Спикерфон — частый обитатель конференц-залов, рабочих столов руководителей и импровизированных переговорных. Небольшие спикерфоны берут с собой в поездки, а также используют в автомобиле и не отказывать себе в конференциях по телефону. Они разнятся своими формами и размерами, функционалом и набором интерфейсов. Неизменной остается только их цель — обеспечить комфорт общения в режиме громкой связи без гарнитур, микрофонных пультов и прочих устройств.
Эту статью я публиковал ранее, получил хороший фидбек от читателей и хочу поделиться результатом проделанной работы. Под катом будет много фотографий железа, технической информации и как ее применить на практике.
В каком случае следует использовать спикерфон?
Тут все просто: использовать гарнитуру — это идеальное решение, капсюль микрофона расположен максимально близко к источнику звука, а динамик находится непосредственно на ухе. Таким образом факторы помещения и окружения практически не оказывают влияния, благодаря чему сохраняется высокое качество звука.
Если в конференции должны участвовать несколько человек, то придется выдумать способ все подзвучить. Вариантов несколько:
- Применить конгресс-систему: каждому участнику конференции поставить направленный микрофон, микрофонный пульт и оборудовать помещение акустической системой
- Установить массив микрофонов и саундбар
- Подключить спикерфон
Спикерфон — это самый простой и доступный вариант. Тем более, что у меня есть очень хороший экземпляр для исследования, который я с удовольствием разберу и покажу что к чему.
Вообще, технически это не просто спикерфон, а конференц-телефон, т.к. его можно использовать без ПК.
Итак, перед нами Spider от Phoenix Audio.
Купол из сетки скрывает микрофонный массив и динамик. Устройство имеет внушительную массу и подошву из вспененного материала, благодаря чему он твердо стоит на поверхности и не производит лишних звуков при перемещениях по столу и нажатиях клавиш.
Из круглого корпуса выделяется клавиатура с монохромным дисплеем. Клавиатура закрыта неким прорезиненным материалом, сквозь который просвечивают символы-обозначения клавиш.
На дне спикерфона имеется специальная полость, в которой находится панель интерфейсов спикерфона, а также это пространство предусмотрено для организации кабелей. Также подключенный спикерфон можно установить над технологическим отверстием в столешнице.
Спикерфон оснащен интерфейсом Ethernet для автономной работы SIP-клиента и microUSB для использования вместе с ПК, а также разъемом для подключения дополнительной акустической системы и Link Down. Большинство из нас знакомы с основными из них и используют их в повседневной жизни, тем не менее, один из них точно требует пояснения. Это Link Down, который позволяет соединить несколько спикерфонов в цепь простым кабелем UTP. Полученный массив спикерфонов работает согласованно, как единое устройство, и может охватить конференц-зал площадью до 100м².
Подводные камни
Как известно из школьного курса физики, уровень звукового давления снижается при удалении от его источника. Падение происходит логарифмически, и вычислить его можно при помощи уравнения:
ΔL=20lg(r1/r2)
где r1 и r2 — расстояние до источника звука в начальной и конечной точках.
Вот, к примеру, спокойная речь на дистанции 20 см, выше порога слышимости на 60 дБ.
Расстояние от источника голоса, м |
Падение уровня звукового давления относительно порога слышимости, дБ |
Пример из жизни | Минимальный коэффициент усиления на микрофоне |
0,2 м | 60 | Общение лицом к лицу | 1 |
0,5 м | 52 | Фоновый смех | 3 |
1 м | 46 | Фоновый диалог | 15 |
2 м | 40 | Бурная дискуссия за стеной в переговорной | 63 |
4 м | 34 | Уровень шума в офисе в субботу утром | 250 |
Отдалившись от спикерфона более чем на 4 м, уровень звукового давления снижается до фонового шума офиса. Это значительно усложняет задачу электроники по захвату и обработке звука, а также повышает требования к усилению звука и применению специальных алгоритмов обработки.
Что же там внутри?
«Паук» разобран, и можно рассмотреть всю электронику детально. Всю работу выполняют 3 основных узла: массив микрофонов, материнская плата и плата усилителя мощности звука.
А теперь порядку:
-
Массив микрофонов формирует лучи захвата звука. Система анализирует окружающую среду и включает микрофоны таким образом, чтобы лучше усиливать только голос и только с того направления, откуда он поступает.
В спикерфоне применяются направленные электретные микрофонные капсюли с эффективным углом работы около 130⁰. Направленные во все стороны капсюли имеют некоторый нахлест в углах снятия звука(около 40⁰): это позволяет формировать точные лучи захвата звука, вычитая и суммируя сигналы с разных капсюлей.
На этой плате также расположена световая индикация работы устройства, операционные усилители и система согласования с главным процессором.
Тут происходит первичное выравнивание громкости входного сигнала: на каждый микрофон приходится сдвоенный операционный усилитель, который через систему обратной связи повышает амплитуду слабого сигнала и снижает слишком громкие звуки до заданного уровня, т.е. меняет чувствительность каждого микрофона в отдельности. Далее мы выясним, для чего это нужно.
Массив микрофонов целиком обернут силиконовым чехлом, где каждому капсюлю выделено отдельное посадочное место. Чтобы микровибрации от динамика и шорохи от касания корпуса устройства, которые возникают при работе с ним, не вызывали шума и дребезжания в захватываемом звуке.
-
Далее звук попадает на материнскую плату для оцифровки, обработки и передачи собеседнику.
Сердцем “Паука” выступает чип израильской компании AudioCodes, управляющий всеми процессами, периферийными устройствами и интерфейсами в аппарате. Также в составе этого чипа трудится процессор цифровой обработки звука (Digital Signal Processor, далее DSP).
DSP делит спектр полученного звука на отдельные участки и обрабатывает их параллельно, удаляя все то, что отличается от человеческого голоса. В отличие от обычных конгресс-систем программная часть в DSP — это главная часть спикерфона, и реализует она следующие алгоритмы обработки звука:
-
Адаптивный фильтр анализирует звук в помещении и подавляет равномерно распределенный статический шум, например — шум от кондиционера, звуки с улицы или шелест кулера ноутбука. Принцип действия схож с человеческим ухом: поначалу в шумной обстановке общаться довольно сложно, однако после адаптации влияние раздражителей снижается. Разница лишь в том, что DSP делает это практически мгновенно, чем избавляет нас от необходимости привыкать.
Однако есть ситуации, в которых спикерфоны буквально сходят с ума, и причина этому — системы антипрослушки, которые очень любят наши спецслужбы.
Эти системы трудятся на оконных рамах для заполнения комнаты случайным шумом, неслышным человеческому уху. В этом случае адаптивный фильтр попросту не успевает приспособиться к быстро меняющимся условиям и только ухудшает ситуацию.
-
Подавление эха. В данном случае мы рассмотрим эхо как возврат собственного голоса собеседнику. Микрофон улавливает то, что воспроизводит динамик, и собеседник слышит сам себя, что весьма нешуточно раздражает 🙂
Таким образом, реплика собеседника существует в двух видах: оригинал, воспроизводимый динамиком, и эхо-копия, полученная с микрофона. Исходя из того, что процессор “знает” какой сигнал он направлял на динамик, остается только вычесть одно из другого. После вычитания могут быть слышны щелчки и прерывания звука, так как эти аудиодорожки все же отличаются из-за геометрических свойств помещения и потому после этой процедуры применяют дополнительный адаптивный фильтр, удаляющий остатки вычитания. За годы развития цифрового аудио было придумано множество решений данной проблемы, алгоритмы которых трепетно оберегаются производителями и патентными бюро. Потому программная часть DSP — наиболее важная и ценная составляющая всего девайса, где аппаратная часть вторична.
- Снижение реверберации. В помещении без специальной акустической отделки любые звуки многократно отражаются, и эти отражения создают неблагоприятный шум. Большую часть проблем разработчикам доставляют поверхности, зеркально отражающие звук, например — стекло.Так как направление отражений постоянно меняется, то большую часть из них легко отсечь, захватывая звук только в одном направлении. Массив микрофонов под управлением DSP формирует лучи направленного захвата звука, чтобы снизить влияние реверберации до уровня, с которым продолжит работать специальный программный фильтр.
- АРУ, или автоматическая регулировка усиления, компенсирует разницу в уровне звукового давления. Проще говоря, спикерфон уравняет по громкости как тихую, апатичную речь, так и громкие, эмоциональные реплики. Обработка начинается с момента захвата звука микрофонным массивом, DSP нормализует уровень амплитуду сигнала для проведения качественной дальнейшей обработки, которая происходит уже в цифровом виде. В результате, зачастую невозможно определить, на каком расстоянии от спикерфона находится собеседник: сидит он за столом переговоров, ходит вокруг него или набирает воду из кулера — слышимость будет одинаково хорошей.
- Вообще в спикерфонах, помимо описанных алгоритмов обработки звука, есть множество других, менее примечательных, но столь же важных алгоритмов, позволяющих девайсу адаптироваться к различным ситуациям. К примеру — компенсировать разницу в уровне реверберации, вызванную геометрической конфигурацией помещения, или эффективно работать в цепи из нескольких подобных устройств. Каждый производитель разрабатывает собственные, уникальные фичи и возможности.
-
-
В центре, под куполом, располагается 10-ваттный динамик американской фирмы Arelle Labs, который также дополнительно развязан от корпуса устройства демпфирующими прокладками.
Система звукоусиления построена на высокоэффективной, малошумной интегральной микросхеме, работающей в классе D, что обеспечивает высокую эффективность усиления звука при малых габаритах. Питание усилителя, как и сам усилитель, расположены на отдельной плате под динамиком.
Так устроен спикерфон — аппарат громкой связи, который является одним из самых частых элементов в переговорных комнатах (или на столе руководителя какой-нибудь компании). Основная особенность — это сохранение качества звука при общении вне зависимосоти от акустических недостатков среды, в которой он работает. При этом, разделанный мной «паук» может быть включен в сеть из 15 таких спикерфонов.
Чтобы написать статью, я углубился в доклад Джозефа Мараша, генерального директора американской Phoenix Audio Technologies, в котором он весьма детально рассказывает о важности качества звука в конференц-залах и нюансах применения режимов громкой связи.
Ранее я препарировал 2 PTZ-камеры разных поколений и выяснил, что изменилось за 10 лет прогресса. Потому добавляю к статье опрос: какой девайс разобрать следующим?