Ведьма не злодей, папа не злодей, принц не злодей, его невеста — не злодей, Русалочка — не злодей. Нет злодея. Все правы. Некого ненавидеть. И от этого только горше на душе. А если судить, как Андерсен, с позиции христианства, то тут почти хэппи-энд получился, только опять же, грустный — Русалочке, по сути, дали второй шанс…А если бы не было этого, мы бы получили ещё один урок, что религиозный фанатизм в любом его проявлении не доводит до добра…Но, что есть, то есть…Оспаривать не стану.