Райтовское ружьё: разбор фильма «Малыш на драйве»

Отсылки, предпосылки и различные детали в фильме Эдгара Райта.

Эдгар Райт — без преувеличения, великий режиссёр. Его творчество запоминается отличным визуальным юмором, быстрым монтажом и, конечно же, вниманием к деталям: от звуков на бэкграунде, до конкретных фраз в сценарии.

Одним из любимых приёмов Райта является «foreshadowing», на русском— «предзнаменование» или просто «чеховское ружьё». Суть этого приёма в том, что если в начале первого акта на стене весит заряженное ружье, то в последнем акте оно должно выстрелить.

Режиссёр пользуется этим трюком со времён своего первого авторского фильма — «Зомби по имени Шон». Во всей «Трилогии Корнетто» и даже в «Скотте Пилигримме» легко обнаруживается «райтовское ружьё». На эту тему есть отличное видео-эссе.

Я же хочу подробно разобрать последний фильм Эдгара Райта «Малыш на драйве» и рассказать о найденных отсылках, предпосылках и деталях.

Я видел фильм, наверное, раз восемь, причём первые пять — в кинотеатре. И каждый раз находил новую деталь, отсылку, мелочь. В этом всё мастерство Эдгара Райта.

Разбор будет непосредственно касаться сюжета, а потому содержит критические спойлеры. Если вы не видели фильм, то перед прочтением его всё же лучше посмотреть, тем более что он уже вышел на Blu-ray и популярных цифровых платформах, от YouTube до iTunes.

Начну с самой очевидной детали, после того факта, что каждое движение в фильме синхронизировано с музыкой. В сцене после первого ограбления, когда Бэйби идет за кофе, играет композиция Harlem Shuffle от Bob & Earl. В этой сцене важно приглядываться к надписям на стенах, столбах, асфальте — они дублируют текст песни.

Помимо синхронизированного текста, можно заметить и синхронизированные звуки: вой сирен полицейского авто, колокольчик на двери кафе, двигатель мотоцикла. Уличные музыканты дополняют композицию, стоящий на улице парень идеально попадает в такт мелодии, набирая текст на телефоне. А теперь запомните всё, что прочитали и пересмотрите эту сцену заново.

Кстати, сама сцена является остылкой на похожую прогулку с длинным планом из «Зомби по имени Шон».

Телевизор

Бэйби — герой с трудной судьбой, родители погибли в автокатастрофе, оставив ему в качестве напоминания разбитый iPod первого поколения и постоянный звон в ушах, который герой заглушает с помощью музыки. Воспитывает его глухонемой приёмный отец, который научил парня читать по губам и пользоваться жестами для общения, а в телевизоре дома постоянно включены субтитры. Бэйби немногословный персонаж и у него лишь несколько источников информации: телевизор и окружающие люди. Оттуда он и забирает цитаты, которые потом использует в жизни. Такие цитаты и являются тем самым чеховским ружьём.

Например, сцена с просмотром телевизора (что также является кивком в сторону «Зомби по имени Шон»). Бэйби сидит и переключает каналы, режиссёр даёт нам пару секунд на запоминание, и не зря — эти фразы мы услышим позже.

Пример первый: сцена из фильма «Маленькие негодяи»

Ждать долго не приходится — Бэйби при встрече с Деборой, залюбовавшись, случайно проговаривает те самые слова из песни.

Пример второй: сцена из фильма «Простые Сложности»

«До чего же быстро они растут».

Бэйби использует эту цитату позже, когда общается с кассиршей в здании почтовой службы. Он ошибочно называет возраст племянника Дока и мгновенно выбирается из неудобной ситуации той самой фразой.

Пример третий: сцена из «Корпорации монстров»

Эту фразу Бэйби употребляет несколько раз в разговоре с Доком, причём в последний раз Док понял откуда она, из-за чего сцена получилась смешной.

Пример четвёртый: сцена из «Бойцовского клуба»

«Ну и как живется с этим?»

Эта фраза наиболее незаметно вплетена в сценарий, нашел я её только после того, как открыл файл с субтитрами и воспользовался поиском. Бэйби проговаривает её один, комментирую татуировку одного из бандитов.

Как мне кажется, привычку постоянно носить очки Бэйби получил именно подражая героям кинофильмов.

Пример пятый: коррида

Этот фрагмент символичнее других, и здесь можно увидеть намёки на разные сцены фильма. Например, часть, где говорится «Он должен выстоять на ногах», скорее всего, отсылает к сцене, где Бэйби пускается в бега под энергичную композицию Hocus Posus группы Focus.

А возможно, коррида является предзнаменованием схватки в самом конце фильма между Бэйби и Бадди.

С телевизором связана ещё одна отсылка, а именно вот этот кадр:

Фанаты Эдгара Райта сразу узнают момент из клипа группы Mint Royale на песню Blue Song. Клип примечателен тем, что его режиссировал сам Райт, а так же он сильно напоминает первую сцену фильма.

Сначала предлагаю посмотреть сам клип.

А теперь сравним его с открывающей сценой Baby Driver.

Кстати, сам Эдгар Райт говорит, что весь фильм начался с песни группы Jon Spencer Blues Explosion — Bellbottoms. Когда он услышал эту композицию, то сразу же подумал о сцене погони под этот трек.

Диалоги

Диалоги также могут исполнить роль того самого «ружья». Как я говорил раньше, ещё одним источником информации для Бэйби, помимо музыки, являются окружающие люди.

Пример первый: диалог о «Вакханалии», лучшем заведении в Атланте

После первого ограбления вся банда едет на лифте. Бадди и его девушка Дарлин заводят разговор о том, как им провести вечер. Бадди предлагает сходить в «Вакханалию», лучший ресторан города. Бэйби всё это запоминает.

Позже, когда Бэйби приглашает Дебору на свидание, он слово в слово повторяет диалог из лифта.

Пример второй: мечта о беззаботном путешествии

При первой встрече Бэйби с Деборой заходит разговор о вождении. Дебора говорит, что ей хотелось бы «рвануть по шоссе в дорогущей тачке, куда глаза глядят». Также упоминается фраза «Только я, музыка и дорога».

Бэйби запомнил этот момент и позже использовал его в разговоре с Деборой несколько раз, придавая этим словам мотивационную функцию.

Пример третий: бананы

В одной из сцен герои приезжают на сделку по продаже оружия, которая срывается из-за одного из персонажей. Когда команда возвращается на базу, то Док сообщает, что он не услышал кодовое слово «BANANAS», что означало бы успешное завершение операции.

Несколько минут спустя Бэйби ловят на попытке побега, а затем и вовсе обнаруживают его диктофон и коллекцию микстейпов сделаных из разговоров окружающих героя людей. Когда герой доказывает, что он записывал разговоры исключительно для создания музыки, то Дарлин начинает понимать абсурдность ситуации и произносит следующее

В данном контексте фраза имеет другое значение — «Bananas» примерно означает на слэнге «безумно» или «круто». К сожалению, в российском дубляже эту сцену запороли полностью.

Позднее кодовое слово мы услышим уже от самих контактов Дока, когда они придут мстить за сорванную сделку.

Еще я не уверен, что это связано, но в самом начале фильма мы наблюдаем забавный момент с бананом. Хотя такого рода отсылки вполне в духе Райта.

Пример четвёртый: не шофёр, водитель

В одном из диалогов с Деборой Бэйби говорит, что он работает водителем. Героиня уточняет, а не личным ли шофёром работает герой.

Позже, почти под конец фильма, Бэйби на большой скорости довозит Дебору до Дока, под впечатлением та вспоминает, что говорила раньше и исправляется

Теперь перейдём к предпосылкам, которые содержатся в диалогах.

Например, в сцене, когда банда сидит в кафе, герой Джейми Фокса начинает конфликтовать с Бадди и Дарлин. Спутница Бадди в своем ответе упоминает, что не стоит злить её бойфренда, потому что «когда Бадди увидит красный цвет, то его соперник не увидит ничего, кроме темноты». Надо заметить, что в российском дубляже смысл фразы сохранился, но с некоторыми изменениями.

В финальной битве Бадди появляется в полицейском авто, салон которого освещён красным. Слова Дарлин оправданы.

Другой пример — Бадди и Бэйби ведут разговор про «убойный трек», герой говорит, что у него есть такой — Brighton Rock от Queen

Когда же Бадди появляется в амплуа злодея, то припоминает этот разговор и включает ту самую песню, которая теперь становится саундтреком для последней экшен-сцены.

Музыка

Музыка играет в фильме одну из главных ролей, она задает не только тон, но и ритм сцене и даже движениям актёров. В вопросе использования музыки «Малыш на драйве» очень схож со «Стражами Галактики». Но даже их он переплюнул и возвёл роль музыки в абсолют.

Стоит начать с того факта, что абсолютно вся музыка, что мы слышим, либо играет в «айподе» Бэйби, либо доносится из динамиков винилового проигрывателя или же играет по радио в автомобиле.

В фильме мы слышим музыку так, как её слышит главный герой. Когда он вытаскивает один из наушников, громкость играющего трека уменьшается, если он внезапно оказывается вообще без источника музыки, то мы начинаем слышать звон в ушах. На звуковом уровне зритель полностью связан с главным героем.

Эдгар Райт даже даёт зрителю несколько секунд и показывает обложку альбома или название трека, чтобы дать понять, какая музыка сейчас играет и настроить на нужный лад.

Если нужно создать эффект неожиданности, то Райт, наоборот, не даёт понять что же за мелодия играет, а потом удивляет зрителя. Этот трюк отлично продемонстрирован в начале сцены в закусочной.

Актёры получали сценарий вместе с флешкой, на которой были композиции, которые, по задумке Райта, должны играть в той или иной сцене. Таким образом сцены строились вокруг музыки

Если продолжать тему роли музыки, то стоит упомянуть, насколько важен текст песен, которые зритель слышит на фоне.

Например, в сцене, когда Бэйби с бандой едет на сделку по продаже оружия, на фоне играет Nowhere to Run группы Martha and the Vandellas, тем самым подчеркивая неизбежность и тяжёлое положение Бэйби.

Или в сцене, когда Бэйби против своей воли приводит всю банду в кафе, где работает Дебора, на фоне начинает играть композиция When Something is Wrong With My Baby, что полностью передает настроение сцены.

Также стоит заметить, что почти все сцены, в которых участвует Бейби и Дебора, сопровождаются песнями, в названии которых присутствует слово Baby. Отличным примером является эпизод со свиданием в ресторане, где играет The Detroit Emeralds — Baby Let Me Take You (In My Arms).

В последней сцене играет песня, которая дала название самому фильму: Baby Driver от Simon and Garfunkel.

Буквально на финальных этапах написания этой статьи вышло новое видео-эссе о том, как Эдгар Райт превратил музыку в элемент повествования.

Цветовой код персонажей

Очередное видео-эссе о невероятном внимании Эдгара Райта к деталям. В этот раз — про роль цвета одежды в повествовании.

Идея интересная: каждый цвет в одежде персонажей отражает их характер, и это даёт зрителю информацию о герое. Сам Райт этим приёмом пользуется с самых первых фильмов. Если суммировать, то получается примерно следующее:

  • Каждый герой имеет свой цвет, отражающий черты персонажа;
  • Красная одежда Бэтса (или Психа в русском дубляже) символизирует жестокость героя;
  • Чёрно-белые тона одежды Бэйби отражают дуализм: герою приходится разделять насыщенную и опасную жизнь в составе банды Дока и размеренную спокойную жизнь с приёмным отцом и Деборой;
  • На протяжении всего фильма одежда Бэйби становится темнее, подчёркивая всё более сильное вовлечение героя в мир криминала;
  • По мере появления Деборы в жизни Бэйби появляется больше красок;

Мелкие детали и отсылки

Кадр с названием фильма появляется на фоне здания, которое в то же время похоже на дорогу и линию двойной сплошной
Неожданное камео: роль «Безносого Эдди» исполнил Фли, басист группы Red Hot Chili Peppers

Когда вы смотрели фильм, скорее всего задались вопросом: зачем какой-то мужчина вступил в схватку с грабителями в сцене со вторым ограблением и откуда у него столько оружия? Ответ прост: это ветеран войны (скорее всего, в Ираке), об этом говорят наклейки на его авто с аббревиатурой «U.S.M.C.» что расшифровывается как United States Marine Corps или Корпус Морской Пехоты США.

Позже, в новостной передаче, у ветерана берут интервью.

Тюремный номер Бэйби — 28071978. Это дата выхода фильма The Driver («Водитель»), которым вдохновлялся как Райт, так и Николас Виндинг Рёфн («Драйв»)
Эти же цифры можно увидеть в сцене похода за кофе

Итог

«Малыш на драйве» — не совсем типичный фильм Эдгара Райта, к тому же это его первая «американская» работа. Акцент с сюжета перешёл на действие.

Однако, как я показал выше, это абсолютно «райтовское» кино, с его вниманием к деталям, отсылками (в том числе, к самому себе) и, конечно же, чеховским ружьём или, как я его назвал, райтовским ружьём.

Если вы нашли что-то, что я пропустил (а такое точно есть) — пишите в комментариях!

Устройте марафон по «Трилогии Корнетто» пересмотрите «Скотта Пилигрима» и взгляните на «Малыша на драйве» по-новому.

Видео-эссе

Под конец — несколько отличных видео, посвящённых Baby Driver или самому Эдгару Райту

Как одна сцена рассказывает многое с первых секунд фильма:

Как Эдгар Райт создаёт протагониста:

Как создать визуальную комедию:

Важность переходов в работах Райта на примере «Скотта Пилигрима»:

 
Источник: DTF

Читайте также