Как Кристофер Нолан проработал кинопространство в своём фильме про Бэтмена.
С тех пор, как написал о сотне пасхалок в «Чипе и Дейле», хотел так же внимательно рассмотреть какое-нибудь другое кино. Только уже не ради спрятанных намёков, а просто, чтобы оценить, как режиссёр спроектировал пространство в кадре. Заморочился ли с неочевидными деталями и связями, которые при обычном просмотре всё равно никто не заметит.
Опробовал идею на «Тёмном рыцаре» Кристофера Нолана. Решил, что если кто и удивит, так один из самых обстоятельных авторов Голливуда.
И не сказать, чтоб фильм впечатлил той дотошностью, на которую я надеялся, но несколько любопытных мелочей отыскать вышло.
Интересные детали
В начале фильма мы видим шуточную доску с предполагаемыми Бэтменами. Среди подозреваемых есть Авраам Линкольн, Бигфут и Элвис Пресли.
Чтобы на секунду показать в кадре фото Пресли, авторам пришлось запрашивать разрешение у Elvis Presley Enterprises — об этом говорится в титрах.
В начале фильма Джокер скрывается из ограбленного банка на школьном автобусе.
Этот же автобус он позже использует, чтобы похитить заложников из больницы.
Это понятно по разбитому левому поворотнику. Номера, видимо, злодей сменил, потому что они могли засветиться на камерах в банке.
При первой попытке взломать сейфовую дверь сообщника Джокера бьёт током. Поэтому в следующей сцене мы видим, как он подбирает шифр в кроссовках, надетых на руки — резиновая подошва ведь не пропускает электричество.
Во время ограбления банка возле убитого взломщика не лежит маски. А вот когда на место преступления приезжает лейтенант Гордон, маска уже лежит.
Похоже, криминалисты сняли её с преступника, чтобы опознать его личность.
Когда Гордон проходит через фойе банка, на заднем плане можно разглядеть, как криминалисты замеряют расстояние, с которого менеджер застрелил одного из грабителей.
Монорельс, игравший важную роль в «Бэтмен: Начало», в «Тёмном рыцаре» не забыли.
Хоть он и не мелькает в сюжете, пути и стойки с позолоченными козырьками можно заметить на некоторых общих планах.
Внутри кабинета мэра Готэма стоит модель здания.
Это же здание позже можно увидеть снаружи — судя по всему, это и есть мэрия.
Когда Рэйчел и Дент приходят на балет, то узнают, что шоу отменили — Брюс Уэйн сбежал со всей труппой на свою яхту. Газетная вырезка с этой новостью приклеена на дверь театра.
Текст статьи более-менее читаемый, но ничего интересного там нет. А вот если отразить картинку, то получится прочитать заголовок с обратной стороны страницы — «Victims of Seven Sisters Fire Were Children» (Жертвами пожара у Семи Сестёр стали дети).
И этот же заголовок можно разглядеть в газете, которую Брюс читает на яхте, дожидаясь контрабандистов, с которыми полетит в Гонконг.
То есть Брюс Уэйн читает тот же выпуск газеты The Gotham Times.
В некрологе мэру Готэма, который в качестве издёвки напечатал Джокер, злодей сам себя называет «криминальным гением», а смерть чиновнику предрекает от кровотечения после огнестрельного ранения из винтовки.
Именно из винтовки Джокер и попытается застрелить мэра.
На одном из паромов детонатор был завёрнут в газету.
Я не нашёл, что это именно за статья, но в ней упоминаются джихадисты, так что, по всей видимости, страница не случайная.
После взрыва в больнице комиссар Гордон наказывает не раскрывать исчезновение Харви Дента: пускай все думают, что он в порядке.
Сценой позже в бегущей строке новостей можно прочитать, что «Харви Дент безопасно эвакуирован».
На протяжении фильма Джокер использует разные карты-джокеры.
Просто хорошее внимание к деталям: сюжет происходит в июле 2008-го, и соответствие датам можно проследить даже на самых незначительных кадрах.
Из интерфейсов компьютеров Брюса Уэйна можно узнать, за чем он следит в Готэме.
На самом деле, практически за всем.
В больнице Джокер наряжен, как медсестра, но это не просто медицинский халат.
Судя по часам в нагрудном кармане, броши на воротнике и розовым швам, это халат конкретной медсестры — несколькими сценами ранее нам показывали, как она руководит эвакуацией из больницы.
Похоже, ради наряда Джокер её убил.
И достаточно известный момент, но вдруг кто-то не знал.
Если приглядеться, то можно увидеть, как слева в кадре Харви Дент вырубает охранника мафиози, а после в правом зеркале видно, как бывший прокурор залезает в машину.
Мусоровоз (грузовик слева) помечен логотипом департамента здравоохранения Готэма.
Почти на всех автомобильных номерах, мелькающих в кадре, есть подпись «Готэм».
Заключённых на пароме перевозят не просто полицейские, а сотрудники с нашивками исправительного департамента Готэма.
Полицейские служат в департаменте полиции Готэма.
А главный телеканал — GCN, Gotham Cable Network.
Ляпы
Во-первых, я искал только визуальные ляпы. Сюжет и какие-то его фрагменты, которые могут показаться нелогичными или неправильными, не трогал.
Во-вторых, ляп — это не всегда плохо. И если я замечаю какую-то оплошность, это не значит, что я обвиняю в ней съёмочную группу. Большинство найденных ошибок всё равно невозможно заметить при обычном просмотре.
Во время ограбления мужчина из массовки пытается поймать падающую со стола лампу.
В начале ограбления видно, как преступник на заднем плане бьёт охранника по спине.
Смартфон, который Фокс оставил в офисном здании, чтобы взломать систему защиты, почему-то показывает иероглифы на экране.
Действие происходит в Гонконге, да, но мобильник-то американца.
Мальчик из массовки (справа) не удержался и заглянул в камеру.
Почему правый охранник никак не может попасть в Бэтмена?
Потому что стреляет с закрытыми глазами.
Бэтмен влетает в здание через окно.
В отражении справа видно, как бьётся стекло, но почему-то не видно самого Бэтмена.
Один и тот же отснятый материал с проездом Бэтмена на байке мимо вывески Americana Submarine используют дважды.
Сначала во время погони героя за Джокером.
Затем, когда Бэтмен мчит спасать Рэйчел.
Член съёмочной группы попал в отражение слева.
Чикаго в «Тёмном рыцаре» убедительно притворяется Готэмом, но время от времени настоящая личина города вырывается из-под декораций.
Непонятно, откуда взялись гражданские машины, которые Джокер обстреливает после того, как Бэтмен перевернул его грузовик.
За автомобилями отчётливо видно горящий остов вертолёта: кто в здравом уме его объедет и поедет по дороге дальше?
А этот ляп скорее познавательный.
Часы на здании позади показывают чрезвычайно разное время, в отличие от кадра, хотя по сюжету события в этой сцене проходят в течение нескольких минут.
Так можно понять, в каком порядке и как долго шли съёмки.
Когда Фокс проверяет телефон в офисном здании и через некоторое время достаёт мобильник на встрече с Брюсом, стрелки на циферблате на меняют положения.
Сначала я пытался загуглить слово «Mahtod» с флага позади, но затем понял, что один из финальных кадров просто отразили на монтаже.
Не отражённый вариант, к слову, логичнее, ведь в нём тень падает на правую половину лица Дента. Она и была обожжена.
Второй план у Нолана такой же функциональный, как другие задумки режиссёра. Он не насыщает его какой-то лишней жизнью: например, массовка в основном просто ходит, иногда держит в руках чемоданы, сумки, пакеты. Да, что-то всё-таки в стороне от внимания зрителя прячется, но довольно редко — чаще вы видите всё, что автор хотел вам показать. И с одной стороны здорово, что двух-трёх просмотров хватает, чтобы увидеть всё, с другой — рассматривать фильм покадрово оказалось не так интересно, как мне хотелось.
Но хоть я и промотал всего «Тёмного рыцаря» сцену за сценой, стоп-кадр за стоп-кадром, трижды, я точно что-то упустил. Например, сколько искал, так и не нашёл — кто из бандитов вышел из этой драки победителем. Вдруг кто-то из них мелькал далее по фильму…
Если вы сами находили или просто знаете о других спрятанных и неочевидных деталях — поделитесь ими в комментариях.
А ещё, если у вас есть идеи фильмов или мультфильмов для следующих подобных разборов, то предлагайте. Пока что у меня в планах рассмотреть под лупой что-нибудь от Pixar или «Брата» Балабанова.
Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»